p>Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Важно соблюдать следующий распорядок дня: Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! Ибо одно из главных средств, предупреждающих многие болезни. На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Заключение Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. К сожалению, многие студенты высших учебных заведений не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов , а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь. Еще раз необходимо пересмотреть свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья. Список использованных источников
Л. А. Лещинский "Берегите здоровье" Г. И. Куценко , Ю. В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни" В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья" Н. Б. Коростелев "От А до Я" И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья" Министерство образования Российской Федерации БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ на тему Физическая культура личности учителя Выполнила студентка 3 Б группы Гребенщикова А. Г. Руководитель Юречко О. В. Благовещенск 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3
1. Задачи учителя физической культуры в Организации ориентации на спорт 6 2. Цель физкультурного образования 10
3. Направление педагогической работы 12 4. Основные методы используемые в учебном процессе 19 Заключение 21 Библиографический список 22 Введение
Наверное вы знаете, что в школе уроки физической культуры именуют пренебрежительным словцом "физра". "Пойдешь на "физру? " - Не-а, лучше в "футболян" погоняем". Абсурдный диалог? Нет. Действительно трудно гореть желанием посещать уроки предмета, который и называется-то так противно: "физра". Как же так случилось, что немногие часы отведенные в школе на совершенствование тела превратились в необязательный, нудный и обременительный как для педагогов, так и для учеников довесок к "настоящим" предметам - гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь предположить, что иначе произойти и не могло, ибо сам стиль, смысл и методика преподавания физкультуры в школе отвращают от нее большинство ребят и девчонок. Самый грустный парадокс заключается в том, что в той жизни, к которой готовит детей школа, им, зачастую, совершенно не надобятся те знания, которые они так напряженно приобретали за партами. Не многим шибко пригодились познания в химии, алгебре, мало кто смог постичь иностранный язык или научился петь в рамках школьной программы. Однако спрос по всем этим дисциплинам велик. Между тем, отсутствие физической культуры дает о себе знать уже через четыре-пять лет после окончания школы. Еще более жесткий по сравнению со школой ритм обучения в институте или нагрузки производства делают свое дело и… Большинство хронических болячек, мучающих нас всю жизнь, мы приобретаем еще в юности; старательно закладываем основы своих недугов, хотя могли бы заниматься прямо противоположным - созиданием фундамента телесного здоровья и долголетия. Вспомним, как строится физвоспитание в школе. В начале года школьники дружно сдают школьные нормативы. Это бег, различного рода прыжки, гимнастические элементы. Причем, как правило, сдача нормативов затягивается у класса на месяц- полтора, против отведенных на нее одного-двух уроков. Хотя редко у кого зачет не принимается, но то этот не пришел, то у того "освобождение", так и тянется волынка. Затем в течение года идет "учебный процесс", и по физкультуре, между прочим, тоже. За год учебы дети должны научиться быстрее бегать, дальше прыгать, больше подтягиваться и т. д. И вот наступает конец года. И снова нужно сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные успехи. Но чудо! После года занятий ученики, как правило показывают результаты худшие по сравнению с началом года. Изнанку это "чудо" имеет простую. За три месяца летних каникул дети успевают вволю отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься (тем более, что многие уезжают на природу - на дачу и в деревни). К первому сентября ребята приходят в неплохой физической форме. При сдаче осенних нормативов их тела выплескивают энергию, накопленную за лето. А дальше - дальше за время учебного года, проведенного в согбенном виде за учебниками и телевизором, они полностью теряют контакт со своим телом, со своими детскими мышцами и сухожилиями. И никакая "физра" не спасает от гиподинамии. Очень важную роль тут играет личность учителя физической культуры, или "физрука" по-школьному. Стать "физруком" проще простого. Это как бы профессия для тех, кто ничего не умеет. Я учился во многих школах, и помню, что в каждой школе был по крайней мере один физрук (обычно их несколько) - толстый дядя в спортивном костюме, на пузе у дяди болтается свисток, в который он умеет громко и резко свистеть, в чем его преподавание физкультуры, собственно, и заключается. Чему он может научить? Вопрос риторический. Есть и другие физкультурники - настоящие подвижники (простите за невольный каламбур), с горящими глазами объясняющие детям, что жизнь - это на самом деле движение, готовые сами первыми выполнить эти злосчастные нормативы, а то и показать ребятам какой-нибудь потрясающий спортивный трюк. Как правило, эти люди сами спортсмены. Но увы, таких, как показывает опыт, немного. Не