реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

реферат
о болезненней всего для Н.Н.Неплюева был толстовский контекст рассмотрения его идей. Именно здесь он усматривал отказ российского общества в признании искренности его убеждений, чистоте замысла, новизне действий. Отдавая должное вкладу Л.Н.Толстого в дело пробуждения в русской интеллигенции религиозного интереса, Н.Н.Неплюев был далек от его взглядов, так как неизменно был предан Православию и несмотря на постоянные подозрения всегда стремился доказать свою верность РПЦ. Так что, любое соединение мысли и дела Толстого и Неплюева воедино не только не соответствовало истине, но и порождало определенного рода недоразумения.

Вообще следует напомнить, что в конце XIX века был предпринят целый ряд попыток локально создать некую приемлемую, более счастливую, форму жизни Гордеева И.А. Н.Н. Неплюев в общественном движении России последней четверти XIX - начала XXвв.. // Материалы международной науко-просветительской конференции. Сумы: РИО "АС - Медиа", 2001.. Эти попытки были связаны с уходом от реальных пороков общества того времени, некоторым уединением с приятным окружением, обращение к простой жизни, более близкой к природе и тому подобное. Это было некоторое мирное выражение несогласия с существующим, некий социальный протест типа протеста молодежи - хиппи, клошары, середины XX века. Большинство этих попыток не были серьезными, они не основывались на глубокой духовности, культурной основе, не были продуманы организованно и не имели экономического базиса.

Особым образовательном экспериментом явилась Толстовская школа в Ясной Поляне, но практически единственным, удачным во всех отношениях, социальным опытом был опыт создания Трудового братства Неплюева Н.Н. Мельник Л.Г. Состоявшаяся утопия, или Машина времени Н.Н.Неплюева: экономическое эссе. Сумы: ИТД "Университетская книга", 2004. Успех этого начинания был предопределен совершенно четким пониманием Неплюевым главных принципов и главных целей создания принципиально новых отношений и базирующихся на этих отношениях принципиально нового сообщества опирающихся на глубокие нравственные корни, заложенные в православии, и обширные научные знания.

Со слов Неплюева Н.Н. можно судить о том, что специально он не посещал Л.Н.Толстого и в Ясную Поляну к нему никогда не ездил. Однако в сочинениях Неплюева Н.Н. мы неоднократно встречаем его возмущения по поводу отрицания Л.Н.Толстым всякую организацию и внешний обряд. И вновь утверждает свою мысль о необходимости организации добра: «Люди, отрицающие необходимость или, как граф Толстой, проповедующие зловредность всякой организации, лишают, таким образом, христиан единственного средства самозащиты от детей мира сего, обрекают их на грустную альтернативу быть растерзанными волками или превратиться в волков, чтобы от волков по-волчьи и защищаться.

Эта теория анархии христианства только и возможна, пока остается теорией, а на практике оказывается совершенно невозможною, что и приводит ее последователей в невылазное болото противоречий» Неплюев Н.Н. Трудовое братство. Прав ли граф Толстой, отрицая всякую организацию, всякий внешний обряд? Собрание сочинений. В 3 томах. Т.3. СПб.: 2007. С.111..

Для Неплюева анархические мысли графа были неприемлемы, ведь Николай Николаевич свое трудовое братство именно организовал, устроил его не для того, чтобы оно заменило людям рай небесный, но для того, чтобы хранить и созидать, некогда найденное внутри себя Царство Божье: «Следует ли из этого, как думает граф Л.Н.Толстой, что всякая организация не нужна? Те же дела, которые, без соответствующего настроения, не имели никакого спасительного значения, становятся неизбежными проявлениями Царства Божьего внутри человека с той минуты, когда они являются естественным плодом деятельной, торжествующей любви. Так и в деле всякой организации: организация сама по себе, без соответствующего настроения большинства участников в ней, не только не может иметь никакого спасительного значения, но даже фатально предназначена к вырождению до уровня настроения большинства, созидающего в ней жизнь; та же организация, при наличии соответствующего ей настроения большинства участников, является естественным, неизбежным проявлением этого настроения» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. Собрание сочинений. В 3 томах. Т.1. СПб.: 2007. С. 79..

