реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Источники трудового права

реферат

трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной

организации. Норма­тивные положения по сравнению с обязательственно-правовыми

становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм

правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы

условий труда, действующей в рамках дан­ной организации независимо от форм

собственности, ведомст­венной принадлежности и численности работников.

В условиях перехода к рыночным экономическим отношени­ям правовая сущность

коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее

автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда,

осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии

профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов,

наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и

профессиональных отношений между работодателем и работниками.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное

соглашение, посредством которого достигается соче­тание указанных двух идей,

не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки,

ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу

действия.

Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее

сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое

действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников

организации, которые не име­ли прямого отношения к его разработке и

одобрению.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве со­глашения в пользу третьих

лиц, позаимствованная из частного права, также не решает существа вопроса, ибо

такое понимание игнорирует социально-партнерскую направленность этого

догово­ра, предполагающего все же удовлетворение взаимных, а не по­сторонних

интересов. Требует большой осмотрительности и объ­яснение юридической природы

коллективного договора при по­мощи понятий и категорий публичного права, ибо

профсоюз и иной орган, заключающий договор от имени работников, не рас­полагает

авторитетом публичной власти по отношению к тем, ко­му он адресован. Не

обладает такой властью и работодатель (соб­ственник, предприниматель) по

отношению к коллективу работ­ников. Его полномочия касаются распоряжения

имуществом предприятия, но не трудовым коллективом. Таким образом, есть все

основания признать этот договор договором особого рода. Со­гласно

действующему законодательству, коллективный договор — правовой акт,

регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между работодателем и

работниками организации.

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирова­ния социально-

трудовых отношений на уровне организации, он выражает интересы двух

социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность

партнерства поэтому полу­чила наименование бипартизма. Другие разновидности

социаль­ного партнерства возможны на более высоком уровне: а) региона,

отрасли — в форме региональных, отраслевых (тарифных и иных социально-

экономических соглашений); б) на общегосударствен­ном (федеральном) уровне —

в форме генеральных соглашений. Эти разновидности социального партнерства

могут выражать ин­тересы не только двух, но даже трех социальных групп:

наемных работников, работодателей и государственных структур (прави­тельство,

министерство). Последняя форма социального партнер­ства получила название

трипартизма.

Будучи институтом трудового права, коллективный договор объединяет довольно

обширную группу федеральных, отраслевых, локальных норм права. Сюда входят, в

частности: нормы, содер­жащиеся в КЗоТ РФ, Законе РФ «О коллективных

договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. региональных, отраслевых и

генеральных соглашениях, многочисленные локальные норматив­ные положения,

содержащиеся в самих коллективных договорах, заключаемых в организациях.

Нормы, образующие институт коллективного договора, отно­сятся к Общей части

трудового права, поскольку они направлены на комплексное регулирование

социально-трудовых и организа­ционно-управленческих отношений, а не каких-то

их отдельных элементов. Нормы института коллективного договора выступают

юридической формой установления условий труда, регулирования отношений между

работодателем и работниками организации не­зависимо от ее ведомственной

принадлежности и формы собст­венности.

Заключение коллективного договора базируется на следую­щих принципах:

соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие

сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание

коллективного договора; добровольность принятия обязательств; реальность

обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контро­ля и

неотвратимость ответственности.

Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор

занимает свое место в иерархии источни­ков трудового права. Условия, нормы

коллективного договора обязательны для организации, где он заключен. Однако

если ус­ловия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по

сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие

положение работников по сравнению с законодательством, коллективными

договорами и соглашениями социального партнерства.

Современная концепция коллективного договора, таким об­разом, исходит из

предположения о необходимости широкого развития партнерской формы

регулирования социально-трудовых отношений, установленной на допускаемой

внезаконодательной основе, т.е. без участия законодателя. Но такое

регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез

с интересами государства и общества.

Сторонами коллективного договора выступают: во-первых, работники в лице их

представителей; во-вторых, работодатель, представляемый руководителем

организации или другим полномочным, в соответствии с уставом организации

(иным локальным актом), лицом.

Под содержанием коллективного договора понимаются согласо­ванные сторонами

условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в

данной организации. Структурно указанные условия (положения) можно разделить

на три вида: нормативные, обязательственные и информационные.

