реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

реферат
уши, которыми Господь наделяет человеческую плоть, обладают определенными дарами и свободным самоопределением в добре или во зле. Примером для Неплюева служат два ветхозаветных брата - Каин и Авель: «…и люди, рожденные от тех же родителей, возросшие при совершенно однородных обстоятельствах, могут быть так несхожи по настроению духа, как родные братья, кроткий Авель и первый человекоубийца Каин» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.23-24..

Неплюев Н.Н. говорит, что для каждой души человеческой и для человекоубийцы, и для кроткого у Бога индивидуальный подход, но желает Он одного - чтобы праведный удержался в своей праведности, а злодей исправил свою жизнь. Однако метод принуждения и насилия над человеческой свободой не приемлется Господом. Бог ждет добровольного обращения человеческого сердца к святости, ведь только так человек становиться членом Царства Небесного. Таким образом, по Неплюеву, Каин и Авель избрали свой путь: «Всегда неизменно справедливый Бог не почел возможным относиться безразлично и к доброму Авелю, и к злому Каину, что может служить первым из многочисленных доказательств того, как неосновательна столь часто раздающаяся в настоящее время проповедь всепрощения в смысле полного безразличия и благодушной уживчивости.

И Авель, и Каин желали получить от Бога великие и богатые милости, и тот и другой обращались к Нему с молитвою, приносили Ему жертвы, но приняты были только молитвы и жертвы доброго Авеля, а молитвы и жертвы злого Каина были отвергнуты, не потому, что Господь желал Авелю больше добра, а потому, что злой Каин желал не того, что едино на потребу, а того, что он себе желал, Господь не мог дать ему без вреда для него, а дать ему совсем не того, чего он просит, было бы насилием на добро, которого, как и всякого насилия, гнушается Господь» Там же..

Каин, по Неплюеву Н.Н., не смог последовать Божьему внушению и проявил свой губительный эгоизм. Каинов эгоизм - это прототип всего человечества, это потенциальное явление негодной плоти: «Прототип всех грубых эгоистов, Каин обвинял не себя, а Бога и доброго Авеля, не раскаялся, а озлобился, не воспользовался добрым примером, а счел его себе за оскорбительную укоризну и, как истый практический делец, чуждый всяких сентиментальных предрассудков, не остановился ни перед какими препятствиями, не погнушался никакими средствами, чтобы исполнить волю свою: добрый Авель колол ему глаза - он убил его.

Когда Господь, призывая его к раскаянию, сказал ему, Где Авель, брат твой? Он ответил знаменитою, столь часто и ныне повторяемою каинами всех веков и всех народов формулою грубого, самодовольного эгоизма: Разве я сторож брату моему? (Быт.4,9)» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.24. .

По Неплюеву Н.Н. эгоизм, который является естественным проявлением негодной плоти, составляет постоянный конфликт между Богом и человеком. Эгоизм, по Неплюеву, является тяжелейшим препятствием для человека на пути богопознания, но действенным и удобным для приобретения благ тленных, земных: «В этом библейском рассказе (о Каине и Авеле) вся скорбная эпопея отношений к Богу и верным чадам Его тех детей мира сего, которые, не разбирая средств, стремятся к эгоистическим целям, не любя Бога, отрицают Его бытие или стараются сделать Его послушным орудием своим, не разбирая средств, легко побеждают более совестливых соперников своих на жизненной бирже, гордятся успехами своих злодеяний и, предпочитая вдохновению любви радости земли, являются негодною плотью мертвою для Царства Небесного, в очах Божьих

При таком настроении и таких отношениях к Богу и ближним гораздо удобнее созидать свое земное благополучие, чем при помехе сентиментальных предрассудков веры и любви, пока при кротости голубиной добрые Авели не стали мудры, как змеи. И вот строят города, накапливают богатства, преуспевают в науках и искусствах не потомки Сифа, которых Откровение называют сынами Божьими, а потомки Каина (сильные, издревле славные люди), развращение которых было так велико, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.24. .

Теперь все люди, как потомки прародителей, наследуют извращенное желание осуществления собственного эгоизма. Благодатное богообщение Адама и Евы, не без дьявольского соблазнительного вмешательства, было нарушено добровольным шагом первых людей в сторону от Бога, в сторону собственного человеческого Я, в сторону царства ощущений, а не любви. Теперь некогда благодатное райское богообщение, с большим трудом для человека осуществляется через его негодную плоть. Теперь люди обречены Богом-Промыслителем на постоянные страдания от их собственной негодной плоти, ведь только в таких условиях возможно воспитать свою волю к богообщению, лишь постоянные усердия человека способны созидать его святость. Отражение этих мыслей Неплюев Н.Н. наблюдает в допотопной и последующей ветхозаветной истории: «Как Адама погубило благодушное общение с дьяволом, так и потомков Сифа погубило благодушное общение с представителями допотопной культуры без Бога.