Николай Николаевич говорил, что если не организовать свою жизнь в нечестивом обществе, значит подчиниться злу, погибнуть самому, и оставить на погибель не могущих защищаться: «Отсутствие всякой организации есть анархия, совсем не соответствующая ни мудрой воле мудрого Творца, ни Царству Божьему внутри человека. Не организовать добра среди организованного зла и неразумно, и жестоко по отношению к кротким овцам, блуждающим поодиночке среди волков хищных. Нельзя служить неразумно разумному делу Божьему. Нельзя с сердцем, исполненным братолюбия, не желать реального братского общения, не желать ревнивого обособления братьев от зла и соответствующей тому организации» Там же С. 79-80..

Также сохранились документальные свидетельства того, что у Неплюева Н.Н. с графом Л.Н.Толстым состоялась краткая переписка, в которой Неплюев Н.Н.излагает свои религиозные убеждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имя Николая Николаевича Неплюева, помещика второй половины XIX начала XX веков действительно замечательно среди выдающихся деятелей Православной России и всего земного Отечества. Он был избранником Божьим, своего рода пророком, который все свое существо направлял на проповедь христианской любви и видел неизбежность гибели России из-за ее отсутствия. Всю свою человеческую энергию, источником которой была христианская любовь, он направлял на преображение человечества. Естественно, как всякое доброе и бескорыстное дело, дело Неплюева Н.Н. встретили тогда нападками и недоверием, ведь привычней было говорить о Царстве Божьем на земле, нежели его осуществлять. Не все из православных современников могли рассмотреть в Неплюеве Н.Н. истинно-верующего мирянина, который, не смотря на определенные проблемы в Крестовоздвиженском трудовом братстве и нападки общественности продолжал совершенствовать свое дело любви.

Так в биографических сведениях предлагаемой работы мы постарались отразить не просто земной путь Неплюева Н.Н., но в большей мере его путь проповеднический, который начался со студенческой скамьи.

Мы постарались проследить формирование, в дальнейшем богатейшего, мировоззрения Неплюева Н.Н. Это мировоззрение выразилось в социальной деятельности Неплюева Н.Н., в связи с его православно-христианской основательностью.

Мы стремились указать на Неплюева Н.Н., как на религиозного мыслителя, который не избежал благотворных идей русской религиозной философии. Мы увидели в Неплюеве Н.Н. продолжателя мыслей Алексея Степановича Хомякова, Ивана Васильевича Киреевского и Владимира Сергеевича Соловьева. Важным отличием философии Неплюева Н.Н. от философии славянофилов и других, оказалось то, что идеи всеединства, соборности и братства выразились не столько в его словах, сколько в делах.

Мы также уделили особое внимание богословским мыслям Неплюева Н.Н., которые были неотъемлемой частью его христианского миропонимания. В главе «Богословие Неплюева Н.Н.» мы указали на то, что в некоторых исследованиях значение и ценность Николая Николаевича, как религиозного философа и богослова несправедливо принижены. Мы стремились в ответ на это указать на уникальность мировоззрения Неплюева Н.Н., которое поистине способно было созидать не только духовно-нравственный облик самого носителя, но и всего общества. Несмотря на то, что из своего «Христианского мировоззрения» Неплюев Н.Н. не стремится создать курс догматического богословия, тем не менее, он охватывает основные вопросы православной веры. Исследуя Священное Писание Неплюев Н.Н. практически не обращается при толковании к святоотеческому наследию, его богословие от этого свободно и индивидуально. Однако мы обнаружили, что, не смотря на свой протестантский подход к толкованию священных истин Писания, Неплюев Н.Н. сумел остаться в рамках православно-богословской традиции. Расставляя собственные акценты в библейской истории, Неплюев Н.Н. обнаруживает для нас величайшую педагогическую и нравственно-назидательную силу Священного Писания. Так в своем богословском изложении Неплюев Н.Н. стремился передать христианский смысл человеческого бытия и истину божественной любви. Особым образом эти мысли отражены в экклезиологических и эсхатологических главах богословия Неплюева Н.Н..

