реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Источники трудового права

реферат

региональ­ное соглашение — на уровне субъекта Федерации. Отраслевое

со­глашение устанавливает нормы оплаты труда и другие условия труда, а также

социальные гарантии и льготы для работников от­расли, межотраслевое

соглашение — для работников нескольких отраслей. Профессиональное соглашение

устанавливает нормы оп­латы труда и другие условия труда, а также социальные

гарантии и льготы для работников определенных профессий, территориаль­ное

соглашение — для работников того или иного административно-территориального

образования. При этом соглашения, предусмат­ривающие полное или частичное

бюджетное финансирование, за­ключаются при обязательном участии

представителей соответст­вующих органов исполнительной власти.

Содержание соглашений определяется сторонами. Соглашения­ми могут

предусматриваться положения:

— об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

— о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня

инфляции, выполнения показателей, определенных со­глашением;

— о доплатах компенсационного характера, минимальный раз­мер которых

предусмотрен законодательством;

— о содействии занятости, переобучении работников;

— о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и

муниципальных предприятий;

— о развитии социального партнерства и трехстороннего

сотрудничества, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок;

— других трудовых и социально-экономических вопросах при условии

соответствия норм соглашения законодательству.

Участниками соглашений выступают:

— объединения профсоюзов соответствующего уровня;

— объединения работодателей соответствующего уровня;

— органы исполнительной власти соответствующего уровня (от Правительства до

местных органов по труду).

Соглашения занимают промежуточное положение между централизованными и локальными

актами о труде.1

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения

между работниками и работодателями и заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ,

территории, отрасли, профессии. Как и коллективный договор, оно является

правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения

отличаются от этого договора. В зависимости от сфе­ры регулирования

социально-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: генеральные,

региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные,

терри­ториальные и иные.

Целью заключения генерального соглашения является уста­новление общих

принципов регулирования социально-трудовых отношений в масштабах Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-

трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Отраслевое

(межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда, а также

социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Профессиональное тарифное со­глашение предусматривает нормирование оплаты и

других усло­вий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников

определенных профессий. Территориальное соглашение устанав­ливает условия

труда, а также социальные гарантии и льготы, свя­занные с территориальными

особенностями города, района, дру­гого административно-территориального

образования.

В зависимости от количества сторон, участвующих в перего­ворах по заключению

соглашений, они могут быть трехсторонни­ми и двусторонними. При этом

количество участвующих опреде­ляют сами стороны. Характер конкретных

участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений.

Действующее законодательство установило четыре возможных уровня заключе­ния

соглашений: общефедеральный, уровень субъекта Федерации, отраслевой и

административно-территориальный.

На федеральном уровне участниками соглашений могут вы­ступать:

а) при заключении генерального соглашения — общероссий­ские объединения

профсоюзов (например. Федерация независи­мых профсоюзов России — ФНПР),

общероссийские объедине­ния работодателей, Правительство Российской

Федерации;

б) при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения — соответствующие

общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения

работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы,

Министерств труда и социального развития Российской Федерации;

в) при заключении профессионального тарифного соглашения — соответствующие

профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные

уполномоченные работода­телями представительные органы, соответствующий орган

по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и

административ­но-территориальных образований в составе субъектов РФ

участ­никами соглашений выступают:

а) при заключении регионального соглашения — соответст­вующие профсоюзы и их

объединения; объединения работодате­лей, иные уполномоченные работодателями

представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской

Феде­рации;

б) при заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального

тарифного соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения;

объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями

представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

в) при заключении территориального соглашения — соответ­ствующие профсоюзы и

их объединения; объединения работода­телей, иные уполномоченные

работодателями представительные органы; соответствующий орган местного

самоуправления.

Как и при заключении коллективных договоров, заключению соглашений

предшествует стадия ведения коллективных перего­воров и формирование

соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями

представителей. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения

определяются комиссией и оформляются ее решением.

Когда на соответствующем уровне участвуют несколько пред­ставителей

работников, состав комиссии со стороны работников определяется по согласию

между этими представителями. Проект соглашения разрабатывается комиссией и

подписывается предста­вителями сторон. Если согласие не достигнуто в

семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести

пе­реговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-днев­ный срок

направляется представителями работодателей — участни­ками соглашения,

заключенного на федеральном уровне, — в Ми­нистерство труда Российской

Федерации, а соглашения, заклю­ченного на уровне субъекта РФ, — в орган по

труду субъекта Рос­сийской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двусторон­него соглашения орган

по труду (не являющийся участником со­глашения) выявляет условия соглашения,

противоречащие дейст­вующему законодательству о труде, и сообщает сторонам

соглашения о выявленных противоречиях. Такой же порядок действует в случае

внесения изменений или дополнений в соглашение.

