Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Украины
29 Введение Агропромышленный комплекс Украины - крупное межотраслевое образование, органичная часть экономики страны, включающая совокупность отраслей, связанных между собой процессом воспроизводства, основная задача которого - обеспечение продовольственной безопасности страны, оптимальных норм питания населения Украины, создания экспортного потенциала сырья и продовольствия. Сфера его действия охватывает три четверти территории Украины, на которой проживает треть населения и формируется почти 60% фонда потребления, создается 17% ВВП. Важной составляющей АПК является сельское хозяйство, единица валовой продукции которого создает условия для производства более десяти ее единиц в других отраслях экономики страны. Данная отрасль обеспечивает занятость 4 млн. чел. сельского населения, способствует созданию рабочих мест в связанных с ней сферах производства, развитию сельских территорий, защищает общество от отрицательных последствий чрезмерной урбанизации. Именно поэтому Законом Украины от 15 мая 1992 г. «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве» ее развитие признано приоритетным. Со времени обретения Украиной независимости приняты свыше 150 законов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и селом, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, но они не имели положительного влияния и не улучшили жизнь людей в сельской местности страны. Ситуация в этом секторе экономики остается довольно сложной и неадекватной его роли в государстве. С переходом экономики на рыночную основу сельское хозяйство как отрасль с сезонным производством и замедленным оборотом капитала поставлено в худшие условия по сравнению с другими отраслями. Индекс роста цен на продукцию сельского хозяйства за 1991-2007 гг. был в 7 раз ниже по сравнению с промышленными товарами. 1. Состояние Низкая эффективность сельскохозяйственного производства пока что не обеспечивает расширенное воспроизводство. Достаточно напомнить, что производство валовой продукции в 2007 г. уменьшилось против 1990 г. почти на 41%, в том числе растениеводства - на 27 и животноводства - на 53%. За тот же период производство зерна сократилось на 42,5%, сахарной свеклы - на 62, молока - на 50, мяса - на 56%, а сахара, крупы, муки, колбасных изделий - на 65-76%, вследствие чего уровень потребления основных пищевых продуктов на душу населения значительно отстает от научно обоснованных норм. Так, в 2007 т. рациональные нормы потребления основных продуктов питания на 1 чел. были обеспечены по молоку и молокопродуктам лишь на 58%, мясу и мясопродуктам - 57, яйцам - 86, овощам - 73, плодам, ягодам и винограду - на 45%. Следствием кризиса развития сельских территорий и сельского хозяйства стали отсутствие мотивации к труду, безработица, бедность и трудовая миграция, упадок социальной инфраструктуры, углубление демографического кризиса и отмирание сел. Среднегодовая зарплата в сельском хозяйстве в 2007 г. была в 1,9 раза ниже, чем в среднем по экономике страны, и в 2,2 - чем в отраслях промышленности. За чертой бедности находится каждый третий крестьянин. Угрожающие темпы приобретает деградация демографически-воспроизводственного, следовательно, и трудового потенциала села. В течение жизни одного поколения (1980-2005 гг.) численность сельского населения уменьшилась на 6,1 млн. чел., или в 1,4 раза, коэффициент смертности возрос с 14,4 до 19,8% и превысил показатель по городскому населению в 1,4 раза. Трудовая занятость сельского населения за 2001-2007 гг. уменьшилась на 7%, а в сельскохозяйственных предприятиях - в 2,7 раза. Наличие основных жизнеобеспечивающих факторов в сельских населенных пунктах (учреждений образования, здравоохранения, культуры, быта, коммунального хозяйства и др.) значительно меньше потребностей и достигнутого уровня в городах. В частности, в 2007 г. обеспеченность потребностей в детских дошкольных заведениях составляла 29%, школах - 46, фельдшерско-акушерских пунктах - 53%. Лишь 22% сел имели водопроводы, 46 - газ и 3% - канализацию. До опасных пределов активизировались миграционные процессы и, особенно, сельской молодежи. Лишь в 2007 г. из села выбыли свыше 200 тыс. жителей. Сокращение численности сельского населения сопровождается дроблением и сворачиванием поселенческой сети. Процесс обезлюдения сел, начавшийся еще в