Антропология Неплюева Н.Н. тесно переплетена с сотериологией мыслью о христианской гармонии духа и формуле спасения. В вопросе о необходимости правильного соотношения ощущений, разума и любви - основных свойств духа человеческого, Неплюев Н.Н. выступает оригинальным мыслителем. На этот вопрос он особо ярко отвечает в своей статье «Христианская гармония духа. Психологический этюд».

Во второй части темы нашей работы «Христианское мировоззрение в деятельности Неплюева Н.Н.» мы стремились отразить след христианского социализма Николая Николаевича в истории России. Исследуя общественную деятельность Неплюева Н.Н. мы увидели в его личности выдающегося православного просветителя, педагога, философа и экономиста. Достаточно вспомнить сельскохозяйственные мужские и женские школы Неплюева Н.Н., и особо знаменитое его Крестовоздвиженское Трудовое Братство, которое было известно не только по всей дореволюционной России, но и в некоторых странах Европы.

Мы увидели, что большей частью критика и возражения, которым подвергалась деятельность Неплюева Н.Н. стали плодом завистливых умов и фрагментарного, неосновательного исследования трудового наследия выдающегося русского помещика.

В советское время имя Неплюева замалчивали из-за его православности; и ныне тоже замалчивают, но уже как сторонника общинной жизни с общей собственностью. А ведь этот человек предлагал путь развития, который удивительным образом совмещал лучшее, что было в обеих ипостасях Российской Империи - царской и советской.

Некогда забытый призыв Неплюева Н.Н. к самоотверженному служению Богу и людям не может не вдохновлять истинно православных теперь, когда многие стремятся осуществить свое христианство через подобные нравственно-творческие идеи оздоровления общества.

Без сомнения, дело Неплюева Н.Н. было делом живой христианской любви! Об этом свидетельствует не только его православное мировоззрение, но и время, которое выделяет дело Неплюева Н.Н., освобождая его из уз забвения.

Быть может, что тогда проявил бы себя Неплюев Н.Н. более корректным богословом, если бы ему меньше пришлось его строить на оправдательном контексте. Однако в таком состоянии его христианское мировоззрение и в понимании, и в деятельности православно. Оно доказано самоотверженным духом служения! Поэтому мы осмеливаемся заявить о необходимости включить Неплюева Н.Н. в курс изучения русской религиозной философии не только, как продолжателя мыслей Ивана Васильевича Киреевского, но и как человека реализовавшего идею Царства Божьего на земле.

Неплюев Н.Н. опытом всей своей жизни доказал, что Православие, не только совершает пробуждение всех замечательных качеств человека, но и направляет их к гармоничному созиданию себя и даже всего человечества.

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989.

2.Толковая Библия или комментарии на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета. В 3 томах. Стокгольм, 1987. 1925с.

3.Неплюев Н.Н. Полное собрание сочинений. В 5 томах. СПб., 1901 - 1908.

4.Неплюев Н.Н. Собрание сочинений. В 3 томах. Издание подготовлено доктором философских наук, профессором Малышевским А.Ф. СПб.: «Профи-Центр», 2007.

5.Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. // Энциклопедический словарь СПб., 1897.

6.Христианство // Энциклопедический словарь. В 3т. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995.

7.Коммунитарное движение. Политология. // Энциклопедический словарь. М., 1993. 983с.

8.Русская философия. // Энциклопедия. Под общ. ред. Маслина М.А. Сост. Апрышко П.П., Поляков А.П. М., Алгоритм, 2007. 736с.

Исследования

9. Абрамов И. Второе письмо из Глуховского уезда. Русское богатство. 1900. № 3. 27с. // Из русских журналов. Мир Божий, 1900. № 5-6. // Журнальное обозрение. Неплюевщина // Образование. 1900. № 2.

10.Абрамов И. В культурном скиту. Об одной процветающей коммунистической общине. 2-е изд., переработанное. СПб., 1914. 100с.

11.Авдасев В.Н. Трудовое Братство Н.Н. Неплюева, его история и наследие. Сумы: РИО АС-Медиа, 2003. 61с.

