заинтересованным пользователям, в том числе иностранным инвесторам. С этой
целью следует использовать международные стандарты финансовой отчетности в
качестве основы для разработки положений и других нормативных актов по
бухгалтерскому учету с учетом конкретных условий рыночной экономики,
формирующейся в РФ;
-реализация таких подходов к составлению бухгалтерской отчетности, которые
обеспечат формирование отчетной финансовой информации исходя из приоритета
экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их
юридической формой;
-завершение формирование модели взаимодействия системы бухгалтерского учета
с системой налогообложения, при этом разночтения наличия бухгалтерского
учета и налогового учета должны быть устранены путем принятия Налогового
кодекса в полном объеме и разработки необходимых корректировок данных
бухгалтерского учета для целей налогообложения.
В настоящее время все организации независимо от их вида,
форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций согласно действующему
законодательству и нормативным документам.
Основополагающим нормативным документом, регулирующим
бухгалтерский учет, является принятый Государственной Думой Закон РФ “О
бухгалтерском учете” от 21.11.96 №129-ФЗ с дополнениями и изменениями.
В нем сформулированы основные положения и понятия, касающиеся
бухгалтерского учета, а также требования, предъявляемые к нему.
Согласно Закону бухгалтерский учет представляет собой
упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном
выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем
сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных
oпераций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество
организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые
организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и
ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам,
кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций
и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
В статье 5 “Регулирование бухгалтерского учета” Федерального
закона определены:
1.Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской
Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции
обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской
Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных
операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам
бухгалтерского учета.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и
методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система
бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,
издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право
регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным
актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о
бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих
бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя
из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В соответствии с Законом ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при
выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Руководители организаций могут в зависимости от объема
учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета
централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-
специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом
или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние
бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности;
-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и
обязательств;
-правила документооборота и технология обработки учетной информации;
-порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения,
необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется
последовательно из года в год. Изменение учетной политики может
производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или
нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского
учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета
или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения
сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики
должны вводиться с начала финансового года.
В Законе определена роль главного бухгалтера.
1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в
штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и
освобождается от должности руководителем организации.
2.Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и
несет ответственность за формирование учетной политики, ведение
бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной
бухгалтерской отчетности.
3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных
операций законодательству Российской федерации, контроль за движением
имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по
документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в
бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех
работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые
и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны
приниматься к исполнению.
4. В случае разногласий между руководителем организации и главным
бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по
ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя
организации, который несет всю полноту ответственности за последствия
осуществления таких операций.
В статье 8 Закона сформулированы основные требования к
ведению бухгалтерского учета.
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается
обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной
организации.
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее
регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского
учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по
счетам синтетического учета.
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат
своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков или изъятий.
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство
продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Закон также рассматривает вопросы, касающиеся порядка
оформления учетными документами хозяйственных операций и отражения
последних в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они
составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих
альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных
документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным
бухгалтером.
Обращается внимание на своевременное и качественное
оформление первичных документов и достоверность содержащихся в них данных.
Подчеркивается, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней
бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие
доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во
внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну.
Статья 11 Закона посвящена оценке имущества, обязательств
организации. В бухгалтерском учете имущество и обязательства должны
оцениваться в денежном выражении. Указаны методы оценки. Имущество,
приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически
произведенных расходов на его покупку; имущество, полученное безвозмездно,
— по рыночной стоимости на дату приобретения; имущество, произведенное в
организации, — по стоимости его изготовления.
В третьей главе Закона дана установка по вопросам
бухгалтерской отчетности. Определен состав бухгалтерской отчетности
(бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним,
аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному
аудированию, и объяснительная записка к отчету), ее объем, порядок
представления, сроки и адресаты. Подчеркивается публичность бухгалтерской
отчетности.
Законом устанавливается ответственность руководителя
организации в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в
соответствии с законодательством РФ и нормативными актами, за искажение
бухгалтерской отчетности, несоблюдение сроков ее представления и
публикации. Ответственность может носить как административный, так и
уголовный характер.
Другим основным нормативным документом в организации
бухгалтерского учета, взаимоувязанным с Федеральным законом “О
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|