реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

реферат
p align="left">Художественные средства изображения необходимы не только для обри-совки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной пуб-лицистике, как мы убедимся далее, усиливаются психологические начала в по-казе духовного мира личности.

2. ГЛАВА. языковыЕ и стилистическиЕ особенностИ жанра очерка

Данная глава посвящена анализу типа текста, которое обычно относятся к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требова-тель-ности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщен-ности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого ос-воения искусства написания очерка в художественно-публицистиче-ском жанре считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вер-шинам журналистского мастерства. В данной главе идет подробный анализ языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» (типы речи, стили-стические фигуры, синтаксические конструкции предложений), на примере проблемного очерка М. Матвеевой «Служить или выживать?». Данный ма-териал очень ак-туален на сегодняшний день и его структура типична для рассматриваемого мною жанра.

2.1. Типы речи

В своем очерке автор рассуждает над тем, что сегодня служить в России опасно. В данном тексте очерка существует характерная черта очерков. Это смешение типов речи.

Автор использует рассуждение, тезис кото-рого можно выделить в 6 предложении, что неуставные отношения и жесто-кость военного начальства, ведет к тому, что служить сегодня в России опасно. Аргументы мы видим в примерах, доказывающих неуставные отношения солдат, в предложениях 10: «Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, на-нося при этом всякий раз «духу» удар в солнеч-ное сплетение», 11: «Или за пять се-кунд приносить старшему тапочки и полотенце (за опозда-ние прови-нившийся должен был с разбегу биться головой о стену)», 12: «Просто из-бивали табу-ре-том или гантелей по темени», 13: «Чтобы не оставалось сле-дов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми наружу ладонями («де-лать лося»)», 14: ««Результат такой «воспитательной работы» весьма пла-чевный: «органиче-ское поражение головного мозга травматического гене-зиса с легким интел-лектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдро-мом», как сказано во врачебном заключении». Заключение, из кото-рого следует, что случаи «дедовщины» не единичны, а наоборот их очень много, заключается в предложениях 19, 20, 21, 22: «Если бы этот случай оказался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старо-служащих, а также слепо-той, равнодушием или молчаливым пособничест-вом коман-диров, тем не ме-нее продолжать доверять армии. Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще - при любой организации службы, в любой стране - не застрахована от прояв-лений насилия между своими же служащими.… Однако таких подобных случаев (даже тех, что раз-бираются в судах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше»

Так как в тексте сообщается о проблеме «дедовщины» в армии, в его времен-ной последовательности, а на первый план выдвигается порядок про-текания действия, развитие сюжета, то можно сделать вывод, что и тип речи повест-вование тоже присутствует в данном проблемном очерке. Завязку дей-ствия мы видим в 9 предложении («В учебной воинской части № 7527, распо-ложенной в центре Орла, «деды» заставляли мо-лодых солдат - «ду-хов» сти-рать себе исподнее, отбирали деньги и продукты, развлекались изо-бретением разнообразных «упражнений» для новобранцев»), далее в хроно-логической последовательности идет развитие действия. В 14 предложении («Результат такой «воспитательной работы» весьма плачевный: «органиче-ское поражение головного мозга травматического генезиса с легким интел-лектуальным сни-жением и стойким астенодепрессивным синдро-мом», как сказано во врачеб-ном заключении») кульминация повествования, и в 16 предложении («В конце концов «дедов» наказали») развязка события. Выра-зительная и изобра-зительная сила данного повествования заключается, прежде всего, в нагляд-ном представле-нии действия, движения людей и яв-лений во времени и про-странстве. По-скольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего вре-мени: «за-ставляли», «отбирали», «развлекались», «избивали», «приказывали», «нака-зали». Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, по-могают автору разворачивать повество-вание

2.2 Языковые средства выразительности

Так как данный текст посвящен ар-мейской теме, то здесь встречается лексика, характерная для армейской среды: «призывник», «воин-ская честь», «деды», «духи», «но-вобранцы», «делать лося», «рота», «старо-служащие», «командиры», «сол-даты». Благодаря ним автор доказывает нам свою осве-домленность в про-блеме неуставных отношений в армии, и у чита-теля появ-ляется больше до-верия к данной информации. Написать проблем-ный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагива-ется, невоз-можно.

