реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Украины

реферат
p align="left">3. Введение ипотечного кредитования под залог земли с реально действующим механизмом ее изъятия в случае невозвращения кредитов.

4. Кредитную инфраструктуру - формирование Аграрного банка и финансово-промышленных групп с участием коммерческих банков, создание условий для формирования и функционирования гарантийных финансово-кредитных учреждений.

5. Создание кредитных кооперативов и кооперативных банков, а также развитие кредитных союзов на селе.

6. Механизмы гарантирования возврата кредитов - организацию государственной регистрации недвижимости, развитие оценочной и страховой деятельности, залог имущества и, особенно, земельных участков, страхование финансовых рисков коммерческих банков и т.д.

Действующая система налогообложения аграрного сектора экономики должна быть составляющей общегосударственной системы налогообложения, соответствовать ее принципам. Налоги как составляющая финансов должны быть унифицированы для всех отраслей экономики, иначе не будет достигаться соблюдение одного из основных принципов налогообложения - равенство условий. Действующая в настоящее время в аграрном секторе налоговая система сводится к введению фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) и рассчитана лишь до 2010 г. Причем вследствие исключения из его состава взносов в Пенсионный фонд, которые составляли в нем до 70%, изменились его экономическое содержание и размер, он утратил и без того сомнительную научную основу. В таком виде ФСН уже не вписывается в общегосударственную систему налогообложения. Все это, а также присоединение Украины к ВТО и ориентация на стандарты ЕС объективно требуют дальнейшего совершенствования налоговых отношений в аграрном секторе экономики.

Именно потому основным налогом для сельскохозяйственных предприятий должен быть земельный. Для этого нужно предусмотреть систему санкций и льгот: первые связываются с нарушением землепользования, а вторые могут иметь более широкий характер - освобождение от налога фермерских хозяйств на период их обустройства, снижение ставок на время освоения земель, при выполнении государственных программ, при выкупе имущества работниками сельскохозяйственных предприятий. Должны освобождаться от налога также земли, введенные в сельскохозяйственный оборот за счет кредитов, на срок их погашения и т.д.

Земельный налог должен быть основным, но не единственным видом прямого налогообложения. Ведь сельскохозяйственное производство, как правило, многоотраслевое. Оно сочетает как чисто сельскохозяйственную деятельность, так и деятельность других направлений, удельный вес которых в перспективе будет возрастать. Эти виды деятельности часто объединены в такой степени, что с позиций доходности рассматривать их отдельно нецелесообразно. Существуют также предприятия, организовывающие производство на кооперативных началах и потому имеющие незначительную земельную площадь, что также должно учитываться при налогообложении.

Исходя из этого возможны два варианта налогообложения доходов. Первый - налогообложение отдельно полученной прибыли от несельскохозяйственной деятельности. Второй - налогообложение совокупной прибыли хозяйства. Эти варианты могут существовать как альтернативные. С целью учета различных условий хозяйствования, финансового состояния и региональных особенностей для сельскохозяйственных предприятий нужно вводить необлагаемый минимум прибыли через рентабельность. Взимать налог следует только с части прибыли, используемой на потребление.

Учитывая специфику фермерских хозяйств, объектом их налогообложения должен быть валовой доход, но взимать налог следует только с той его части, которую фермер использует на собственное потребление. При таком подходе будет соблюдаться равенство условий налогообложения для всех форм хозяйствования. Поскольку фермер сам определяет пропорции распределения валового дохода, будет создаваться стимул для капитализации прибыли. В соответствии с этим требованием целесообразно разрабатывать учет и отчетность в фермерских хозяйствах.

В нынешних условиях хозяйствования расширилась сфера применения косвенных налогов и отчислений в государственные специальные фонды. Для сельского хозяйства наиболее существенным из них является НДС, а из специальных фондов - отчисления на социальное обеспечение и пенсионное страхование.

Требует существенного пересмотра отношение к местным налогам. Нельзя упрощенно подходить к системе местного налогообложения только потому, что средства от него не поступают в государственный бюджет. Она уже и теперь занимает важное место в системе местного самоуправления, а в перспективе роль и значение местных налогов будут возрастать. Поэтому соответствующим должно быть и отношение к их организации.

Страховая защита сельскохозяйственного производства - важный элемент системы финансово-кредитного обеспечения аграрной сферы. Несмотря на это, страховой рынок в аграрной сфере остается наименее развитым, что обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин. Одна из них, касающаяся не только аграрного сектора, - малоразвитость страхового бизнеса.