И увидел Бог, что все люди стали негодною плотью, пренебрегающею дарами Духа Его, что все они из всех врученных им талантов делают волчьи зубы и что нет более возможности долее жить между ними тем редким чадам Божьим, которые, подобно Ною, не желали отречься от утопии веры.

Вера идеалиста Ноя спасла его от участи современных ему практических дельцов с трезвым взглядом на жизнь, но не спасла его потомство от возрождения в нем традиции Каина, как не спасает святость предков от свободы грешить их потомство.

Первый толчок был дан в этом направлении легкомысленным отношением к жизни и людям благодушного весельчака Хама, убежденного, что:

Смеяться право, не грешно

Над тем, что кажется смешно.

Легкомысленный смех над тем, кого должно было уметь любить и уважать, имел последствием грубое оскорбление отца и полный разлад с теми, кто не желал стать сообщниками этого злого дела.

Вот краткая история и полная картина настроения и отношений к Богу и ближним всех тех самоуверенных и самодовольных каинов и хамов всех времен и всех народов, которые, не только не желая согласовать свою волю с волею Отца Небесного, но и не признавая никаких внезапных целей, зарывают и ум, и сердце, и все таланты свои в грязь земную, творят цивилизацию без Бога, гордятся ею до умопомрачения, внушают завистливое удивление народу жестоковыйному и являются негодною плотью, в очах Божьих» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.24-25.

.

По мнению Неплюева Н.Н. земля заполнена по духу своему каинитами и хамитами. Они составляют, как и много веков назад, цивилизацию без Бога, распространенную по всему земному шару. Николай Николаевич утверждает, что данная культура ни в богатстве, ни в нищете не найдет успокоения своим внутренним запросам и исканиям души, пока не обратятся с любовью к Господу и в сознательном братстве не воссоздадут свою жизнь на основах любви. В противном случае - результат один - философия отчаяния, в которой человек еще мечтает о возвращении к Небесному Отцу, но, за не имением любви к Нему и к Его святым заповедям, человеческая жизнь наполняется неким духовным святотатством; люди, не имея веры и любви, таким образом, лишают себя возможного духовного перерождения и, оставаясь по-прежнему каинитами и хамитами, пытаются украсть плоды святости - оживотворяющую божественную благодать: «Отличительным признаком культуры без Бога является зверская борьба за плоды цивилизации и уродливое сочетание в недрах того же общественного организма безумной роскоши и отупляющего нищенства. В результате философия отчаяния и беспринципный эпикуреизм, с одной стороны, и тяжелое томление духа, зависть и озлобление - с другой.

По временам положение становится настолько невыносимым, что даже негодная плоть начинает мечтать о благах духовных. В действительности они благ духовных так же мало желают, как и веры сознательной. Поверив в Бога, нельзя не признать обязательным для себя познать Его святую волю и подчинить ей волю свою. Подчиняться без любви - бессрочная каторга, на которую практичные дельцы с трезвым взглядом на жизнь обречь себя не могут, так как о благах духовных они мечтают только как о средстве приобретения благ земных. И вот, не желая приступить к трудному, а при отсутствии веры и любви невозможному делу духовного перерождения, они, оставаясь по-прежнему каинами и хамами, пробуют украсть плоды святости.

Формы жизни всегда представляют логичный продукт и верное отражение настроений духа и нравственных качеств большинства.

Как бы ни было высокообразованно, богато, сильно и многочисленно сборище каинов и хамов, общественная жизнь их всегда будет отражать в себе грубый эгоизм и грубую порочность и относительный порядок поддерживаться исключительно страхом или соображениями корысти; только перестав быть каинами и хамами, они могут полюбить Господа Бога до сознательного братства и создать жизнь свою на основах любви.

Пока каины и хамы остаются каинами и хамами, им не удастся ни подкупить Бога лестью и дарами, ни украсть у Него плоды святости, ни сделать Его послушным орудием своей политики и своих расчетов. Ни высокая культура, ни богатство, ни сила, ни слава, ни храмы, ни жертвы не ослепят и не подкупят Бога святого и праведного; в Его глазах они остаются все теми же каинами и хамами, в духовное общение с которыми не может войти Господь, не изменяя своей святости, все тою же негодною плотью, неспособною на причастие Духа Святого, все теми же детьми дьявола, хотящими творити похоти его» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.25-26..

В данной главе Неплюев Н.Н. по сути предстает перед нами, как толкователь все того же апостола Павла (5:12): «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили». Неплюев Н.Н. подтверждает, что печать грехопадения первых людей реально отображена на всем человечестве, эта печать и есть - негодная плоть.