Нормативные условия (положения) коллективного договора — локальные нормы

права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые

распространяются на работников данной организации либо ее производственной

единицы. Нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов:

а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный по­рядок их

разрешения; б) когда существует явный пробел в зако­нодательстве, но их

разрешение колдоговорным путем не проти­воречит общим принципам права и

законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются

(конкретизируют­ся) применительно к особенностям данной организации

(струк­турного подразделения).

С переходом экономики России на рыночные отношения число нормативных

положений коллективных договоров резко возрастает. И это естественно, ибо

акцент правового регулирования социально-трудовых отношений в ходе проводимых

реформ перемещается с централизованного (законодательного) на локальное

(колдоговорное) регулирование. Если законодательное регулирование

сосре­доточено главным образом на установлении общих обязательных гарантий

для работников (минимальная оплата труда, продолжи­тельность отпуска;

максимальная продолжительность рабочей не­дели, норма сверхурочных работ и

т.п.), то колдоговорное регули­рование охватывает более широкую гамму

конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и профессиональных

отношений и определенной организации и в ее структурных подразделениях.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» уста­новил довольно четкое

соотношение между нормативными поло­жениями колдоговора и законодательства. В

ст. 13 этого закона говорится, что в коллективном договоре с учетом

экономических возможностей организации могут содержаться более льготные

трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и

положениями, установленными законодательством и соглашениями. Это касается

дополнительных отпусков, надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию,

компенсации транс­портных расходов, бесплатного или частично оплачиваемого

пи­тания работников на производстве и их детей в школах и дошкольных

учреждениях, иных дополнительных льгот и компенсаций. Помимо названных к

числу наиболее часто встречающихся нор­мативных положений коллективного

договора относятся нормы, устанавливающие: перечень работников с

ненормированным ра­бочим днем и продолжительность для них дополнительных

отпус­ков; обязанность администрации не переводить учеников

произ­водственного обучения на другие работы, не связанные с осваи­ваемой

профессией; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц, проходящих

производственное обучение; порядок выдачи заработной платы; выдачу нарядов на

сдельные работы до начала работы; выплату межразрядной разницы рабочим,

выполняющим работы, тарифицированные ниже присвоенных им разрядов; по­рядок

выплаты внеплановых авансов; льготы и преимущества при выдаче бесплатных

путевок в дома отдыха, распределение жилой площади, выделение земельных

участков для дачно-кооперативного строительства и т.п.

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллек­тивных договорах, — это

нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля

государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному

правотворчеству.

В отличие от нормативных условий (положений) коллектив­ного договора его

обязательственные условия не предполагают на­личия правил поведения общего

характера, рассчитанных на не­однократное применение. Они всегда конкретны и

касаются вза­имных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами

обязательства.

Статья 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглаше­ниях»

предусматривает, что в коллективный договор могут вклю­чаться взаимные

обязательства работодателя и работников по сле­дующим вопросам: форма,

система и размер оплаты труда, де­нежные вознаграждения, пособия,

компенсации, доплаты; меха­низм регулирования оплаты труда, исходя из роста

цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллектив­ным

договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени от­дыха, отпусков; улучшение

условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи

(подростков); добровольное и обя­зательное медицинское и социальное

страхование; соблюдение интересов работников при приватизации организации,

ведомст­венного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья

работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с

обучением; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в

него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство,

обеспечение нор­мальных условий функционирования представителей работников;

отказ от забастовок по условиям, включаемым в данный коллек­тивный договор,

при своевременном и полном их выполнении.

Информационные положения коллективного договора — это та­кие положения,

которые не вырабатываются сторонами, а отби­раются из действующего

законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня

(отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по

вопросам регу­лирования труда, социально-экономических и профессиональных

отношений, характерные и для работников данной организации. Конкретный отбор и

включение этих положений в коллективный договор должен быть оптимальным, чтобы

не перегружать его главного содержания — нормативных и обязательственных

положений.1

Соглашения о труде — новый источник трудового права, поя­вившийся в последние

годы. В отличие от других источников, исходящих от государственных органов,

соглашения о труде являют­ся актами социального партнерства. Соглашения о

труде — это до­говорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней

основе. Двусторонние соглашения заключаются между представи­телями

работодателей и трудящихся, в трехсторонних соглашени­ях принимает участие

компетентный орган государственного управ­ления.

Законодательной основой для соглашений о труде является Закон РФ "О

коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. Соглашения о труде

заключаются на разных уровнях, при­чем уровень соглашения определяет сферу

его действия. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы

регулирования со­циально-трудовых отношений на федеральном уровне,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.