p>Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня , определенному ритму жизни и деятельности человека . Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы , отдыха , приема пищи , сна . Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы , бытовых условий , привычек и склонностей , однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня . Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха . Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов . Очень важно , чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время . Таким образом вырабатываются условные рефлексы . Человек , обедающий в строго определенное время хорошо знает , что к этому времени у него появляется аппетит , который сменяется ощущением сильного голода , если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы . Говоря о распорядке дня не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день . Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры . Однако сам распорядок является своеобразным стержнем , на котором должно базироваться проведение как будничных , так и выходных дней .
ЗАКАЛИВАНИЕ
Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма . К нему лучше всего приступить с детского возраста . Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны . Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры . они укрепляют нервную систему , оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды , нормализуя артериальное давление , улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С), постепенно переходя к прохладной , а затем -к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой . Хорошо закаленные люди могут купаться и при*************************** *********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************
**************
************************************************************************************************ща является не только основным источником энергии но и "строительным материалом" для новых клеток. Люди питаются по-разному , однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми . Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной , т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества . Нельзя допускать переедания : оно ведет к ожирению . Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например , обильное введение жиров или углеводов , повышенное потребление поваренной соли). Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч. ). Вредно принимать пищу только 2 раза в день , но чрезмерными порциями , т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения . Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки . При трехразовом питании самым сытным должен быть обед , а самым легким - ужин . Вредно во время еды читать , решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть , обжигаясь холодной пищей , глотать большие куски пищи , не пережевывая . Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку . без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии . Человеку , пренебрегающему режимом питания , со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения , как , например , язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание , измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений , царапин и , кроме того , способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы . Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости . Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Л. А. Лещинский "Берегите здоровье" Г. И. Куценко , Ю. В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни" В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья" Н. Б. Коростелев "От А до Я" И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья" _PAGE _3_ _PAGE _1_ Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Разделы Номера О журнале Последний номер Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. ОКТЯБРЬ 2000 №5 (9) УЧИТЬСЯ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ.
Н. И. Пешков, учитель физической культуры средней школы №4 г. Новосибирска Целевые установки физкультурного образования обусловлены многими факторами, и, поскольку эти факторы меняются, не остаются статичными и неизменными и цели воспитания. Преподавание физкультуры дает возможность для самопознания личности и познания мира. Школьник учится наблюдать за самим собой и понимать себя. Преподавание физкультуры должно готовить его к встрече с реальной жизнью. Школьник, усваивая навыки физкультурно-спортивной деятельности, овладевает основами спортивного поведения, возможностью рационально заниматься физической культурой и спортом в свободное время и после окончания школы. Ему необходимо получить представление о мире физической культуры и спорта, позволяющее сознательно формировать свое отношение к этой сфере деятельности. Внимания заслуживают следующие выделенные нами цели физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса: а) область спортивно-моторных целей — сюда в первую очередь относятся такие моторные качества, как ловкость, выдержка, сила, проворство и быстрота; b) область аффективных целей — определяется такими