трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной
организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми
становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм
правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы
условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм
собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.
В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям правовая сущность
коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее
автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда,
осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии
профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов,
наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и
профессиональных отношений между работодателем и работниками.
При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное
соглашение, посредством которого достигается сочетание указанных двух идей,
не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки,
ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу
действия.
Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее
сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое
действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников
организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и
одобрению.
Идея рассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в пользу третьих
лиц, позаимствованная из частного права, также не решает существа вопроса, ибо
такое понимание игнорирует социально-партнерскую направленность этого
договора, предполагающего все же удовлетворение взаимных, а не посторонних
интересов. Требует большой осмотрительности и объяснение юридической природы
коллективного договора при помощи понятий и категорий публичного права, ибо
профсоюз и иной орган, заключающий договор от имени работников, не располагает
авторитетом публичной власти по отношению к тем, кому он адресован. Не
обладает такой властью и работодатель (собственник, предприниматель) по
отношению к коллективу работников. Его полномочия касаются распоряжения
имуществом предприятия, но не трудовым коллективом. Таким образом, есть все
основания признать этот договор договором особого рода. Согласно
действующему законодательству, коллективный договор — правовой акт,
регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между работодателем и
работниками организации.
Будучи разновидностью социально-партнерского регулирования социально-
трудовых отношений на уровне организации, он выражает интересы двух
социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность
партнерства поэтому получила наименование бипартизма. Другие разновидности
социального партнерства возможны на более высоком уровне: а) региона,
отрасли — в форме региональных, отраслевых (тарифных и иных социально-
экономических соглашений); б) на общегосударственном (федеральном) уровне —
в форме генеральных соглашений. Эти разновидности социального партнерства
могут выражать интересы не только двух, но даже трех социальных групп:
наемных работников, работодателей и государственных структур (правительство,
министерство). Последняя форма социального партнерства получила название
трипартизма.
Будучи институтом трудового права, коллективный договор объединяет довольно
обширную группу федеральных, отраслевых, локальных норм права. Сюда входят, в
частности: нормы, содержащиеся в КЗоТ РФ, Законе РФ «О коллективных
договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. региональных, отраслевых и
генеральных соглашениях, многочисленные локальные нормативные положения,
содержащиеся в самих коллективных договорах, заключаемых в организациях.
Нормы, образующие институт коллективного договора, относятся к Общей части
трудового права, поскольку они направлены на комплексное регулирование
социально-трудовых и организационно-управленческих отношений, а не каких-то
их отдельных элементов. Нормы института коллективного договора выступают
юридической формой установления условий труда, регулирования отношений между
работодателем и работниками организации независимо от ее ведомственной
принадлежности и формы собственности.
Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:
соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие
сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
коллективного договора; добровольность принятия обязательств; реальность
обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и
неотвратимость ответственности.
Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор
занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы
коллективного договора обязательны для организации, где он заключен. Однако
если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по
сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными.
Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие
положение работников по сравнению с законодательством, коллективными
договорами и соглашениями социального партнерства.
Современная концепция коллективного договора, таким образом, исходит из
предположения о необходимости широкого развития партнерской формы
регулирования социально-трудовых отношений, установленной на допускаемой
внезаконодательной основе, т.е. без участия законодателя. Но такое
регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез
с интересами государства и общества.
Сторонами коллективного договора выступают: во-первых, работники в лице их
представителей; во-вторых, работодатель, представляемый руководителем
организации или другим полномочным, в соответствии с уставом организации
(иным локальным актом), лицом.
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами
условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в
данной организации. Структурно указанные условия (положения) можно разделить
на три вида: нормативные, обязательственные и информационные.
Нормативные условия (положения) коллективного договора — локальные нормы
права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые
распространяются на работников данной организации либо ее производственной
единицы. Нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов:
а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их
разрешения; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но их
разрешение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и
законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются
(конкретизируются) применительно к особенностям данной организации
(структурного подразделения).
С переходом экономики России на рыночные отношения число нормативных
положений коллективных договоров резко возрастает. И это естественно, ибо
акцент правового регулирования социально-трудовых отношений в ходе проводимых
реформ перемещается с централизованного (законодательного) на локальное
(колдоговорное) регулирование. Если законодательное регулирование
сосредоточено главным образом на установлении общих обязательных гарантий
для работников (минимальная оплата труда, продолжительность отпуска;
максимальная продолжительность рабочей недели, норма сверхурочных работ и
т.п.), то колдоговорное регулирование охватывает более широкую гамму
конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и профессиональных
отношений и определенной организации и в ее структурных подразделениях.
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» установил довольно четкое
соотношение между нормативными положениями колдоговора и законодательства. В
ст. 13 этого закона говорится, что в коллективном договоре с учетом
экономических возможностей организации могут содержаться более льготные
трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и
положениями, установленными законодательством и соглашениями. Это касается
дополнительных отпусков, надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию,
компенсации транспортных расходов, бесплатного или частично оплачиваемого
питания работников на производстве и их детей в школах и дошкольных
учреждениях, иных дополнительных льгот и компенсаций. Помимо названных к
числу наиболее часто встречающихся нормативных положений коллективного
договора относятся нормы, устанавливающие: перечень работников с
ненормированным рабочим днем и продолжительность для них дополнительных
отпусков; обязанность администрации не переводить учеников
производственного обучения на другие работы, не связанные с осваиваемой
профессией; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц, проходящих
производственное обучение; порядок выдачи заработной платы; выдачу нарядов на
сдельные работы до начала работы; выплату межразрядной разницы рабочим,
выполняющим работы, тарифицированные ниже присвоенных им разрядов; порядок
выплаты внеплановых авансов; льготы и преимущества при выдаче бесплатных
путевок в дома отдыха, распределение жилой площади, выделение земельных
участков для дачно-кооперативного строительства и т.п.
По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, — это
нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля
государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному
правотворчеству.
В отличие от нормативных условий (положений) коллективного договора его
обязательственные условия не предполагают наличия правил поведения общего
характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и
касаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами
обязательства.
Статья 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
предусматривает, что в коллективный договор могут включаться взаимные
обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма,
система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия,
компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста
цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным
договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение
условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи
(подростков); добровольное и обязательное медицинское и социальное
страхование; соблюдение интересов работников при приватизации организации,
ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья
работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с
обучением; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в
него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство,
обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;
отказ от забастовок по условиям, включаемым в данный коллективный договор,
при своевременном и полном их выполнении.
Информационные положения коллективного договора — это такие положения,
которые не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего
законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня
(отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по
вопросам регулирования труда, социально-экономических и профессиональных
отношений, характерные и для работников данной организации. Конкретный отбор и
включение этих положений в коллективный договор должен быть оптимальным, чтобы
не перегружать его главного содержания — нормативных и обязательственных
положений.1
Соглашения о труде — новый источник трудового права, появившийся в последние
годы. В отличие от других источников, исходящих от государственных органов,
соглашения о труде являются актами социального партнерства. Соглашения о
труде — это договорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней
основе. Двусторонние соглашения заключаются между представителями
работодателей и трудящихся, в трехсторонних соглашениях принимает участие
компетентный орган государственного управления.
Законодательной основой для соглашений о труде является Закон РФ "О
коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. Соглашения о труде
заключаются на разных уровнях, причем уровень соглашения определяет сферу
его действия. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы
регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|