p align="left">Художественный анализ качеств героя может приводить автора-худож-ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции полити-ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и ав-тор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художествен-ный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность вы-явить глу-бинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с зада-чами политического, делового, профессионального, экономического или ка-кого-то иного анализа. Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из ана-лиза иного вида (например, профессионального), выступает как различие, су-ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз-ре-шить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художе-ст-венный анализ политическим целям. В этом случае он может спе-циально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использо-вать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего полити-ческого вывода. Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами. В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269]. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке -- это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3]. Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происше-ст-вий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе сво-его творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) Разумеется, хо-роший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложе-нием всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для ко-торого гото-вится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое инте-ресное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным -- зависит от того замысла, который складывается у него в ходе пу-тешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Ис-ходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же га-зет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист полу-чит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журна-листа в какой-то поли-тической акции). Как и в ходе подготовки любого серь-езного и объемного ма-териала (а путевые очерки именно такими и бы-вают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замы-сел может быть скорректиро-ван или даже кардинально изменен -- все зави-сит от харак-тера той информа-ции, которая попадет в распоряжение журна-листа. Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны рабо-тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впе-чат-ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо-дится оста-вить в журналистском блокноте. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, че-рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го-су-дарство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он сле-дует. Или он может встретиться с проживающими в населен-ных пунктах, че-рез которые проезжает, участниками Великой Отечествен-ной войны, имею-щими звание Героя Советского Союза или являющимися полными ка-вале-рами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В ре-зультате их реализации могут появиться самые разные по содержанию пу-те-вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис-пользовать те пре-имущества, которые предоставляет ему путевой очерк. 1.2. Структурная организация очерка Специфика структуры газетного очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой - публи-цистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина в свое время писала, что «особенность художественности очерка... состоит в том, что пуб-лицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изо-бразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти орга-ничное слияние публицистической мысли и художественного приема» [4, c. 24]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn16. Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не только о создании очеркового об-раза, но и о его на-сыщении публицистической мыслью. В данном «сцепле-нии» значительная роль отводится различным композиционным приемам. Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности - временным и при-чинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очер-ковых структур: 1. Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, чело-ве-ческой жизни в их временной последовательности). 2. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или ка-ком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика иссле-до-вания. 3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основан-ная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наибо-лее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, со-вмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наи-большей по-лифоничностью, многогранностью, многообразием употребляе-мых компози-ционных приемов и средств [5, c. 75]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn17. Рассмотрим, как же в очерке используются подобные типы связей. Первый тип композиционной структуры очерка - хроникальный - отли-чается наличием событийного ядра. В данном случае очерк выстраивается ис-ходя из последовательной смены различных периодов, эпизодов и дейст-вий. «Период - способ отражения продолжительного отрезка деятельности героя, когда передаются типичные для этой деятельности действия. Эпизод же - своеобразный крупный план, вырывание момента (ограниченного от-резка) из процесса или события. Единичное действие - отражение такого от-резка дея-тельности, который при нормальных обстоятельствах занимает не-много вре-мени и не развертывается в эпизод» [15, c. 84-85]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn18. Существуют два принципа отображе-ния события в очерковом произведе-нии: прямая и смещенная хронология. При прямом хронологическом отображении автор разворачивает пове-ст-вование, последовательно описывая наиболее значительные моменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очерка журналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкой жизненного материла. Ведь уместить в одном очерке рассказ о всей жизни героя невоз-можно. Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологи-че-ского принципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повест-вова-ния. Вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то может заинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело собы-тийную канву. В основу хронологического очерка может быть поло-жена ярко выраженная фабула, за развитием которой читателю было бы ин-тересно сле-дить. Выдвигая на передний план некое динамичное действие, журналисту легче объединить вокруг этого событийного ядра самые разно-родные эле-менты. Портретный очерк, построенный как хронологическое описание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь, справедливо заме-чает Т.А. Беневоленская, прежде всего необходим самый тщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегает опас-ность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенса-ционными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному - раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социаль-ного лица, без чего нельзя представить социальную роль героя - его профес-сию, его дела» [11, c. 67]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn19. Осо-бенно часто по-добного рода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с ост-росюжетным событийным началом. Увлекшись развитием сю-жета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собствен-ные размышления по поводу описываемого события. Хронологический принцип построения произведения присущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор может поде-литься собственными впечатлениями в прямой хронологической последова-тельно-сти. Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное при этом - отобразить фрагмент действительности через це-почку по-следовательно сменяемых друг друга впечатлений. В очерках со смещенной хронологией наряду с событием, отображаю-щим некий фрагмент действительности, может присутствовать и метасобы-тие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изуче-нию явления действительности». Эпизоды метасобытия могут, по мнению Л.М. Майдановой, «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этом говорится теперь, а не после или раньше, о чем будет ска-зано в сле-дующих строках и т.п. При конкретно-чувственной позиции пове-ствователя обилие метатекстовых замечаний приводит к тому, что говоря-щий существует для читателя в двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицо прошлых эпизодов» [15, c. 85] http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn20. Благодаря метатекстовым элементам ав-тор может объединить в метасо-бытии очень разнородные по времени впе-чатления. Если в очерке от-сутствует метасобытие, то разные события объе-диняются общей темой. Второй тип композиционной структуры очерка - логический - основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях автору важно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положе-ний и доказательств. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями дей-ствительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы их поведе-ния и т.п., автор строит произведение согласно логике своей мысли. В зави-симости от того, что выступает предметом мысли, Л.М. Майданова выде-ляет три типа логической схемы. К первой она относит описательную логи-ческую схему. По этому принципу, по ее мнению, выстраиваются портрет-ные очерки и зари-совки. «В тексте этого жанра, - пишет она, - важно не просто констатировать, что герой - хороший производственник и славный человек, а выявить отличи-тельную и притом социально важную черту, что и сделает портрет запоми-нающимся, индивидуализированным» [15, c. 31]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn21.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|