Для более точного эмоционального выражения проблемы «дедовщины» в армии, автор использует иронию: «Результат такой «воспитательной ра-боты»…», «…развлекались изобретением разнообразных «упражнений» для новобранцев». Слова «воспитательная работа» и «упражнения», автор ста-вит в кавычки, что позволяет аудитории искать, обратный, противополо-женный смысл высказывания. Следовательно, под выражением «воспитательная ра-бота», читатель понимает - издевательства, которые совершали старослужа-щие по отношению к молодым солдатам; а слово «упражнения», означает на-казания, которые пришлось терпеть солдатам-призывникам.

Использование антитезы в предложении 3 «Воспитывает ли армия «на-стоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в ка-леку?», противопоставляет понятия «здорового молодого человека» и «ка-леки», что усиливает впечатление и придает тексту трагическую нотку.

Для того, чтобы показать результаты неуставных отношений в армии, то как они могут поменять жизнь молодого человека, автор использует ци-тиро-вание врачебного заключения: «…органическое поражение головного мозга трав-матического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким ас-тенодепрессивным синдро-мом…», что придает очерку официаль-ный и серьезный тон, и так же показывают читателям осведомленность автора в данной проблеме.

Точное место действия: «В учебной воинской части № 7527, располо-женной в центре Орла…», делает очерк достовернее, так же точные факто-ло-гические данные это главный признак, как проблемного очерка, так и всего публицистического стиля в целом.

Для усиления выразительности речи, для придания тексту красочности автор использует различные средства выразительности, благодаря которым текст становится насыщеннее и интереснее. Благодаря градации, с использо-ванием экспрессивно-оценочной лексики: «…слепотой, рав-нодушием или молчаливым пособничеством…», Матвеева передает нам ат-мосферу жестоко-сти, бесчеловечности командиров к солда-там, которая царит в современной армии. Автор, для того, чтобы показать невыносимое, беспо-мощное состоя-ние простых солдат использует синонимы: «провинив-шийся», «новобранец», «пострадавший».

Олицетворение «воспитывает ли армия», «доверять армии», использо-ванное в предложении 3 и 19, одушествляет армию, дает ей характеристику живого существа.

Повтор слова «любой» в 20 предложении («Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще - при любой орга-низации службы, в любой стране - не застрахована от проявлений наси-лия между своими же служащими.…»), делает речь автора призывнее. Мат-веева дает читателю понять, что проблема «дедовщины» в армии есть не только в нашей стране, а с ней можно столкнуться везде. Это проблема не только Рос-сии. Для того чтобы язык текста был красноречивее, автор исполь-зует харак-терный для проблемного очерка троп- гипербола. В тексте она встречается часто «…без конца открывать и закрывать…», «…за пять секунд прино-сить…», «Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в су-дах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше». Преувеличения данных фактов, выделяют данную про-блему, проблему дедовщины в армии.

Выразительная и изобразительная сила данного повествования заклю-ча-ется, прежде всего, в наглядном представле-нии действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. По-скольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего времени: «за-ставляли», «отбирали», «развле-кались», «избивали», «приказывали», «нака-зали». Они, обозначая последо-вательно сменяющие друг друга события, по-могают автору разворачивать повествова-ние.

2.3 Синтаксис

Проблемный очерк М. Матвеевой начинается с каскада риторических во-просов, которые не требуют ответа, так как ответ найти на них невозможно, и просто вопросительных предложений: «Почему? Воспитывает ли армия «на-стоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в калеку? Какой должна быть ар-мия, чтобы выражение «воинская честь» и «священный долг» не произноси-лись с иронией, а необходимость служить не ка-залась бе-дой?», это позво-ляет заострить и одновременно убедить аудиторию в том, что служит сего-дня в российской армии опасно, и нужно как-то решать эти во-просы, найти ответы.

Использование предложения с умолчанием- внезапным прерыванием вы-сказывания («Действительно, виновные (по крайней мере, непосредст-венные) наказаны; армия вообще - при любой организации службы, в любой стране - не застрахована от проявлений насилия между своими же служа-щими.…»), предоставляет возможность читателю догадаться, или самому поразмыслить над этим пред-ложением. И все равно автор останавливается на том, что ре-шить такую проблему, как «дедовщина» в армии очень сложная задача, не только в нашей стране, но и во всем мире.