12.Аверинцев С.С., Тареев М.М. // Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970. Т.5. 354с.

13.Антология гуманной философии. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвилли (Иисус Христос, 1996г, Ломоносов, 1996г, Толстой, 1997г, Живая этика, 1999. 356с.

14.Богун Н.А., Ткаченко В.В. Истина Николая Неплюева (Из истории Воздвиженского трудового братства). // Философская и социологическая мысль. Киев, 1991. № 10.

15.Бродский А.И. Михаил Тареев. Мыслители России. СПб.: Изд. СПбГУ, 1994. 78с.

16.Базилева З.П. К истории первых артелей разночинцев // Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России: Сборник статей к 75-летию академика Н.М. Дружинина. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 612с..

17.Беляев А.Д. Любовь Божественная. Сергиев Посад, 1880. 342с.

18. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 томах. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Хоружего С.С. М.: Изд-во «Наука», 1933. 1352с.

19.Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994. 378с.

20.Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Сост., вступ. ст., примеч. Емельянова Б.В., Любутина К.Н. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 592с.

21.Вебер М. Избранные произведения. Перевод с немецкого. Предисловие доктора философских наук Гайденко П.П. М.: «Прогресс», 1990. 805с.

22.Вебер М. Избранное. Образ общества. Перевод с немецкого. М.: Юрист, 1994. 704с.

23.Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998. 288с.

24.Виноградов В.П. Основные пункты Христианского Миросозерцания. Сергиев Посад, 1912.

25.Виноградов В.П. Основные пункты христианского миросозерцания в системе М.М. Тареева. Сергиев Посад, издание книжного магазина М.С. Елова, 1912. 102с.

26.Грандов М. Расчищайте путь (путевые размышления). Беднота (ежедневная газета), Москва, № 1341. Среда, 11 октября 1922.

27.Гордеева И.А. Н.Н. Неплюев в общественном движении России последней четверти XIX - начала XX вв. // Материалы международной науко-просветительской конференции. Сумы: РИО «АС-Медиа», 2001. 145с.

28.Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. 589с.

29.Довыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. В 3 частях. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. М., 1997. 451с.

30.Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. 464с.

31.Дризен Н.В. Воспоминания // Иллюстрированная Россия. Париж, 1926. № 38, 43, 47, 48, 59, 69, 71, 73, 76.

32.Дьяконова Е.А. Школы и братства Н.Н. Неплюева // Русский труд. 1898. № 47, 48.

33.Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине. Дневники. 1880 год, август. Собрание сочинений. В 15 т. СПб., 1995. Т.14. 417с.

34.Емельянов Б.В. Три века русской философии (XIX - XX вв.). Екатеринбург, 1995. 689с.

35.Жевахов Н.Д. Николай Николаевич Неплюев. Биографический очерк. СПб., 1909. 109с.

36.Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Париж, 1989.

37.Замалев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. // Лекции, статьи, критика. СПб.: СПбГУ «Летний сад», 2003. 208с.

38.Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Перевод с греческого магистром богословия А. Бронзовым. - М.: Братство святителя Алексия. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Приазовский край», 1992. 465с.

39.Иларион (Троицкий) свщм., архиеп. Без Церкви нет спасения. М. - СПб.: Изд-во «Знамение», Сретенский монастырь, 1999. 638с.

40.Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. В 2 т. СПб., 1911.

41.Иванов И.И. История русской критики. В 2 ч. СПб., 1898.

42.Исаев А.А. Земледельцы из образованного класса // Русская мысль, 1892. Кн. 10. 362с; 1894. Кн. 4. 211с.

43.Кирнер Ф. История философии с древнейших времен до настоящего времени. Перевод с немецкого Вольфсона В.Д. СПб., Изд-во Книгопродовца Губинского В.И., 1895. 384с.

44. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. В 2 томах. Под редакцией М.Гершензона. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911. 577с.

45.Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. 423с.

46.Концевич Н. Погребение Н.Н.Неплюева. Христианин, 1908. №10, 11.

47.Котельников В. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). СПб., 1994. 584с.

48.Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Сочинения. В 2т. М., 1996. Т.1. 432с.

