реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Траловый лов минтая в Баренцевом море

реферат
раулеры-рефрижераторы. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 т, численность команды доходит до 90 человек. Эти траулеры оборудованы автоматическими линиями переработки продуктов улова, морозильными камерами и складами. Русские, норвежские и исландские суда этого типа производят соленые, консервированные и замороженные продукты. Производительность таких траулеров от 50 до 90 т рыбы в сутки. Малые кормовые и бортовые траулеры служат только как добывающие (рыболовные) или разведочные суда.

Классификация водного рефрижераторного транспорта

Рефрижераторные суда используют для перевозки скоропортящихся продуктов по водным магистралям страны, а также за ее пределами и в рыбном промысле для охлаждения, замораживания и транспортирования свежей рыбы. Суда-рефрижераторы делят на транспортные и транспортно-промысловые. Первые в свою очередь бывают грузовые и товарно-пассажирские, вторые обслуживают рыбную промышленность и делятся на траулеры и рыбоморозильные суда.

По роду главных двигателей рефрижераторы подразделяют на суда с поршневыми двигателями, турбоэлектроходы, теплоходы, дизель-электроходы и несамоходные буксирные баржи.

По роду материала рефрижераторы делят на деревянные, металлические, пластмассовые, композитные (одна часть деталей выполнена из металла, другая - из дерева). Наиболее распространены - стальные рефрижераторы.

Водный холодильный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с железнодорожным:

1) рефрижераторный тоннаж стоит дешевле равновеликой емкости железнодорожных вагонов-ледников;

2) рефрижераторный тоннаж может быть использован для перевозки в обе стороны рейса любых (требующих и не требующих охлаждения) грузов, не имеющих сильного запаха и не портящих холодильного оборудования трюмов.

Вагоны-ледники чаще всего используют только в одном направлении, поэтому они подлежат срочному возврату. На судах-рефрижераторах рыбной промышленности, кроме охлаждаемых трюмов, бывает предусмотрено изготовление водного льда, применяемого для пересыпки рыбы. Для этой цели ставят льдогенераторы чешуйчатого льда.

Лебёдка - механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана.

Обычная лебёдка состоит из электродвигателя, редуктора, барабана, рамы, тормозной системы. В случае необходимости некоторые лебёдки сочетают с полиспастом.

Полиспамст (греч. Polэspaston, от др. - греч. polэspastos - натягиваемый многими верёвками или канатами) - таль, грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). Обычно полиспаст является частью механизмов подъёма и изменения вылета стрелы подъёмных кранов и такелажных приспособлений.

Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов (например, шлюпок на судах). В силовом полиспасте груз подвешивают к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывают к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимают число ветвей каната, на которые распределяется груз). Скоростной полиспаст - по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывают к подвижной обойме, а груз подвешивают к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста достигается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста.

Трюм (от нидерл. truim) - пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и нижней палубой (или платформой).

Трюм используется для размещения грузов (на грузовых судах), запасов, балласта, а также судовых механизмов. В зависимости от типа судна и его размера число трюмов и их назначение может изменяться. Длина трюма на пассажирских судах определяется условиями непотопляемости. На грузовом судне трюм разделён поперечными переборками на несколько отсеков, число которых зависит от длины судна. Трюм судна-рефрижератора оборудуется теплоизоляцией и холодильной установкой, а крышка трюма делается сравнительно небольшой - чтобы уменьшить тепловые потери. На военных кораблях трюм разделен водонепроницаемыми перегородками и заполняется снарядами и запасами. Загрузка и разгрузка трюмов происходит обычно через грузовые люки.

Нумерация грузовых трюмов производится от носа к корме. Помещения внутри судна, расположенные выше трюма, называются твиндеками

Переработка и хранение сырья, и распространение сырья

Некоторые виды продукции из минтая (икра, филе, сурими) пользуются большим спросом на рынках многих прибрежных государств Тихого океана и имеют высокую стоимость. Поэтому с началом либерализации внешней торговли в России переработка минтая получила дополнительный импульс к развитию. Основная часть минтаевого фарша, производимого в России, экспортируется в Японию (табл.1,2).

Главным сырьем для производства "сурими" продолжает оставаться минтай, несмотря на то что белковый фарш изготовляют из многих видов рыб, например таких, как треска и пикша (табл.2). А одним из главных тихоокеанских рынков, потребляющих минтая, особенно в виде продуктов переработки, является японский рынок (табл.3). Причин тому несколько. Технология производства мороженого сурими в море появилась не на пустом месте: традиция производства рыбных паст на берегу не для длительного хранения "тикува" и "камабоко" было известна в Японии еще около 600 лет назад. Важным фактором развития рыбохозяйственных технологий стала нехватка биоресурсов. В Стране восходящего солнца также ужесточились международные условия рыболовства, значительно снизились возможности японского экспедиционного флота по работе в международных водах. К тому же высокие цены японского рынка, формируемые растущим курсом иены, привлекли к Японии внимание экспортеров

Поставки минтаевого фарша из России в Японию за период с 1992 по 1997 г.