В целях обеспечения должного регулирования социально-трудовых отношений,

ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения

образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по

регулирова­нию социально-трудовых отношений, в которую входят представители

федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), представители

общероссийских объединений профсою­зов, представители общероссийских

объединений работодателей.

Закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регу­лированию социально-

трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. предусмотрел принципы и порядок

формирования Комиссии. В частности. Комиссия формируется на основе принципов:

1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов

и общероссийских объединений рабо­тодателей в деятельности Комиссии;

2) полномочности сторон;

3) самостоятельности и независимости каждого общероссий­ского объединения

профессиональных союзов, каждого общерос­сийского объединения работодателей,

Правительства Российской Федерации при определении персонального состава

своих пред­ставителей в Комиссии.

Решение Комиссии считается принятым, если за него прого­лосовали все три

стороны. Порядок принятия решения каждой из стороной определяется

регламентом Комиссии. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе

требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.

Организует деятельность Комиссии и председательствует на ее заседаниях

Координатор Комиссии, который назначается Президентом РФ. Координатор

Комиссии, однако, не является ее членом. Он утверждает состав рабочих групп,

оказывает содействие в согласовании позиций сторон, подписывает регламент

Комиссии, планы работы и решение Комиссии. Координатор Комиссии не вмешивается

в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Содержание соглашений. Оно состоит из условий (положений) нормативного и

обязательственного характера, определяемых са­мими сторонами в пределах их

компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и

социально-экономическим вопросам, соглашения не могут противоречить

законодательству. Статья 21 Закона РФ «О коллективных договорах и

соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в ред. 24 ноября 1995 г.) установила, что

соглашения, в частности, могут предусматривать положения: об оплате, условиях

и охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты

труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей,

определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минималь­ный

размер которых предусмотрен законодательством; о содейст­вии занятости,

переобучении работников; об обеспечении экологи­ческой безопасности и охране

здоровья работников на производст­ве; о специальных мероприятиях по

социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов

работников при прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; о

льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места с

ис­пользованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подрост­ков); о

развитии социального партнерства и трехстороннего со­трудничества, порядке

внесения изменений и дополнений в согла­шение, присоединения к нему,

содействии заключению коллектив­ных договоров, предотвращении трудовых

конфликтов и забасто­вок, укреплении трудовой дисциплины.

Перечисленный выше перечень положений, составляющих содержание соглашений,

следует рассматривать как примерный. В соглашениях могут содержаться

положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не

противоречащим законо­дательству. Ряд положений, входящих в содержание

соглашения, может включаться в качестве информационных условий (положе­ний)

коллективных договоров, заключаемых в организациях.

Соглашение, как уже отмечалось ранее, вступает в силу с мо­мента его

подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. В соглашении

же стороны определяют срок его дей­ствия и порядок контроля за его

выполнением. При этом срок действия соглашения не может превышать трех лет.

Оно распро­страняется на работников, работодателей, орган исполнительной

власти, которые уполномочили участников соглашения разрабо­тать и заключить

его от их имени.

Следует полагать, что в тех случаях, когда на работников од­новременно

распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее

благоприятные для работников условия со­глашений. В тех случаях, когда на

федеральном уровне заключено отраслевое соглашение о тарифах, а также

межотраслевое тариф­ное соглашение и профессиональное тарифное соглашение, в

сферу действия которого включается не менее 50 процентов ра­ботников отрасли

(отраслей), профессии, министр труда Россий­ской Федерации имеет право

предложить работодателям, не уча­ствовавшим в заключении данного соглашения,

присоединиться к нему. Если работодатели или соответствующие представители

ра­ботников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не

заявили о своем несогласии, соглашение считает­ся распространенным на данных

работодателей с момента полу­чения предложения.

По взаимной договоренности, в порядке, определенном со­глашением, стороны

могут вносить изменения и дополнения в его содержание. Если же указанный

порядок в соглашении не опре­делен, то изменения и дополнения вносятся в

порядке, аналогич­ном заключению самого соглашения, т.е. с соблюдением

процеду­ры предварительных коллективных переговоров.

Действенность соглашения зависит не только от его содержа­ния, но и от

контроля за его неукоснительным соблюдением. Этот контроль устанавливается на

всех указанных выше уровнях заключения соглашений и осуществляется, во-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.