Так как данный текст, написан типом речи - рассуждением, то здесь встречается большое количество предложений с вводными конструкциями (11,13,20,21) помогает аудитории лучше понять идею автора, которую он хо-чет до них донести. Это так же большое количество сложноподчиненных предложений: «Какой должна быть армия, чтобы выражение «воинская честь» и «священный долг» не произносились с иронией, а необходимость служить не ка-залась бедой?», «Те из потерпевших, кто был в состоянии про-должать службу, продолжали ее в других частях.», «Если бы этот случай ока-зался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старо-служа-щих, а также слепотой, равнодушием или молчаливым пособничест-вом коман-диров, тем не менее продолжать доверять армии», «Таких, о ко-торых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше». Дробление предложений 10,11,12,13: «Например, заставляли без конца от-крывать и за-крывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар в солнеч-ное спле-тение. Или за пять секунд приносить старшему тапочки и по-лотенце (за опо-зда-ние провинившийся должен был с разбегу биться головой о стену). Просто избивали табу-ретом или гантелей по темени. Чтобы не ос-тавалось следов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми наружу ла-донями («делать лося»)», делают речь автора призывнее, настойчивее, ритмичнее и динамич-нее, так же короткие конструкции предложений легче воспринимаются ау-диторией.

Повторение одной и той же грамматической конструкции в начале пред-ложений - анафора, а так же одинаковое построение рядом стоящих предло-жений - параллелизм предложений («Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше»), придают заключительному абзацу проблемного очерка настойчивость и незавершенность.

Внимание автора в очерке «Служить или выживать?» сосредоточено на действии, действующее лицо остается в тени, так как оно не важно для М. Матвеевой. В данном тексте подчеркиваются действия и конкретизирующие его дополнения обстоятельства, что и обуславливает наличие в тексте множества неопределенно - личных предложений («Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар в солнеч-ное сплетение. Просто избивали табу-ретом или гантелей по темени. Чтобы не оставалось следов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми наружу ладонями («делать лося»).

Заключение

Подобно искусству, публицистика реализует себя в различных жанро-вых формах. Жанр - это относительно устойчивая структурно-содержатель-ная ор-ганизация текста, обусловленная своеобразным отражением действи-тельности и характером отношения к ней творца [9, c. 138]. К жанрам ин-формационной публицистики сегодня принято относить: заметку; интервью; событийный ре-портаж. К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, бе-седа, комментарий, обо-зрение в прессе, на радио и ТВ. К жанрам художест-венной публицистики от-носятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Очерк -- литературный жанр, отличительным признаком которого явля-ется художественное описание по преимуществу единичных явлений дейст-вительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта.

Основной признак очерка -- писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором харак-терных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих яв-лений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт.

Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и компо-зиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного ха-рак-теризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме наме-чая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образ-ной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возмож-ность многообразных сопоставлений, аналогий и пр.

В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статисти-ческий материал.

Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного.

Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные историче-ские периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни харак-терные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка среди прочих жанров. Очерк встречается в истории литературы в самые разнооб-раз-ные эпохи. Но в определенное время очерк получает особенно важное значе-ние, выдвигаясь на передний план литературной жизни. Это бывает, прежде всего, в период формирования пробуждающимся классом своей ли-тературной идеологии, когда активная позиция класса требует безотлага-тельного вмеша-тельства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение очерка и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир.

Являясь одним из жанров литературы и журналистики, очерк своими особыми средствами -- показом характерных явлений, типических измене-ний психики людей -- решает задачу создания стиля реализма.

Список литературы

1. Горький M. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. Т. 30. С. 145.

2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. - Минск, 1972.

3. Уроки Аграновского. - М., 1976.

4. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жан-ров. - М., 1969.

5. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. - М., 1983.

6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.

7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Про-блемы советского очерка». - М., 1977.

8. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продук-тивно-твор-ческая интеграция: Автореф. докт. дис. - Киев, 1989.

9. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Ос-новы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.

10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделе-ния. - Л.,1973

11. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М., 1975.

12. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.

13. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.

14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - М. 1998.

15. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства вырази-тельного письма). - Красноярск, 1987.

16. Климонтович Н. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб.

17. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр.

18. Экштейн А. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня.

19. Ким M.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналист-ского произведения. - СПб., 1999.

20. Лернер Л. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.

21. Трохин А. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.

22. Виноградов И. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.