Учет хранения товаров осуществляется материально ответственными
лицами (кладовщик, заведующий складом), с которыми заключается
соответствующий договор.
Материальная ответственность наступает с момента оприходования
поступившего товара на склад на основании приходных товаросопроводительных
документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным
документам. При любом способе хранения ответственные лица ведут учет
товаров в натуральном измерении на основании соответствующих приходных и
расходных документов. Кроме того, возможно учитывать движение товаров
одновременно и в стоимостном измерении.
Материально ответственные лица складов на основании приходных и
расходных документов составляют товарные отчеты или сопроводительные
реестры сдачи документов. Форма отчетности зависит от специализации
оптового предприятия, ассортимента товаров, объема документооборота и
организации аналитического учета товаров в бухгалтерии и способа хранения.
Там, где используется оперативный бухгалтерский (сальдовый) метод
аналитического учета товаров, в условиях небольшого склада с ограниченным
ассортиментом товаров при сортовом способе хранения материально
ответственные лица обычно составляют товарные отчеты.
В товарных отчетах указываются поставщики, от которых получены товары
за отчетный период, покупатели товаров, даты и номера документов, стоимость
товаров по приходной и расходной частям отчета в отдельности по каждому
документу. Остаток товаров и тары на начало отчетного периода берут из
предыдущего отчета или из инвентаризационной описи. Остаток на конец
периода определяется как остаток на начало периода плюс приход товара и
тары за вычетом расхода за отчетный период. В конце отчета прописью
указывается число приложенных документов. Отчет подписывает материально
ответственное лицо.
На некоторых оптовых торговых предприятиях в товарные отчеты вводят
дополнительные графы, например: номер и дату документа поставщика и склада,
номер партии, стоимость товаров, общее количество товаров по документу и
отчету в целом и др.
По продовольственным товарам отчеты составляют по ассортименту,
наименованиям, единицам измерения, ценам и количеству товара и тары.
На предприятиях, применяющих количественно-суммовой метод учета,
имеющих большой документооборот, составляются сопроводительные реестры,
представляющие собой простой перечень документов с указанием их
наименований, номеров и количества (отдельно по приходу и расходу).
Экспедиторы составляют отчеты о развозе товаров, полученных на
оптовом складе и доставленных покупателям (магазинам). В этом отчете
указываются склад, номер и дата документа, номера предприятий-получателей,
наименование и количество принятых и сданных товаров, фиксируются недостачи
и излишки (необходимо помнить о том, что эти суммы должны быть определены в
подписанных заинтересованными сторонами актах). Отчет может быть составлен
на основании непосредственно счета-фактуры (или товарно-транспортной
накладной) с приложением к нему накладных на товары, переданные покупателям
(магазинам).
Сроки представления отчетности в бухгалтерию устанавливаются
руководителем предприятия в зависимости от размера предприятия и других
конкретных условий (ежедневно, еженедельно и т. п.). Увеличение срока
представления отчетности ослабляет контроль за движением товарных запасов,
приводит к неравномерной загрузке аппарата бухгалтерии.
Товарные отчеты и сопроводительные реестры составляются в двух
экземплярах. Первый экземпляр вместе с первичными документами передается в
бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у
материально ответственного лица.
Поступившие в бухгалтерию товарные отчеты и первичные документы
должны быть в тот же день проверены по форме, по существу и арифметически.
При этом бухгалтер должен обращать внимание на реальность начальных
остатков, аккуратность и правильность составления документов и самого
отчета, наличие всех приложенных документов, своевременность и полноту
оприходования товаров или списания их с учета и др. Несвоевременное
отражение движения товаров искажает величину товарного остатка и позволяет
некоторое время скрывать недостачи и излишки.' Обнаруженные при проверке
отчетов ошибки исправляются корректурным способом и заверяются подписью
бухгалтера и материально ответственного лица. Проверенные и принятые к
учету товарные отчеты проходят бухгалтерскую обработку. Сальдо, полученное
по данным бухгалтерского учета, сверяют с остатками товаров и тары по
товарному отчету.
2.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии.
Учет товаров ведется на активном счете 41 "Товары", кредитовые
обороты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебетовые -
в ведомости. Записи в журнале-ордере и ведомости ведут на основании сводных
учетных документов (например, товарных отчетов). Аналитический учет товаров
в бухгалтерии ведется раздельно по материально ответственным лицам,
наименованиям, сортам. При этом применяется метод натурально-стоимостною
учета товаров.