3.3.10 Сыны Божьи

Неплюев Н.Н. утверждает, что человеческая негодная плоть, которая властвует над человеческой личностью после грехопадения, зачастую полностью подчиняет ее, обрекая на вечные мучения. Такая масса людей становиться в глазах Божиих абсолютно неизлечимой негодной плотью. Однако Неплюев Н.Н. говорит, что есть и такие, которые подобно доброму Авелю, исповедуют свою любовь к Богу исполнением праведности - это сыны Божии, которые справились со своим наследственным недугом человеческой падшести: «У того же согрешившего Адама был кроме злого Каина и другой сын, родной брат Каина по плоти - добрый Авель.

Авель был добрый - любил; любовь и была для него источником веры истинной в Бога истинного.

И Каин верил, но злое сердце его не верило в Бога любви, как оно не жаждало любви, и верил он не в Бога истинного, и вера его не была истинною, и вера его не была угодна Богу, и молитва его была отвергнута» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. 26-27..

По мнению Неплюева Н.Н. именно любовь к Творцу и Его творению зарождает и развивает главные добродетели человеческой души, раскрывает все самое лучшее, заложенное Господом в природу человека. Через любовь человека Господь являет чудеса, как в самой природе человеческой, так и в его окружении. Неплюев Н.Н. говорит, что любовь рождает веру, вера - боговедение, боговедение - смирение, смирение - силу духа, сила - спасительные для человека чудеса: «Любя, нельзя не верить в Бога любви, в Бога истинного; веруя в Бога истинного, нельзя не жаждать воды живой, нельзя не дорожить, как сокровищем, каждым словом, исшедшим из уст Божьих, нельзя не смириться сознательно и радостно пред величием славы Божьей.

Смирение и любовь не могут не привести нас к добровольному радостному подчинению воли своей благой и мудрой воле Божьей, пока до ревности любящий дух, живущий в нас, не сроднит нас с собою до того, что воля Божья станет волею нашею, и Господь, не насилуя нас, может без меры дать нам Духа Святого и в немощи нашей творить чудеса.

Итак, плод любви - вера истинная, плод веры - боговедение, плод боговедения - смирение, плод смирения - сила, плод силы - чудеса» Там же С.27..

Людей, которые через любовь приобретают вышеперечисленные добродетели: веру истинную, боговедение, смирение, силу духа, а также чудотворения Божьи, Неплюев Н.Н. называет - сынами Божьими. Все самое лучшее в своей природе человек раскрывает через любовь, и ни какие другие человеческие таланты, по мнению Неплюева Н.Н., не способны заменить любовь - это единственный источник совершенствования. Через веру истинную и любовь человека к Богу происходит перерождение такового в сына Божья: «И вот то, чего не может достигнуть никакая культура без Бога, что невозможно для самых сильных умом, богатством и властью сильных, издревле славных каинов и хамов, становиться возможным для кротких, смиренных Авелей. Вера истинная в Бога истинного сдвигает горы на их пути, любовь водворяет в сердцах их на место томления духа радость тихую, и злые каины при всех ухищрениях злобы своей могут только убить Авеля, освободить вечный дух его из тесной темницы тела и из долины плача и печали переселить его на брачный пир в благословенный дом Отца Небесного. Это сыны Божьи» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.27.. И еще: «Они - соль земли и свет мира, они одни могут осуществить в жизни те плоды веры и любви, которых украсть не удастся представителям культуры без Бога, а им будут даром даны, как неизбежный логичный результат жизни по вере» Там же С.28..

Неплюев Н.Н. говорит, что сыны Божьи, ощущая себя путниками в этом земном странствовании, постоянно нуждаются в богообщении и дорожат каждым глотком божественной благодати: «Странствуя в пустыни жизни на пути в землю обетованную - Царство Божье, они непрестанно алчут и жаждут воды живой правды и любви и, как сокровищем, дорожат каждою каплею воды, источаемой из камней сухих избранниками Божьими» Там же С.27..

Сыны Божьи соединяют всю свою жизнь со своим истинным Благодетелем - с Небесным Отцом. Они не требуют от Него ничего, но с радостью отдают себя в руки Господа и тогда исполняют свое призвание. Таким образом, обретается смысл их существования: «Веруя в Бога истинного, они не могут не только откупаться от Него лестью и дарами, не только не позволят себе сделать из Него орудие для приобретения благ земных, но и не желают выторговывать у Него даже малейшей части ума, сердца и жизни своей, а без всякого торга всю жизнь свою отдают Богу и на дело Божье, отдают себя с радостью, сознавая, что исполнили только долг свой, призвание бытия своего и тем придали жизни своей разумный, вечный смысл, дающий право жить» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.27-28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.