советские времена, продолжается. Общее количество сел за 1991-2007 гг. уменьшилось на 252 единицы, а средняя их людность - с 589 до 534 чел. (на 9,3%), причем доля сел с населением до 100 чел. (группа риска) возросла с 20 до 24%. Основной капитал отрасли за 1996-2007 гг. уменьшился в 1,6 раза, а в сельскохозяйственных предприятиях - в 3 раза. Доля сельского хозяйства в основных фондах всей экономики сократилась с 14,3 до 5,7%. Обеспеченность аграрных предприятий тракторами, комбайнами и другой техникой составляет 45-50% потребности. Свыше 90% имеющихся технических средств нуждаются в замене из-за их изношенности. Начиная с 2001 г. государство сделало первые реальные шаги по формированию аграрной политики, придав данному процессу системный характер. При этом использовались разработки аграрной экономической науки, что существенно способствовало улучшению экономического состояния в отрасли. Так, в 2007 г. производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилось на 26%, зерна - 19,1, сахарной свеклы - 21,3, овощей - 28,3, мяса - 4,5 и яиц - на 60% по сравнению с 2000 г., а производительность труда в сельскохозяйственных предприятиях возросла за этот период при производстве зерна в 1,4 раза, сахарной свеклы - 2,1, картофеля и овощей -1,7 и в животноводстве - в 1,8 раза. Однако, несмотря на определенные положительные сдвига, в аграрной сфере существует много нерешенных проблем. Не уменьшается количество убыточных хозяйств, удельный вес которых составляет 38% общего их числа, продолжительное время остается низким уровень использования сельскохозяйственных угодий. В отрасли самая низкая заработная плата, довольно слабая социальная защищенность крестьян по сравнению с другими отраслями экономики. Не менее важна проблема обновления машинно-тракторного парка хозяйств, осуществления технологической переориентации на современные ресурсосберегающие технологии производства конкурентоспособной продукции. Слишком много нерешенных проблем в животноводстве. В стране не хватает мяса и молокопродуктов, а значительное количество произведенной животноводческой продукции не находит каналов реализации из-за низких ее качества и платежеспособности населения. 2. Перспективы Для обеспечения дальнейшего развития аграрной сферы государства Кабинет Министров Украины в 2007 г. утвердил Государственную целевую программу развития украинского села на период до 2015 г. Главная цель программы - обеспечение жизнедеятельности сельского хозяйства, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, гарантирование продовольственной безопасности страны, создание условий для комплексного развития сельских территорий, сохранение сельского уклада жизни и крестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности. При этом на первый план в ней выдвигаются не экономическая парадигма хозяйствования, а человек, обеспечение нормальных условий его жизнедеятельности. Низкая эффективность современной аграрной политики, прежде всего в части земельной и бюджетной, - важнейшая причина сельского кризиса. И дело здесь не только в дефиците средств государственного бюджета на поддержку аграрного сектора. Чрезвычайно большая проблема - несовершенство механизмов распределения как земельных ресурсов, так аграрного и социального бюджетов. Даже при тех же бюджетных возможностях изменение принципов бюджетного обеспечения и совершенствование системы распределения денежных средств и контроля за их использованием могли бы значительно способствовать улучшению ситуации на селе. Вместе с тем следует учитывать, что государственное субсидирование - это лишь средство поддержки аграрного развития, а не его основной источник. Главное внимание должно быть сосредоточено на привлечении инвестиций, прежде всего внутренних, в аграрный сектор, на улучшении общего инвестиционного климата в стране. В этом отношении сдерживающим фактором является незавершенность урегулирования земельных отношений, законодательного, институционального и организационного обеспечения рынка земли. В странах ВТО общепринято, что единица ресурса, вложенная в любую сферу экономической деятельности, должна обеспечить определенную сумму прибыли, чтобы удовлетворить экономический интерес таких вложений. В I и III сферах АПК этот принцип соблюдается, как и в других сферах материального производства. Однако в Украине ресурс земли не имеет стоимости, на нее не распространяется типичная для других отраслей методология ценообразования, кредитования, страхования и т.