следует забывать и о том, что физическая культура - один из немногих предметов, традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю и прекрасных учителей физкультуры - женщин). Это особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (да-да в понятие подлинной спортивности входит и интеллигентность, в лучшем значении этого слова), способный многое продемонстрировать на личном примере учитель может послужить ролевой моделью для мальчиков и сформировать образ настоящего мужчины у девочек. А ведь сколько у нас неполных семей без отцов, или семей с запойными, вульгарными родителями! Именно мужчина-учитель должен стать авторитетом и защитником для таких детей, именно он должен привить им вкус к справедливой силе. К сожалению, в сознании многих из нас - родителей или собирающихся стать таковыми, живет пренебрежительное отношение к культу телесного совершенства. Мы считаем само собой разумеющимся приоритет духовного над физическим, и в мыслях не допуская, что это грубое "физическое" не только может, но и должно быть в тонкой гармонии с этим подчас весьма смутно понимаемым "духовным". Отсюда и поговорочки типа: "Были у отца три сына, двое умных, а третий - спортсмен". Для меня такой образ мыслей - один из самых отвратительных вариантов обывательщины и косности. Спорт превозносили и практиковали величайшие сыны человечества. От философа и борца Платона и поражавшего однополчан в годы крымской войны недюжинной силой Льва Толстого до Юрия Власова и Никиты Михалкова. 1. Задачи учителя физической культуры в Организации ориентации на спорт Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периода обучения Б школе, начиная с младшего школьного возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплением познавательных интересов школьников. Организацию профессиональной ориентации в общеобразовательной школе следует разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, средства и методы. Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: формирование положительного отношения к физической культуре и спорту, труду тренера, преподавателя; выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных спортсменов; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками-спортсменами профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков физической культуры на высоком методическом уровне; экскурсии в институт физической культуры; встречи с ветеранами спорта, заслуженными тренерами, учителями физической культуры, лучшими спортсменами школы, города, страны; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о спорте; беседы о значении физической культуры и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося / определение у пего педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности/; направление способных учащихся для занятий в ДЮСШ, группах ГТО, общефизической подготовки и др. ; проведение бесед на спортивную тематику: историк развития физической культуры и спорта, выдающиеся спортсмены, педагоги и тренеры, труд учителя физкультуры; проведение экскурсий в средние и высшие учебные заведения спортивно-педагогического профиля, ДЮСШ, спортивные общества; приобретение практических навыков судейства внутриклассных и общешкольных соревнования и другие мероприятия. Второй этап /7-8 классы/ работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам- спортсменам в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. ; Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч со студентами и преподавателями института физической культуры, выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к педагогической деятельности. Проведение бесед на различные темы спортивного характера: институт физической культуры и подготовка кадров в нем; роль и значение физической культуры в народном хозяйстве; правильная самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении; о чемпионах мира и Олимпийских игр; физическая культура в жизни замечательных людей; гигиена и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом и др. ; организация встреч с ветеранами спорта; проведение регулярных сообщений о новостях спортивной жизни, пресс-конференций с ведущими тренерами и их спортсменами; оформление и обновление стендов о спортсменах-выпускниках школы, написание реферата "Спортивная жизнь моих родителей"; проведение экскурсий в ОПИК, ДЮСШ и спортобщества; проведение трудовых десантов по ремонту спортивного инвентаря и оборудования школы; оказание помощи учителю физкультуры на уроках и во внеклассной фиэкультурно-массовой и спортивной работе /проведение разминки, осуществление роли старшего на подгруппе, отделении; организация и проведение соревнований/ с приобретением определенных знаний, умений и навыков этой работы и др. Третий этап /9-10 классы/ - это этап профессионального самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей. Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10 классов включает изучение личности школьника: - склонности к педагогической деятельности, способностей, профессионального интереса; - написание сочинения на тему "Моя будущая профессия" и реферата о профессии; - проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; - профессия тренера, учителя физической культуры;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|