Основными критериями развития системы аграрного страхования должны быть: прозрачность и доверие между участниками системы страхования, возможность учета интересов всех ее участников при разработке новых страховых продуктов; добровольность участия в системе страхования, при условии регламентации действий участников системы и контроля со стороны государства при предоставлении государственной поддержки; экономическая целесообразность деятельности на рынке аграрного страхования частных страховых компаний; эффективность использования государственных ресурсов на поддержку аграрного страхования.

Структурно система аграрного страхования должна включать следующих участников:

- сельскохозяйственных производителей, которые будут получать страховые услуги;

- страховые организации, предоставляющие услуги сельскохозяйственным производителям;

- государственные учреждения, реализующие политику государства относительно страховой защиты сельскохозяйственных производителей;

- вспомогательные организации - профессиональные и общественные объединения, экспортно-правовые структуры.

Взаимодействие участников системы страхования определяется их интересами и возможностями. Сельскохозяйственные производители заинтересованы в осуществлении страховой защиты с минимальными затратами, тогда как страховые компании стремятся к максимализации прибыли. Оптимум достигается через равновесие спроса и предтожения на страховые услуги и влияние государства на эти процессы, в том числе и путем осуществления финансовой поддержки аграрного страхования. Правительство при наличии таких рычагов превращается в центральный орган системы, обеспечивающий согласование интересов всех участников системы агрострахования.

Основной проблемой аграрного страхования на данном этапе его становления является отсутствие концептуального видения развития этого сегмента аграрного рынка. Поэтому разработка концепции развития страхования сельскохозяйственных рисков - первоочередная задача научных учреждений. Параллельно с ее разработкой должно осуществляться совершенствование соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы обеспечивали, прежде всего, прозрачность субсидирования страховых премий и реальное возмещение нанесенных стихийными бедствиями убытков.

Специфика сельскохозяйственного производства требует взвешенной государственной политики протекционизма, В большинстве стран с рыночной экономикой основной целью такой политики является поддержка прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводства и стабильной экономической ситуации в отрасли, обеспечение продовольственной безопасности, надлежащих условий для конкурентоспособных товаропроизводителей в международном разделении труда, предотвращение отрицательных процессов миграции и т.д. Для этого применяются разные подходы и механизмы, но преобладающим для большинства стран является бюджетное финансирование, позволяющее на более качественном уровне осуществлять планирование финансовых ресурсов, сосредоточивать их на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства для достижения максимальной эффективности финансовых инвестиций.

В аграрном секторе эта проблема из актуальной в первые годы его реформирования превратилась в ключевую, которую не удалось надлежащим образом решить до настоящего времени. Однако нельзя утверждать, что этому вопросу не уделялось внимание, - имеются и определенные успехи в данном направлении. Достаточно отметить, что государственное финансирование сельского хозяйства за последние годы увеличилось почти в 4 раза и в 2007 г. составило 11 млрд. грн.

Эффективное использование бюджетных средств требует адекватной долгосрочной стратегии развития аграрного сектора экономики, концентрации финансовых ресурсов бюджетов всех уровней на реализации приоритетных направлений аграрной политики государства. Однако, на наш взгляд, в этой сфере остаются вопросы, требующие своего решения или применения других к нему подходов. Прежде всего необходимо уточнить основные направления и приоритеты государственной поддержки, к которым следует отнести:

- производство продукции растениеводства и животноводства, обеспечивающих продовольственную безопасность государства, продуктов питания для детей и отдельных социально незащищенных слоев населения;

- воспроизводство ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий до уровня, который обеспечивает их конкурентоспособность; создание современной производственной инфраструктуры - мелиоративных систем, предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, систем связи, интеграционных формирований с участием промышленного, банковского капитала, институциональных и индивидуальных инвесторов;

- инновационное развитие отрасли - прежде всего селекции в растениеводстве и животноводстве, внедрение современных технологий, подготовку квалифицированных кадров для села, производство новых видов продукции и расширение ее ассортимента, развитие образования и аграрной науки;

- развитие территорий и аграрного рынка, включающее: развитие на селе предприятий социальной инфраструктуры, создание условий для закрепления молодежи на селе, строительство транспортных коммуникаций, развитие инфраструктуры аграрного рынка.

Реализация цели и основных задач государственной поддержки предполагает совершенствование действующей нормативно-правовой базы путем внесения изменений в бюджетное и другое законодательство. Кроме того, необходимо принять Законы Украины «О государственных гарантиях финансового обеспечения программ развития сельских территорий» и «Об антимонопольной защите сельскохозяйственных товаропроизводителей», а также внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» и «Бюджетный кодекс Украины» с учетом требований ВТО и стандартов ЕС.