эмоциями, связанными с игрой и спортом, как наслаждение и радость. Такая целевая установка за-ключается в том, чтобы посредством различных физических движений так удовлетворять потребность в двигательной активности, чтобы она приносила удовольствие, радость и наслаждение; c) область эстетических целей — грация, красота движения и тела рассматриваются как главное эстетическое требование; d) область социальных целей, где спорт и игра представляются особенно подходящей сферой приобретения такого социального опыта, как терпимость, готовность помочь ближнему, способность к сотрудничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях и т. д. ; e) область этических целей, с педагогической точки зрения, прежде всего, связана с упрочением нравственности. Поэтому формирование характера часто рассматривается в качестве кульминационного пункта нравственного воспитания. Учитывая задачи, стоящие перед школой-комплексом в целом, мы ставим перед собой осуществление в процессе физкультурно-оздоровительного процесса общих целей, обладающих статусом “руководящих идей”. Это не какие-то случайные цели, а цели, которые за последние 10 лет в научных теориях приобрели актуальное значение. Целевая установка физкультурно-оздоровительного процесса основана на идее “эмансипации”: ответственность и компетентность; автономия личности и ее способность к самоопределению, свобода, творческие возможности, способность к критике и принятию решений, а также способность разрешать конфликты на основе терпимости и взаимопонимания. Из аналогичного понимания исходит и идея коммуникабельности, которая входит в перечень целевых установок преподавания физкультуры в школе-комплексе. Без коммуникабельности, развития у школьников способности к общению, осуществление идеи “эмансипации” было бы чистой утопией. Следующая установка изначально прагматична, отличается чувством реальности и основана на осуществлении общей цели преподавания под лозунгом “Способность к действию” и насквозь тождественна реалистической концепции преподавания школьной физической культуры. Важное значение имеет вопрос: каким образом учащиеся смогут приобрести такого рода деятельную способность? Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач. Высокая степень взаимодействия — именно непосредственного взаимодействия между учителем и учениками — может способствовать ликвидации дистанции между ними и привести к отношениям, основанным на партнерстве и сотрудничестве. Одним из важных моментов эмансипации “физической” в условиях школы-комплекса адаптивной модели является работа с классами коррекционно-развивающего обучения. В классах педагогической поддержки работа должна проводиться так: слабым ученикам, добившимся даже самого незначительного успеха, необходимо оказывать всяческую поддержку, укрепляя их дух и тело; перед ними нужно ставить задачи, которые они смогут успешно решать; их одноклассников ознакомить с проблемами, стоящими перед “неспортивными” школьниками. Интенсивные индивидуальные занятия в соединении с постоянным развитием основных физических качеств могут дать многое для “физического освобождения, которое должно рассматриваться как предпосылка для устранения физического отставания.... ”. Для занятий физкультурой и спортом должны быть предоставлены более широкие возможности, чтобы традиционная программа преподавания не представлялась единственно возможной. Нами в этой области осуществляются различные эксперименты, например: введение факультативного курса “Психология здоровья”; внедрение элементов разработанной программы “Валеологические основы физической культуры I—IX кл. ”; расширение возможностей профилактики заболеваний совместно с медицинским персоналом школы, а также реализация дифференцированных (вариативных) частей программы по физической культуре с учетом региональных и местных особенностей школы. Избегая жестких, застывших организационных форм, опираясь на пробуждение и развитие у школьников социальной, психической и физической чуткости, ценностными критериями эмансипационного преподавания физкультуры и спорта являются нежность и деликатность, а не агрессивность. Особое место в “идее эмансипации” занимает образ учащегося, который рассматривается как существо, дорожащее идеалом свободы, способное к самоопределению и личностной автономии, противящееся любому неоправданному насилию над собой. Муштра и дрессировка, строгие меры воспитания несовместимы с этим образом человека. К образу учащегося нового типа применим совершенно иной процесс воспитания, в ходе которого воспитываемый выступает как партнер, а не как человек, которого необходимо сломить, подавить, ибо это противоречило бы идеалу демократического общества. Сведение физического воспитания к узкопрофессиональным, специфическим задачам и целям (см. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов. — Москва: “Просвещение”, 1996 г. ), ориентация на традиционные ценности (развитие физических качеств, сдача нормативов, победа в районных, городских соревнованиях), авторитарный стиль преподавания могут помешать или станут определенным препятствием на пути нетрадиционных подходов к физкультурному образованию. Чтобы такие цели не приходили в столкновение со всей структурой образовательного процесса, нельзя недооценивать школьную реальность при выработке воспитательных целей. С целью интеграции традиционных и нетрадиционных подходов к физическому воспитанию, а также для укрепления и профилактики здоровья учащихся в школе введена штатная единица — заместитель директора по физкультурно-оздоровительной работе. Для физической культуры и спорта констатирующее значение имеет именно сознание того, что совершающий определенные действия человек ведет себя в соответствии с установленными правилами; именно благодаря соблюдению правил и возможно само существование игры и спорта. А значит, игра и спорт представляют собой такое поле деятельности, где люди получают наглядное представление о необходимости подчиняться определенным нормам и правилам. Поэтому вполне понятно, почему спорт и игра рассматриваются как занятия, дающие возможность обрести и повысить свою коммуникативную компетенцию. “В школьниках необходимо поощрять охоту к умственной деятельности, способность задумываться о вещах, не ограничивающихся только сферой спортивной деятельности” (Дигель, 1977). Жизненный кругозор учащегося должен расширяться благодаря приобретению нового (и не всегда только специфически спортивного) опыта. Одним из вариантов расширения кругозора учащегося является проводимый в школе-комплексе факультативный курс “Самопознание личности. Психология здоровья”, а также введение элементов валеологических знаний в предметной области “Физическая культура”. В целях коммуникабельности преподавание физкультуры рассматривается в первую очередь как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям, к установлению рекордов имеет второстепенное, подчиненное значение. Совместные действия, сотрудничество, а не противоборство — вот что ставится на передний план. Если целью коммуникативного преподавания физкультуры является развитие таких качеств, как уважение к другим, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них, то надлежащее внимание должно уделяться и так называемым проблемным детям, например, “слабым ученикам”. Этот подход очень важен в школе с разноуровневым обучением школьников. Коммуникабельность проявляется в интеграционных способностях ученика (способность чувствовать духовный мир других людей, умение соотносить с ним свое собственное поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество). Для традиционного преподавания физкультуры существовало только одно непреложное правило — неуклонно следовать установленным правилам и предписаниям. Призывая к критическому анализу существующих традиционных правил, к полемике с ними, мы осознаем, что некритическое, механическое признание существующей системы преподавания предмета “Физическая культура” может помешать всестороннему развитию коммуникативной компетенции. Истинная коммуникативная компетентность включает способность отойти от существующих правил и выдвигать альтернативные предложения. Например, требование играть просто в мяч, а не в волейбол основано на предположении, что поведение многих занимающихся спортом заранее определяется существующими правилами и шаблонами, моделями двигательной активности, в силу чего они уже не в состоянии или не готовы развивать альтернативные формы игры. Необходимо полностью отойти от такого представления о школьной физической культуре, школьном спорте, которое ориентируется исключительно на такие критерии, как успех и соревнование, совершенно сознательное игнорирование структурных особенностей физкультурно-спортивной деятельности, чрезмерные требования к учащимся по созданию новых форм и правил игр, пренебрежительное отношение к практическим возможностям учебного процесса. Иначе идея коммуникабельности окажется нежизнеспособной. Чтобы этого не произошло, необходима поддержка администрации школы, педагогического коллектива, родителей. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам определяется характером спортивных действий, при котором различают интеграционный, смысловой и двигательный аспекты. Интеграционный аспект. Опора на способность к общению и взаимодействию со своими коллегами (учащимися, одноклассниками). Многообразные связи и отношения, возникающие между школьниками, в значительной мере и составляют прелесть спортивных занятий и игр. Смысловой аспект учебно-физкультурной деятельности. Спортивные действия, как и вся человеческая деятельность, наполнены определенным смыслом, носят целенаправленный характер. Спортивные действия многозначны, им присуще определенное множество смыслов. Многообразие смысловых ориентиров (по Курцу): сам процесс движения, приносящий чувственную радость (“впечатление”); физически-психологические следствия движения (“здоровье”); общение с другими людьми во время или по поводу спортивной ситуации (“связь”); эстетическое восприятие действия другими (“выражение”); оценка действия согласно общепринятым критериям (“достижение”); амбивалентность спортивных действий, завершающихся или поражением, или победой, успехом, или неудачей (“игра”). Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|