реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

реферат
p align="left">Третий тип очерковой структуры - эссеистская, свободная форма по-строения очеркового материала - требует от очеркиста особого мастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законы компо-зи-ции не действуют. Как отмечают теоретики, «третий тип композиционной структуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а потому и са-мый распространенный, соединяет в себе элементы первого и второго ти-пов, а также множество других форм. Материалы третьего типа отличаются наи-большей полифоничностью композиционных приемов, наибольшей сво-бодой построения и пестротой рисунка. В журналистской практике часто бытуют выражения: веерная, мозаичная, ступенчатая, эссеистская, ассоциа-тивная композиция. Движение мысли соединяется здесь картинкой или эпи-зодом, лирические и философские раздумья с элементами острой фабулы. Это воль-ная цепь ассоциаций по сходству и близости мыслей, образов, мо-тивов, бли-зости по времени и пространству» [11, c. 75] http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn25.

Основная трудность в выстраивании подобного рода материалов заклю-чается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разно-родные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности, жур-на-листу необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмот-реть различные варианты размещения тематических и образных единиц тек-ста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) про-думать основные способы монтирования разнородных компо-зиционных эле-ментов и т.д. Все это позволит избежать небрежности в изло-жении, вынуж-денных провалов между различными частями текста, а также фрагментарно-сти повествования.

Таким образом, разноплановая компоновка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания мате-риала.

1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика

Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художест-венным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художест-венные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собствен-ного инструментария публицистической поэтики.

К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции - выступать в виде своеобразных связующих мости-ков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными худо-жественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможно-сти в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев по-средством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусо-чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, за-кладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действи-тельности читателем. «При-рода художественной выразительности, - отмечает В.В. Учёнова, - реализуется главным образом в формировании специфиче-ского эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в ком-плекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предпо-лагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фак-тами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и со-циально-негативных связей, но и ис-пользование документальных данных в осо-бой художественной интерпрета-ции. Последняя предполагает стремление и спо-собность автора поставить до-кументальные фрагменты в такой контекст их ав-торского восприятия, в кото-ром эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» [6, c. 161]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn14.

Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве ук-рашения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень ши-роки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обста-новки, жиз-ненной ситуации, разрядки напряженного повествования, поста-новки социально значимых проблем, передачи читателям определенного на-строения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный эле-мент. Формы и приемы использования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.

В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяный город» нет разверну-тых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет в произведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж использу-ется для обри-совки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется первая поземка, по-рывами налетает ветер, вы стоите перед запертой гостини-цей, в которой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда...; поземка тем вре-менем превращается натурально в метель, мороз под двадцать, дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, ко-торых здесь, конечно же, не заве-дено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов в валенках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди - на велосипедах...» [16]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn15. Во втором - для передачи непосредствен-ных авторских впечатлений: «Сквозь занавесь на окне низко било солнце, я от-дернул ее. Снегопад стих. Прямо пе-редо мной темнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертыми днищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив - из плотно пригнанных стоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходила в воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца - российская Венеция». В третьем - для сопос-тавления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташков славился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как и налимов, сделалось мало, им нужна чис-тая вода, зато далеко за пределами окрестностей гуляет слух о не-вероятном обилии в озере угрей». В четвертом - для описания пути: «Обитель - на ост-рове Столобенском, туда ведет живописная дорога, вьющаяся сквозь со-сно-вый бор. Она ныряет в какой-то овраг, выныривает в каком-то весьма благо-образно глядящемся в снежном покрове селе, огибает его по околице, и, не заме-тив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь круто вверх, оказыва-ясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островах видне-ются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озе-ром. Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и в затоне видна одинокая фигура рыбака. Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другие пей-зажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обна-руживаются во многих частях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешест-вия, но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал кар-тину старинного русского города, его характер-ные черты и особенности, а также обрисовал быт людей.

В путевых очерках пейзаж необходим:

для географического обозначения места действия;

для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при-род-ными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;

для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;

для запечатления различных явлений природы и т.д.

В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысло-вую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого «По лезвию бритвы», в котором рассказывается об из-вестной альпини-стке Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Паки-стана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутницей была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опас-ность предпринятого маршрута: «Три дня экспедиция по узенькой тропе под-нималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, по-стоянно прижимаясь к скалам. Порой он был настолько узок, что стопу при-ходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет» [17]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn16. В следую-щей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: «На четвертый день экспе-диция вышла под перевал. Начиналось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприят-ности». Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного пе-рехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американ-ская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей при-роды: «Три огромных, неподъемных тюка остались лежать на снегу. Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда... Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А ма-ленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величествен-ных из-ломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей». С помощью подоб-ных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состоя-ние аль-пинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчая-нье. Обра-щение к природе выводит журналиста на рассуждения философ-ского плана, ко-торые, с одной стороны, характеризуют особенности автор-ского мировосприя-тия, а с другой - характер героев произведения. «Именно в таких суровых и ве-личественных горах человек с особой остротой начинает ощущать себя микро-скопической песчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как ни пыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что с природой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут. Цивилизация осталась где-то да-леко-далеко. А здесь - свои законы». Но альпинистки не сдались. «Все то время, - пишет автор, - когда альпинистки, лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духов-ная нежность». А ведь были мо-менты, когда их дороги могли разойтись. Но они, несмотря на все разногла-сия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма, отчаянья и страха...

Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контраст-ные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинист-ками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчая-нья и кончая надеж-дой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных труд-ностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.

Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени на-прав-лено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его ха-рактера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные ком-поненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в каче-стве фона, характери-зующего место действия. Введение пейзажных элемен-тов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих вы-разительных средств невоз-можно передать атмосферу происходящего, про-никнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообра-зующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окру-жающей его природой;

как средство в раскрытии человеческого характера;

в качестве фона для портрета героя;

как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что на первое место здесь выдвигается авторская мысль. Впрочем, пейзаж может использоваться в качестве экспозиции, как, например, это сделано в очерке-расследовании Александра Экштейна «Оргии в городе мертвых». Экспозиция очерка начинается с пейзажной зарисовки: «Весенний та-ганрогский парк был красив той красотой, от которой ни с того ни с сего начи-нают плакать женщины, напиваться мужчины и выть собаки. Понякин, старший инспектор уголовного розыска в славном городе Таган-роге, и я сидели на скамье не зря. Когда в начале аллеи появились двое моло-дых мужчин, Понякин внут-ренне напрягся, а внешне расслаблено “заотды-хал” и “занаслаждался пейза-жем”...» [18]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn17. В данном случае пейзаж несет двойную функцию: с одной стороны, он четко обозначает место и время дейст-вия, а с другой - становится для оперативника, занимающегося слежкой за нар-кодельцами, своеобразным прикрытием для отвода глаз. В качестве художест-венного средства в постановке социально значимых проблем пейзажные компо-ненты могут применяться в очерках на экологическую тему.

В проблемных очерках пейзаж может выступать:

в качестве художественного средства в постановке социально значимых про-блем;

для воссоздания социальной жизни людей и т.д.

Таким образом, пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки жизненной ситуа-ции, постановки социально значимых проблем, передачи чи-тателям определен-ного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы ис-пользования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед жур-налистом целей и задач, а также от вида очерка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.