Год

Объем, тонн

Стоимость, млн. иен

Средняя цена, иен/кг

1992

26961

11770

436,6

1993

16702

3922

234,8

1994

17306

3762

217,4

1995

22071

5486

248,6

1996

15715

3819

243

1997

12649

4339

343

Источник: Отчет Российско-Японской комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством, в Токио за 1997 г.

На японский рынок поступает также минтаевая ястычная икра. Этой продукции в 1996 г. в зоне России российскими и иностранными судами (Япония, КНР, КНДР, Польша и др.) было выпущено более 60 тыс. т. Основная ее часть, включая реэкспорт через Южную Корею, была продана в Японию. Треть объема экспортной продукции была низкого качества, икра либо сбывалась по бросовой цене, либо оставалась долго нереализованной, находясь на хранении в холодильниках южнокорейского порта Пусан. Этот нереализованный объем ястычной икры оказал негативное влияние на цены 1997 г. Если средняя цена 1996 г. составила 980 иен/кг, то в 1997 г. она снизилась до 911 иен/кг.

Основными поставщиками икры минтая на японский рынок (по сути же, это индикатор рынка рыботоваров в АТР) являются Россия и США. В 1997 г. из общего объема поставок в 49 885 т 54% пришлось на Россию, 40% - на США, 5,4% - на Польшу. Резко снизился экспорт минтаевой икры на японский рынок из КНДР: с 2420 т в 1994 г. до 222 т в 1996 г. Запасы минтая в Японском море находятся на крайне низком уровне.

При промысле, нацеленном только на производство икры, также происходит выброс минтая в море.

ЮМИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ФАРША "СУРИМИ" в 1993-1997 г. г. (ориентировочно, тыс. тонн);

По видам/по странам

1993

1994

1995

1996

1997

Минтай

Япония

85

89

77

70

65

Южная Корея

16

16

40

22

10

США

143

174,6

178,9

161

154

Россия

14

17,2

22,4

20,7

18

Прочие страны

0

6

6

1

3

ИТОГО

258

302,8

324,3

274,7

250

Другие виды рыб, кроме минтая

Япония:

макрруронус

3

4,4

7

5

5

южная треска

4

7,3

4

3

3

иваси

39

33

37

43,2

40

ВСЕГО

46

44,7

48

51,2

48

Государственный интерес

Быстрая либерализация внешнеторговых связей может спровоцировать нерациональное использование природных запасов добывающими отраслями в странах, где экспорт имеет преимущественно сырьевую направленность. В условиях происходящих реформ в России это связано в первую очередь с отсутствием в рыболовстве необходимой законодательной базы. Механизмы контроля на государственном уровне не успевают вырабатываться, а другие попытки регулирования внешнеторговых операций с рыбой пока неэффективны.

Например, наделение ВАРПЭ функциями органа, выступающего в сущности от лица государства по регулированию экспорта рыбопродукции, вызвало реакцию молчаливого игнорирования со стороны дальневосточных экспортеров. ВАРПЭ-организация общественная, инициативы которой могут иметь только рекомендательный характер даже в тех случаях, если ей удалось договориться о помощи в контроле за российским экспортом морепродуктов с зарубежными инспектирующими организациями.

Спрос и предложение на "сурими" в Японии в 1993-1997 гг. (тыс. тонн)

1993

1994

1995

1996

1997

Складские запасы

157

134

119

128

89

Собственное производство

Минтай

85

89

77

71

65

Прочие виды

46

45

47

47

48

Итого

131

134

124

118

113

Импорт

Минтай

151

146

149

127

112

Прочие

110

100

133

131

130

ИТОГО

261

246

282

258

242

ВСЕГО - предложение

392

380

406

376

356

ВСЕГО - спрос

415

395

397

415

375

Ненамного более сильной стала мера по заключению соглашения между Федеральной службой валютного и экспортного контроля России и японской ассоциацией "Син-Нихон Кэнтэй Кекай" (СК) об инспектировании российского рыбного экспорта в зарубежных портах. Выбор данной японской организации определялся тем, что ее деятельность носит транснациональный характер и ее офисы со штатами инспекторов расположены в ряде азиатских стран, включая Южную Корею, Гонконг, Индонезию и др. Но пока СК не вполне справляется с задачами по оценке российской экспортной продукции даже в Японии, хотя специально для обслуживания российского направления ею создана база в порту Отару, одного из главных пунктов по приему российских рыботоваров

По признанию представителей Дальневосточного таможенного управления в последние годы торговля рыбой и рыбопродукцией в значительной степени вышла из поля зрения государственных органов, призванных осуществлять контроль в этой области. Негативных последствий этой ситуации достаточно много, в первую очередь это рост неконтролируемого, а значит, и нерационального промысла минтая как российскими, так и зарубежными судами.

Находясь на промысле минтая в течение нескольких месяцев, суда под видом бункеровок и пополнения судовых запасов в море могут осуществлять сдачу продукции на подходящие рефрижераторы. Именно по этой причине затруднен контроль за деятельностью флота, находящегося на промысле. В результате рамки рациональных объемов изъятия могут быть значительно превышены.