49.Лютецкий А.А. К вопросу о реформе средней школы. Самобытное воспитание. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900. 95с.

50.Лютецкий А.А. О школах Н.Н. Неплюева // Неделя. 1899. № 47 (21 ноября).

51.Лютецкий А.А. Открытое письмо к учащейся молодежи. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1899. 16с.

52.Лютецкий А.А. Школы Н.Н. Неплюева как пример самобытного воспитания. М.: Тип. Борисенко и Бреслин, 1900. 23с.

53.Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 354с.

54. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: 2003. С.745.

55.Малышевский А.Ф. Школа Н.Н. Неплюева // Мир человека. 1994. № 2-3. 89с.

56.Мельник Л.Г. Состоявшаяся утопия, или Машина времени Н.Н. Неплюева: Экономическое эссе. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004. 145с.

57.Меньшиков М.О. Начала жизни. Нравственно-философские очерки. СПб.: Изд. Товарищества Печать и изд-ого дела «Труд», 1901. 403с.

58. Меньшиков М.О. Отклики. // Неделя. 1899. №49.

59.Меньшиков М.О. Материалы к биографии. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. 4-ый выпуск. М.: «ТРИТЭ» Никиты Михалкова «Российский архив», 1993. 279с.

60.Меньшиков М.О. В чем братство? // Неделя. 1900. № 1 (1 января); № 2 (9 января); № 3 (16 января).

61.Митараки П.Г. Доброй памяти Н.Н. Неплюева. Одесса: Тип. о-ва Русская речь, 1911. 20с.

62.Мясоедова М.П. Трудовые христианские братства Н.Н. Неплюева: (Письмо к редактору) // Русский труд. 1898. N_ 3 (17 января). С. 11-12; N_ 4 (24 января). С. 7-9.

63.Неплюев Н.Н. - подвижник земли русской: Некролог. Киев: Изд-во Крестовоздвиженского трудового братства, 1912. 78с.

64.Неплюевское братство. Характеристика одной из воспитанниц, написанная ее старшей. Христианин. 1911. № 12, 823-832с.

65.Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. 435с.

66.Панкратов А.С. Ищущие Бога. Очерки современных религиозных исканий и настроений. М. 1911. 195с.

67.Петров М.Н. Крест под молотом. Новгород: Изд. НовГУ, 2000. 241с.

68.Письма Толстого и к Толстому: Юбилейный Сборник М.-Л.: Госиздат, 1928. 331с. (Тр. Публичной Б-ки СССР им В.И. Ленина).

69.Побединский Н. Неплюевские братства и школы. Их основные тенденции. характер и значение // Вера и церковь. 1901. N_ 6. С. 117-141.

70.Светлов П.Я., прот. Необходимость церкви на пути к вере и о Православно-Русской Церкви, как руководительнице в вере.

71.Светлов П., прот. Будущность земли по учению христианской религии. СПб.: Типография Алекс.-Невского Общ. Трезвости, 1912. 8с.

72.Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ея значении для христианского миросозерцания (Богословско-апологетическое изследование). Сергиев Посад, 1905.

73.Светлов П., прот. Неравномерное распределение света Христова и духовного хлеба на Руси. // Отдельные оттиски из журнала «Церковный голос» за 1906 г. СПб.: Синодальная типография, 1906. 8с.

74.Светлов П.Я., прот. Гигиена веры, или о способах сохранения, развития и укрепления веры (советы ищущим веры). СПб.: Тип. Алекс.-Невск. общ. трезвости, 1911. 23с.

75.Солодовник Н.С. Воздвиженское Трудовое Братство. М., 1994. 223с.

76.Сомин Н.В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства. Механизм регулирования экономики. 2003. №4.

77.Соловьев В.С. Оправдание добра. Сочинения в 2 т. М., 1988. Т.1 321с.

78.Соловьев В.С. Духовные основы жизни (Spiritual Fundaments of Life) 1882 - 1884. Фототипическое издание Foyer Oriental Chretien Avenue de la Couronne 206 B - 1050 Bruxelles. Изд.: Жизнь с Богом, 1953. 143с.