Для улучшения финансирования аграрной сферы необходимо осуществить определенную перегруппировку объектов бюджетного финансирования. Исследование показало, что, исходя из значимости объектов финансирования, их экономического содержания, а также учитывая прошлый опыт, целесообразно выделить следующие группы: государственные программы, целевые программы, меры постоянные и меры разовые.

Основными принципами разработки и финансового обеспечения программ должны стать: выбор главных направлений и приоритетов, разработка научно обоснованных и сбалансированных программ; целенаправленность, адресность, обусловленность и обязательная гарантированность в финансировании программ; концентрация ресурсов на стратегических направлениях; комплексный подход к выделению ресурсов в технологически соответствующем периоде и определенных объемах для реализации показателей программы; системность механизмов государственного финансового регулирования; равноправный доступ сельскохозяйственных производителей всех форм собственности, привлеченных к выполнению программы, к финансовым, кредитным, материально-техническим и другим ресурсам.

Таким образом, для эффективного использования бюджетных средств поддержку целевых программ следует осуществлять комплексно. Это предполагает бюджетное финансирование в пределах нескольких взаимосвязанных программ одновременно, поскольку отсутствие финансирования или недофинансирование одной из программ может привести к разрыву всей технологической цепочки и повлечь за собой невыполнение всей программы. Принятие целевых программ должно осуществляться на основе оценки альтернативных вариантов решения проблемы с учетом экономических, социальных и экологических условий. Конечной целью бюджетной поддержки должно стать наиболее полное продовольственное обеспечение всех слоев населения, выход отечественной продовольственной продукции на мировые рынки.

3. Совершенствование экономического механизма АПК

Одним из важнейших направлений повышения эффективности агропромышленного производства является совершенствование экономического механизма АПК. Общепризнано, что земля, ее плодородие - один из главных ресурсов, незаменимый источник существования человечества, его благосостояния и доходов. Игнорирование стоимости земли и невведение ее в экономический оборот страны приводят к инвестиционной, кредитной и инновационной непривлекательности сельскохозяйственного производства. Поэтому аграрный сектор ежегодно теряет огромные финансовые ресурсы, необходимые, для укрепления материально-технической базы производителей и социального обустройства жизни крестьян. По этой причине лишь около 20% созданной ими прибавочной стоимости остается в аграрной сфере, а 80% реализуется по разным схемам в других сферах экономики (в торговле, банках), хотя данное соотношение должно быть обратным: 80% в пользу тех, кто создал прибавочную стоимость, а 20% - другим. Это требует разработки новой модели экономического механизма в АПК. Прежде всего необходимо структурировать все виды капиталов, функционирующих в экономике, с целью гармонизации доходов при помощи экономических регуляторов, создать равные стартовые условия для всех сфер экономики, что позволит перевести аграрную сферу в активное русло саморазвития, управлять экономическими процессами. Доказано, что за счет создания одинаковых стартовых паритетных условий сельское хозяйство дополнительно получит 5 млрд. грн. прибыли. Без решения данной проблемы нельзя говорить о европейских стандартах, следовательно, и о вступлении нашего государства в ЕС.

Не менее важна разработка аграрной наукой рекомендаций по развитию на селе производственных отношений рыночного содержания как основы аграрной политики государства. Такие отношения без земельных отношений не оправдали себя, поэтому пришло время сделать их полноценными. Без собственника средств производства и результатов труда не может быть товарно-денежных отношений - рыночного содержания производственных отношений. Наоборот, будут развиваться необязательность, безответственность, неплатежи, бартер и др.

Среди основных элементов экономического механизма, влияющих на уровень финансового обеспечения сельского хозяйства, ведущую роль играет ценовой механизм. Именно от уровня цен на сельскохозяйственную продукцию прежде всего зависит возможность повышения заработной платы работников аграрного сектора, эффективного использования банковских кредитов, своевременной уплаты налогов и сборов, страхования урожаев и т.д. Основой формирования цен в рыночных условиях выступает соотношение спроса и предложения продукции. Вместе с тем опыт развитых стран мира и отечественная практика показывают, что рыночная экономика не может обеспечить такую саморегуляцию цен на аграрном рынке, которая бы создавала условия для устойчивого развития сельского хозяйства. С целью устранения несовершенства рынка объективно необходимо вмешательство государства в механизм рыночного ценообразования, причем очевидно, что результативность такого вмешательства зависит прежде всего от уровня обоснованности цен купли-продажи сельскохозяйственной продукции. Следовательно, можно утверждать, что взвешенная ценовая политика государства на аграрном рынке - основа финансового обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики.

