p align="left">Третий тип очерковой структуры - эссеистская, свободная форма по-строения очеркового материала - требует от очеркиста особого мастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законы компо-зи-ции не действуют. Как отмечают теоретики, «третий тип композиционной структуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а потому и са-мый распространенный, соединяет в себе элементы первого и второго ти-пов, а также множество других форм. Материалы третьего типа отличаются наи-большей полифоничностью композиционных приемов, наибольшей сво-бодой построения и пестротой рисунка. В журналистской практике часто бытуют выражения: веерная, мозаичная, ступенчатая, эссеистская, ассоциа-тивная композиция. Движение мысли соединяется здесь картинкой или эпи-зодом, лирические и философские раздумья с элементами острой фабулы. Это воль-ная цепь ассоциаций по сходству и близости мыслей, образов, мо-тивов, бли-зости по времени и пространству» [11, c. 75] http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn25. Основная трудность в выстраивании подобного рода материалов заклю-чается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разно-родные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности, жур-на-листу необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмот-реть различные варианты размещения тематических и образных единиц тек-ста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) про-думать основные способы монтирования разнородных компо-зиционных эле-ментов и т.д. Все это позволит избежать небрежности в изло-жении, вынуж-денных провалов между различными частями текста, а также фрагментарно-сти повествования. Таким образом, разноплановая компоновка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания мате-риала. 1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художест-венным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художест-венные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собствен-ного инструментария публицистической поэтики. К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции - выступать в виде своеобразных связующих мости-ков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными худо-жественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможно-сти в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев по-средством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусо-чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, за-кладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действи-тельности читателем. «При-рода художественной выразительности, - отмечает В.В. Учёнова, - реализуется главным образом в формировании специфиче-ского эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в ком-плекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предпо-лагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фак-тами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и со-циально-негативных связей, но и ис-пользование документальных данных в осо-бой художественной интерпрета-ции. Последняя предполагает стремление и спо-собность автора поставить до-кументальные фрагменты в такой контекст их ав-торского восприятия, в кото-ром эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» [6, c. 161]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn14. Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве ук-рашения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень ши-роки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обста-новки, жиз-ненной ситуации, разрядки напряженного повествования, поста-новки социально значимых проблем, передачи читателям определенного на-строения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный эле-мент. Формы и приемы использования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач. В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяный город» нет разверну-тых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет в произведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж использу-ется для обри-совки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется первая поземка, по-рывами налетает ветер, вы стоите перед запертой гостини-цей, в которой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда...; поземка тем вре-менем превращается натурально в метель, мороз под двадцать, дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, ко-торых здесь, конечно же, не заве-дено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов в валенках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди - на велосипедах...» [16]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn15. Во втором - для передачи непосредствен-ных авторских впечатлений: «Сквозь занавесь на окне низко било солнце, я от-дернул ее. Снегопад стих. Прямо пе-редо мной темнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертыми днищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив - из плотно пригнанных стоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходила в воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца - российская Венеция». В третьем - для сопос-тавления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташков славился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как и налимов, сделалось мало, им нужна чис-тая вода, зато далеко за пределами окрестностей гуляет слух о не-вероятном обилии в озере угрей». В четвертом - для описания пути: «Обитель - на ост-рове Столобенском, туда ведет живописная дорога, вьющаяся сквозь со-сно-вый бор. Она ныряет в какой-то овраг, выныривает в каком-то весьма благо-образно глядящемся в снежном покрове селе, огибает его по околице, и, не заме-тив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь круто вверх, оказыва-ясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островах видне-ются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озе-ром. Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и в затоне видна одинокая фигура рыбака. Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другие пей-зажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обна-руживаются во многих частях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешест-вия, но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал кар-тину старинного русского города, его характер-ные черты и особенности, а также обрисовал быт людей. В путевых очерках пейзаж необходим: для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при-род-ными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т.д. В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысло-вую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого «По лезвию бритвы», в котором рассказывается об из-вестной альпини-стке Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Паки-стана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутницей была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опас-ность предпринятого маршрута: «Три дня экспедиция по узенькой тропе под-нималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, по-стоянно прижимаясь к скалам. Порой он был настолько узок, что стопу при-ходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет» [17]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn16. В следую-щей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: «На четвертый день экспе-диция вышла под перевал. Начиналось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприят-ности». Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного пе-рехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американ-ская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей при-роды: «Три огромных, неподъемных тюка остались лежать на снегу. Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда... Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А ма-ленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величествен-ных из-ломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей». С помощью подоб-ных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состоя-ние аль-пинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчая-нье. Обра-щение к природе выводит журналиста на рассуждения философ-ского плана, ко-торые, с одной стороны, характеризуют особенности автор-ского мировосприя-тия, а с другой - характер героев произведения. «Именно в таких суровых и ве-личественных горах человек с особой остротой начинает ощущать себя микро-скопической песчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как ни пыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что с природой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут. Цивилизация осталась где-то да-леко-далеко. А здесь - свои законы». Но альпинистки не сдались. «Все то время, - пишет автор, - когда альпинистки, лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духов-ная нежность». А ведь были мо-менты, когда их дороги могли разойтись. Но они, несмотря на все разногла-сия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма, отчаянья и страха... Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контраст-ные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинист-ками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчая-нья и кончая надеж-дой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных труд-ностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени на-прав-лено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его ха-рактера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные ком-поненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в каче-стве фона, характери-зующего место действия. Введение пейзажных элемен-тов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих вы-разительных средств невоз-можно передать атмосферу происходящего, про-никнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообра-зующим элементом. В портретных очерках пейзаж применяется: в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окру-жающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д. В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что на первое место здесь выдвигается авторская мысль. Впрочем, пейзаж может использоваться в качестве экспозиции, как, например, это сделано в очерке-расследовании Александра Экштейна «Оргии в городе мертвых». Экспозиция очерка начинается с пейзажной зарисовки: «Весенний та-ганрогский парк был красив той красотой, от которой ни с того ни с сего начи-нают плакать женщины, напиваться мужчины и выть собаки. Понякин, старший инспектор уголовного розыска в славном городе Таган-роге, и я сидели на скамье не зря. Когда в начале аллеи появились двое моло-дых мужчин, Понякин внут-ренне напрягся, а внешне расслаблено “заотды-хал” и “занаслаждался пейза-жем”...» [18]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn17. В данном случае пейзаж несет двойную функцию: с одной стороны, он четко обозначает место и время дейст-вия, а с другой - становится для оперативника, занимающегося слежкой за нар-кодельцами, своеобразным прикрытием для отвода глаз. В качестве художест-венного средства в постановке социально значимых проблем пейзажные компо-ненты могут применяться в очерках на экологическую тему. В проблемных очерках пейзаж может выступать: в качестве художественного средства в постановке социально значимых про-блем; для воссоздания социальной жизни людей и т.д. Таким образом, пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки жизненной ситуа-ции, постановки социально значимых проблем, передачи чи-тателям определен-ного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы ис-пользования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед жур-налистом целей и задач, а также от вида очерка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|