реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Источники трудового права

реферат

и процессе правоприменительной деятельности. Так, постановление правительства

РФ от 10 июля 1988 г. «О составе комиссии Правительства Рос­сийской Федерации

по экономической реформе» или отдельные указы Президента РФ о награждении за

заслуги перед государством тех или иных лиц правовых норм не содержат, а вот

Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению

выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению

государственных финансов» носит правовой характер, ибо обладает нормативным

содержанием.1

Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, явля­ющихся по своему

основному содержанию источниками других отраслей права, например

государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой

текущего законодатель­ства, закреплены основные права и обязанности граждан в

сфере труда».2

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному

классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно

разделить на принимаемые го­сударственными органами (законы, указы и др.),

принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и

профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые

органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека,

конвенции и рекомендации Меж­дународной организации труда).

По сфере действия источники трудового права можно разде­лить на

действующие в пределах всей Российской Федерации, от­дельных субъектов

Федерации, регионов, отдельных организаций.

Наконец, можно классифицировать источники трудового пра­ва по их правовой

иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее

удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия

применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем.

По юри­дической силе среди источников трудового права можно выделить (по

иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного

правового регулирования труда, законы, под­законные акты, акты судебных

органов, соглашения о труде, ло­кальные акты.1

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не

одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой

деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить

классифи­кацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные

акты различной юридической силы.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права,

занимает ныне действующая Конститу­ция Российской Федерации, принятая

всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15

Конституции РФ Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,

прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые

акты, принимаемые в Российской Фе­дерации, не должны противоречить Конституции

РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера,

которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников

российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечает­ся,

что права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно

действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

деятельность законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления

и обеспечиваются пра­восудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы

междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ

законодатель­но закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на

труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены, на

вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже

установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также

право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные

и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому

предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются

установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные

и празд­ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы

Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются

Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в

течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный

закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало

бо­лее половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение

четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Феде­рации. В случае

отклонения федерального закона Советом Феде­рации палаты могут создать

согласительную комиссию для пре­одоления возникших разногласий, после чего

федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При

несогласии Государственной Думы с решением Совета Феде­рации федеральный

закон считается принятым, если при повтор­ном голосовании за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной

Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направля­ется Президенту

Российской Федерации для подписания и обна­родования. Президент РФ в течение

четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон,

либо откло­няет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет

Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рас­сматривают данный

закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в

ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего

числа чле­нов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит

подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия

федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он

одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов

Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов

Госу­дарственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение

четырнадцати дней подлежит подписанию Пре­зидентом Российской Федерации и

обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность

отклонения феде­рального конституционного закона Президентом РФ и повтор­ного

в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федераль­ного Собрания.

Федеральные законы не могут противоречить фе­деральным конституционным

законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законо­дательство к

совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1к),

следует различать среди источников тру­дового права наряду с федеральными

законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне

пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской

Феде­рации и ее субъектов последние ( то есть республики, края, об­ласти,

города федерального значения, автономная область и авто­номные округа)

осуществляют собственное правовое регулирова­ние общественных отношений по

труду, включая принятие зако­ном. При этом законы субъектов РФ не могут

противоречить фе­деральным законам. В случае противоречия между федеральным

законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.

Среди законов субъектов РФ в сфере труда также следует раз­личать

конституционные и обычные (текущие) законы. Все они принимаются

соответствующими органами государственной власти — законодательными

собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и

другими местными органами государственной власти, распространяя свое действие

на соответствующие регионы.

Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их

принятия и юридической силе можно класси­фицировать на следующие три

группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3)

законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (в

том числе и по вопросам трудового права) принадлежит Президенту РФ, Совету

Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,

Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов

Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также

Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает

Кодекс законов о труде (КЗоТ) Российской Феде­рации. Будучи основным

кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу,

весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли

права. Ныне действующий КЗоТ РФ принят 9 декабря 1971 г. и введен в

действие с 1 апреля 1972 г. Со времени его принятия в КЗоТ неоднократно

вносились дополнения и изменения. Существенные новеллы были внесены Законом

Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений

в Кодекс законов о труде РСФСР». Они касались многих важных вопросов правового

регулирования труда в условиях перехода страны к рыноч­ной экономике и

затронули почти все главы КЗоТ. Сейчас подго­товлен ряд проектов нового

Трудового кодекса Российской Феде­рации.

Наряду с КЗоТ РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди

источников трудового права в последние годы получили широкое распространение

кодификационные нор­мативные акты (федеральные законы), относящиеся к

комплекс­ному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой

отрасли. К их числу можно отнести, например, Основы за­конодательства

Российской Федерации об охране труда от 6 авгу­ста 1993 г., Федеральный закон

«Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы

Президента Российской Федерации. Они обя­зательны для исполнения на всей

территории России и не долж­ны противоречить Конституции РФ и федеральным

законам.

Президент Российской Федерации в соответствии с Консти­туцией РФ и

федеральными законами определяет основные на­правления внутренней и внешней

политики государства, включая политику в области правового регулирования

рынка труда, трудо­вых и социальных отношений. Реализуя эти свои полномочия,

Президент РФ издал, например. Указ от 31 марта 1995 г. «О должностных окладах

в органах государственной власти», Указ от 16 августа 1995 г. «О некоторых

социальных гарантиях лиц, заме­щающих государственные должности федеральных

государствен­ных служащих».

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент является главой

государства. С согласия Государственной Думы он назна­чает Председателя

Правительства Российской Федерации, ему предоставлено право

председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ, принимать решение об

отставке Правительства Рос­сийской Федерации. Исходя из такого высокого

правового поло­жения Президента РФ следует сделать вывод, что характерной

особенностью указов Президента как источников трудового права является то,

что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов

государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу после

законов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправе

приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в случае противоречия этих актов Кон­ституции РФ и

федеральным законам, международным обязатель­ствам Российской Федерации или

нарушения прав и свобод чело­века и гражданина до решения этого вопроса

соответствующим судом.

Президент РФ может отменить постановления и распоряже­ния Правительства

Российской Федерации в случае их противо­речия Конституции РФ, федеральным

законам и указам Прези­дента РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты Президента следу­ет рассматривать в

качестве источников права (в том числе источ­ников трудового права). Такое

значение имеют только указы нор­мативного характера, то есть те из них,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.