Что касается совершенствования управления АПК, то здесь усилия властных структур и научных работников должны быть нацелены на:

- формирование системы управления сельскими территориями, приближенной к стандартам ЕС;

- развитие сети профессиональных и межпрофессиональных объединений с соответствующими полномочиями с целью защиты и сбалансирования интересов их основателей и освобождения органов исполнительной власти от несвойственных им функций;

- определение уполномоченного государственного органа по вопросам развития сельских территорий;

- направление деятельности органов исполнительной власти на совершенствование стратегического анализа, прогнозирования, мониторинга и осуществление контрольных функций.

Агропромышленное производство - слишком ресурсоемкая сфера национальной экономики Украины, где вместе с землей сосредоточена почти половина капитала государства. Однако, как известно, эффективность АПК лишь на треть обусловливается вложениями в технику и оборудование, а все остальное обеспечивается человеческим фактором. Отсутствие региональных программ развития сельских территорий привело к значительному ухудшению демографической ситуации на селе, причем вследствие экономического неблагополучия количество работающих в сельском хозяйстве за последние 4 года уменьшилось вдвое.

Следовательно, важное направление аграрной политики Украины - развитие сельских территорий. Ученые при этом исходят из того, что без развития сельских территорий благосостояние страны невозможно, ведь государство, в котором развивается только центр (что, в основном, наблюдается в Украине), обречено на бесперспективность своего существования. В настоящее время остро стоит проблема стремительной деградации сельской поселенческой сети, решение которой крайне актуально и неотложно. Усилия государства по возрождению сельских населенных пунктов, которых в Украине насчитывается 28,6 тыс., должны направляться на разработку и претворение в жизнь региональных программ социально-экономического развития сельских территорий. Государство обязано инвестировать средства в развитие этих программ, а их исполнители - охватить все без исключения сельские населенные пункты, по каждому из которых предусмотреть меры, направленные на обеспечение нормальных условий жизни за счет ресурсов территорий, на которых они расположены.

Проблема восстановления и развития сельских территорий в соответствии с требованиями ЕС в научном и в прикладном аспектах чрезвычайно сложна, ее решение требует как длительного времени, так и немалых расходов. Обобщая результаты исследований относительно трансформационных процессов и развития их в Украине, можно сделать вывод, что перевод сельских территорий, которые занимают свыше 70% общей земельной площади страны, на модель устойчивого развития, создание во всех регионах страны рациональной, с точки зрения экономики и экологии, поселенческой сети следует рассматривать как важнейшую задачу государственной аграрной политики и, соответственно, аграрной науки.

Одним из наиболее актуальных направлений решения данной проблемы является формирование системы адресного обеспечения развития сельских поселений путем организации общегосударственного банка данных по разработке стратегических (на 10-15 лет) программ, которыми могут быть государственные комплексные программы социально-экономического развития сельских территорий, государственные целевые программы социального развития села (жилья, образования, здравоохранения, культуры, быта ит. д.), региональные комплексные программы развития сельских территорий, программы соответствующего развития сельских территорий административно-территориальных единиц и др.

В этом контексте разработанный в ННЦ «ИАЭ» Паспорт сельского населенного пункта решает проблему информационного обеспечения разработки программ. Осуществление сплошной паспортизации сел Украины позволит проследить реалии трансформационных процессов, демографической, экологической ситуации, а также занятости населения, фактического состояния сельскохозяйственного производства и функционирования объектов социальной сферы и на этой основе определить приоритеты развития сельских населенных пунктов в пределах каждого сельского совета.

В настоящее время на повестку дня выдвигаются проблемы коренного изменения жилищной политики, развития жилищного строительства главным образом за счет средств граждан, ипотечного кредитования и др. При этом важно сохранить систему обеспечения жильем наименее защищенных слоев населения, которая будет финансироваться из государственного и местного бюджетов. Предметом особого внимания должны быть стимулирование частного строительства на селе, поддержка молодежного жилищного строительства. Активная жилищная политика, переход к широкомасштабному жилищному строительству - весомый фактор оздоровления экономики, интенсификации развития внутреннего рынка, усиления его социальной направленности.

Вывод

На основе указанного можно сделать вывод: в результате реформирования аграрного сектора экономики возрастает экономическая эффективность производства в агропромышленном комплексе, повышается его кредитная, инвестиционная и инновационная привлекательность, что в конечном итоге станет решающим условием обеспечения успешного развития сельских общин и территорий, производства конкурентоспособной продукции не только для защиты внутреннего рынка, но и для выхода с ней на внешний рынок, освоения европейских стандартов хозяйствования.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.