Несмотря на ряд мер по усилению контроля за использованием рыбных ресурсов в российских водах путем расширения функций ФПС по защите экономических интересов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и попыток совершенствования действий таможни в территориальных водах, их результативность неадекватна прилагаемым усилиям и понесенным затратам. Объяснить это можно только отсутствием надежной законодательной базы ресурсооградительного характера. Для сравнения: в США существует несколько десятков федеральных законов, направленных на охрану конкретных видов живых морских ресурсов, касающихся в том числе и минтая.

Абсурдность ситуации, связанной со слабостью российских государственных органов при осуществлении контроля за рациональным использованием рыбных запасов в своей ИЭЗ, особенно контрастно высвечивается на фоне весьма жестких мер по управлению запасами минтая на многостороннем уровне, например, в открытой части Берингова моря.

17 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон РФ "О ратификации Конвенции ООН о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря". Участниками Конвенции стали Россия, США, Республика Корея и Китай. Позднее к ним присоединились Япония и Польша.

Установленный в рамках этой Конвенции шестью странами-участницами мораторий на промысел минтая был вызван его нерациональным промыслом в центральной части Берингова моря и резким снижением запаса. Однако первопричиной случившегося, на наш взгляд, стали действия США по полной национализации своей 200-мильной зоны, вытеснение иностранных судов за ее пределы, например в открытые воды, спровоцировавшее развитие неконтролируемого промысла и в центральной части Берингова моря. Оставив часть иностранного промысла в своей зоне (при этом обеспечение полного контроля береговой охраной США сомнения не вызывает), американцы вполне могли бы не допустить разгромления ресурсов в Беринговоморской "дырке от бублика", в которой нагуливается минтай как российского происхождения, так и американского.

Более сложная ситуация сложилась в Охотском море. Нет особой необходимости пересказывать, каких трудов стоило прекратить широкомасштабный нерегулируемый промысел минтая в его открытой части. Главное отличие в технологии решений проблемы нерационального промысла в анклавах Берингова и Охотского морей заключается в следующем. Американцы взамен моратория на вылов минтая в открытой части Берингова моря не дали никаких альтернатив продолжения добычи судами других государств экспедиционного рыболовства. При решении охотоморской проблемы главным фактором убеждения в пользу прекращения нерегулируемого промысла минтая в открытой части моря стала предоставляемая Россией возможность продолжения работы в пределах российской 200-мильной зоны, но на условиях оплаты и под строгим контролем.

"Охотоморский" подход к решению проблемы защиты ресурсов минтая не вызвал большого одобрения со стороны российских дальневосточных рыбаков, хотя в тот момент были необходимы любые меры по прекращению иностранного промысла минтая в открытой части Охотского моря. К сожалению, лучшего метода решения этой проблемы пока никто не придумал. Лозунгам "Объявить Охотское море внутренним Российским морем" или "Установить в Охотском море российскую ИЭЗ шириной в 250 миль" не соответствует действующим нормам международного морского права. Необходима серьезная кропотливая работа по созданию правовых основ ведения рационального промысла как такового.

Есть, на наш взгляд, другие пути к утверждению рациональных основ ведения промысла минтая. Во-первых, это - ужесточение мер контроля за иностранным и своим промыслом силами ФПС, рыбоохраны и других государственных органов. Во-вторых, создание узкопрофильных общественных объединений российских дальневосточных рыбаков, что дало бы возможность за счет проведения единой политики лучше защищать интересы своих рыбопромышленников, избегая при этом неоправданной конкуренции друг с другом, вместе с тем удерживая на более высоком уровне экспортные цены на продукцию из минтая.

Упорядочение внешнеторговой деятельности - один из путей выработки механизмов обеспечения рационального промысла, в том числе и минтая. В этом контексте постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 872 "О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации" может стать базой для последующих действий в данном направлении.

Однако наиболее важным в сложившейся ситуации является срочное принятие базового закона о рыболовстве Российской Федерации с изложением основных принципов ведения рационального и ответственного рыболовства. Но и этого может оказаться недостаточным. Поэтому, учитывая огромное значение минтая не только для устойчивости экономики дальневосточного рыболовства, но и для социальной стабильности (промысел минтая обеспечивает до 70% занятости дальневосточных рыбаков), нужен специальный закон о минтае.

Заключение

Данный вид рыбы используется по всем странам СНГ, и является потребительным продуктом питания.

Минтай является развитой видовой породой и вылавливается в Баренцевом море таким орудием лова как трал.

Минтай хорошо сохраняется при транспортировке и консервирования, при соблюдении норм.

Литература

1. Книга "Ихтиология" - Котляр О.А., Мамонтова Р.П.

2. "Орудия рыболовства" - Степанов М.Г., Тероваль Ф.

3. "Ихтиология Пелагических рыб" - Павлов Д. С, Поликарпов Г., Зюганов В.В.

4. "Моря СССР" - Микулин А.Е., Васильева Е.Д., Бахарев С.

5. "Хранение и переработка рыб, подготовка пищевой обработки" - Алексеев, Долькин С.П., Козлова Л.Е.

6. "Оборудования кораблестроения, применение оборудования в рыболовстве " - Егоров Д.С., Харкин В.Г., Смирнов А.А, Семенова Р.К.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.