79.Соловьев В.С. Русская идея. Перевод с французского Г.А. Рачинского. Foyer Oriental Chretien Avenue de la Couronne 206 B - 1050 Bruxelles. Изд.: Жизнь с Богом, 1987. 33с.

79.Скворцов В.М. Обзор журналов: Поход против Неплюева и его братства (Журналы «Русское богатство», «Неделя», «Образование»). Подробности внутренней жизни братства. Взгляд Меньшикова и его критика. Журнал «Знамя» и его участие в журнальной полемике о Неплюевском братстве // Странник. 1900. №4.

80.Скороходов В.И. Из воспоминаний старого общинника. У Энгельгардта и в Буковской общине // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1914. № 2, 3.

81.Солодовник Н.С. Воздвиженское Трудовое братство. Н.Н. Неплюев: Воздвиженское Трудовое братство - локальная модель будущего бесконфликтного общества социальной справедливости: Теория, практика, печальный финал. М.: Издание автора, 1994. 289с.

82.Спановский-Чвертка Ф.Е. В защиту Трудового Братства и Воздвиженской сельскохозяйственной школы: Опровержения, посланные в редакции «Биржевых ведомостей» и «Санкт-Петербургских ведомостей» управляющим Воздвиженской сельскохозяйственной школой Ф.Е. Чверткой. СПб.: Типо-литогр. В.А. Тиханова, 1903. 12с.

83.Тареев М.М. Живые души. Сергиев Посад, 1908. 178с.

84.Тареев М.М. Религиозная жизнь. Основы христианства. В 5 т. Сергиев Посад, 1911. Т.5 (дополнительный). 263с.

85.Тареев М.М. Христианское мировоззрение. Основы христианства. В 4 т. 3-е изд. Сергиев Посад, 1908. Т.3. 318с.

86.Тареев М.М. Философия жизни. Памяти Митр. Антония (Вадковского) и прот.Янышева Г.Л. Сергиев Посад, 1916 г. 302с.

87.Тареев М.М. Основы христианства. Краткое изложение автора. СПб.: Изд. Акц. О-ва Типографского дела. 7 рота, №26, 1913. 74с.

88.Тареев М.М. Христос. Основы христианства. В 4 т. 2-е изд. Сергиев Посад, 1908. Т.1. 368с.

89.Тареев М.М. Христианская философия. Новое богословие. М.: Типография Издательской Комиссии Моск. Совета Солд. Деп., 1917. Ч.1. 126с.

90.Тареев М.М. Предел коллектива. // Отдельный оттиск из журнала «Отдых христианина». СПб.: Тип. Алекс.-Невск. общ. трезвости, 1912. 39с.

91.Тареев М.М. Христианская свобода. // Основы христианства. В 4 т. Сергиев Посад, 1908. Т.4. 421с.

92.Толстой Л.Н. Дневниковая запись 4 марта 1855 года. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. М., 1928 - 1958. Т.47. 345с.

93.Третьяков Н.Ф., Плещеева Н.Г. Человек и Россия в русской философии XVIII - XX веков. Омск, 1998. 587с.

94.Фурсей Г.Н. Поиск пути. СПб., 2008. 56с.

95.Флоренский П.А. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916. 136с.

119.Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. 2-е изд. с предисл. Прот. И. Мейендорфа. Париж, 1937. 600с.

96.Федоренко Л.С. Далекий свет неплюевского Братства // Общее дело. Челябинск, 1992. № 1. С. 8-10.

97. Хомяков А.С. Сочинения. В 2 томах. Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Московский философский фонд, Изд-во «МЕДИУМ», 1994. 1065с.

98.Четвериков С., свящ. Новая попытка обновления человечества. (По поводу статьи Н.Н. Неплюева «К лучшему будущему». СПб.: Кн. Недели, 1899, 1901. 96с.

99.Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX - XX веков. Нижний Новгород, 1992. 468с.

100.Экземплярский В.И. Памяти Николая Николаевича Неплюева. // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. №5 155-169с., № 6 281-319с., №8 579-628с.

101.Янышев И.Л. Православное учение о нравственности. М., 1887. 467с.

102. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: 2003. 54с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.