Сортовой способ бухгалтерского учета
При сортовом способе учет ведется в карточках количественно-суммового
учета (открываются на каждый сорт, артикул и т. д.), в которых записывается
приход, расход и остаток товаров (тары) в количественном и стоимостном
выражении на основании первичных документов: актов приемки, счетов-фактур,
товарно-транспортных накладных и других документов. По окончании месяца и
на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги оборотов за месяц,
определяют остатки и составляют оборотную ведомость, при этом переносятся
месячные итоги по приходу, расходу товара и остатки на конец месяца из
карточек. Итоговая строка оборотной ведомости (по сумме) должна быть
тождественна оборотам и сальдо синтетического счета 41 "Товары" (по каждому
складу в отдельности).
С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и
складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера
и материалы-то ответственного лица на оборотной ведомости.
Сальдовый способ бухгалтерского учета
При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) способе учета материально
ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки
количественно-сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров
ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам или по
товарным группам. Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит
сплошную проверку записей в карточках складского учета (товарных книгах).
При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственными лицами
в карточках складского учета, с данными приходно-расходных документов,
представленных в бухгалтерию в качестве приложения к реестру или товарному
отчету. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер
подтверждает проставлением даты проверки и своей подписью в карточках.
На первое число месяца и на день инвентаризации на основании
проверенных карточек складского учета составляют сальдовые ведомости по
складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них промежуточных
итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми карточками
бухгалтерии).
В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в
количественном выражении до наименованиям на основе регистров складского
учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий
итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо
счета 41 "Товары".
Партионный способ бухгалтерского учета
Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если
товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или в
партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных иди в партионные
карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а
в количественно-суммовом выражении.
В бухгалтерии на каждую партию открывается отдельная карточка. Данные
бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами материально
ответственных лиц и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные
при сверке, фиксируют в акте. На начало месяца итоговые данные из
партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целесообразно
составлять не по отдельным наименованиям и сортам товара, а по отдельной
партии в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомости должен
совпадать с данными синтетического счета 41 "Товары".
По мере реализации партий товара бухгалтер без проведения
инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки
товаров). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную
убыль по нормам (при их наличии), засчитывают пересортицы товаров,
обнаруженные внутри партии (пересортицы товаров в разных партиях
засчитывать запрещается), выявляют окончательные результаты и отражают их
на счетах. Недостачи, превышающие установленные нормативы, подлежат
взысканию с виновных лиц. Излишки приходуются в доход предприятия.
2.8. Учет тары.
На оптовом торговом предприятии может быть сосредоточено большое
количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным
поступлением и правильным оприходованием тары в основном такой же, что и
товаров. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность
цен на тару. Приемка поступившей тары осуществляется на основании счетов-
фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных
документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют
данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке,
как и по товарам.
Согласно Основным положениям по учету тары на предприятиях,
производственных объединениях и организациях, утвержденным письмом Минфина
СССР от 30.09.85 № 166 по согласованию с Госкомцен и ЦСУ СССР, различают
несколько категорий тары:
- многооборотная тара (используется многократно, подлежит обязательному
возврату поставщику). Гарантией возврата тары является взимаемый
поставщиком залог, который возвращается после получения назад порожней
тары в исправном состоянии. К многооборотной таре могут быть отнесены
металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, бидоны), деревянная
тара (ящики, бочки и др.), стеклянная тара (бутылки, банки), тара из
ткани (мешки), картонная тара (коробки);
- тара однократного использования.
Кроме того, в торговом предприятии должен быть предусмотрен
раздельный учет тары, которая:
- оприходована на основании товаросопроводительных документов поставщиков;
- не включена в товаросопроводительные документы поставщика, а оприходована
с составлением акта и оценкой торговым предприятием;
- относится к основным средствам.
Тара поступает на предприятия торговли в основном вместе с товарами
от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных документов. Учет
тары ведется обычно по ценам приобретения. Тару, не указанную отдельно в
документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании
соответствующего акта по цене возможной реализации.
Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-
транспортных накладных, счетах-фактурах и других товарных документах
отдельной строкой. Отпуск тары без товара оформляется отдельными товарно-
транспортными накладными или другими расходными документами.
Бой, лом и порча тары оформляются актом, при этом причиненный ущерб
должен быть взыскан с виновных работников.
Тару учитывают в местах ее хранения и в бухгалтерии оптового
предприятия. При этом материально ответственные лица ведут учет тары по
количеству, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в
которые производятся на основании первичных документов на поступление и
выбытие товара. Все документы на поступление и выбытие тары должны
сдаваться в бухгалтерию с товарными отчетами или сопроводительными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|