д. Составляющие экономики здесь формируются без ее участия. Как следствие, надлежащих доходов на ресурс земли крестьянин не получает, а потому утрачиваются интерес к труду, желание жить в сельской местности. Для устранения этого экономического парадокса учеными ННЦ «Институт аграрной экономики» еще в начале 90-х годов прошлого века была разработана схема проведения аграрной реформы, направленная на выравнивание искаженных по отношению к сельскому хозяйству экономических законов, с учетом исторических реалий и мирового опыта, обоснованы составляющие аграрной реформы, этапы ее осуществления. В результате реформы собственниками земельных участков стали граждане. Часть создаваемой земельной ренты они получают в виде арендной платы, а остальная ее часть перераспределяется между посредниками. Чтобы это предотвратить, нужно признать землю капиталом и включить ее стоимость в экономическое обращение, что будет способствовать повышению доходности сельских товаропроизводителей и обеспечению расширенного воспроизводства в аграрной сфере. Для решения этой проблемы ученые института приняли участие в подготовке проектов Законов Украины «О рынке земли», «О государственном земельном кадастре», которые, к сожалению, до настоящего времени не приняты Верховной Радой Украины. Кроме того, внесены изменения и дополнения к Законам Украины «Об ипотеке земли», «Об аренде земли», «О плате за землю» и некоторым другим. Следует исходить из того, что в себестоимость продукции включается арендная плата за землю. Это - объективный процесс, составляющая рынка земли уже работает. Необходимо сделать следующий шаг в освоении рынка земли - через норму прибыли предусмотреть получение в сельскохозяйственном производстве доходов на основные и оборотные фонды, а также на землю. Особая роль в развитии земельных отношений отводится государству, которое будет обеспечивать: - осуществление инвентаризации и зонирования земель разного целевого назначения; - стимулирование изъятия из интенсивного использования деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий; - обеспечение устойчивого функционирования мелиоративных систем, улучшения состояния и эффективности использования мелиоративных земель; - защиту и воспроизводство плодородия почв; - формирование и функционирование рынка земель сельскохозяйственного назначения с обеспечением защиты прав субъектов рынка; - формирование экосети как эффективного механизма сохранения ландшафтного биоразнообразия; - развитие конкурентоспособного землепользования на основе кооперации, интенсификации, концентрации и специализации производства и партнерских производственных отношений. Стратегической задачей аграрной политики государства в экономической сфере прежде всего является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, которое сможет обеспечивать продовольственную безопасность страны и наращивание экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Основой для повышения эффективности производства в АПК и доходов сельского хозяйства являются рост технологического уровня аграрного производства, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в результате поддержки соответствующих исследований и введение системы консультирования в сельском хозяйстве. Непосредственно в сельском хозяйстве для приостановки спада производства срочно нужно: - осуществить финансовое оздоровление, в том числе за счет реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей бюджетам всех уровней, государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических ресурсов; - ускорить разработку и внедрение новых механизмов хозяйствования, которые бы обеспечивали адаптацию предприятий к рыночным условиям, а также экономические условия для оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики страны; - создать государственные резервные продовольственные фонды, в первую очередь зерна, и организовать государственное регулирование их рынков; - организовать специализированную финансовую систему обслуживания товаропроизводителей АПК; - обеспечить мобилизацию государственных кредитных ресурсов и создать соответствующие условия для привлечения частных инвестиций в производство сельскохозяйственной техники, расширение лизинга на благоприятных условиях;
Страницы: 1, 2, 3
|