реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сравнительный анализ языческих верований

реферат
p align="left">За мостом - врата Хеля; хозяйка тамошних палат - отродье Локи - тоже зовется Хель. Ётунхейм (Jtunheimr), страну великанов, разные источники помещают в разные места, хотя в эпоху викингов доминируют два варианта: либо «на востоке», либо на берегах окружающего землю океана. Не случайно Ётунхейм называется еще Утгард (Utgarr, «внешний предел»), т.е. земли по берегам океана, отведенные великанам сынами Бора. Ётунхейм считался страной высоких лесов, могучих рек, огромных пещер, исполинских гор и гигантских расстояний - иными словами, все было как в Скандинавии, только много больше. Мидгард (Migarr) - это мир людей, расположенный между Асгардом и Хелем, среди океана, в котором обитает Мировой Змей. Путь из Мидгарда в Асгард лежит через радужный мост Биврёст. В эпоху переселения народов древние северяне называли своих богов асами (слово «ас» -ss - и означает «бог»). В Прологе к Младшей Эдде Снорри Стурлусон пытается возвести слово «асы» к «Азии», возможно, основываясь на традиции, согласно которой культ некоторых богов пришел в Скандинавию с юга, точнее - из Малой Азии. Весьма вероятно, что боги действительно пришли из тех краев, только не асы, а другое божественное племя, в обеих Эддах именуемое «ванами». Пришествие новых богов описано в мифологии как война асов и ванов, в которой не было победителя. В итоге кое-кто из асов (Мимир, Хёнир) отступает в безвестность, тогда как божества-ваны (Ньёрд, Фрейр и Фрейя) входят в скандинавский пантеон наравне с асами.

2.1.3 Один

Один - глава богов и отец асов. «Один, - пишет Снорри, - знатнее и старше всех асов... Одина называют Всеотцом...» («Старшая Эдда», древнеисландские песни о богах и героях. - Перевод А. Корсуна, под ред. Стеблин-Каменского. М.1963.) Как патрон викингов, Один носил золотой шлем. Как судья в сражениях, он был вооружен копьем Гунгнир (Gungnir), которое никогда не пролетало мимо цели. Вторым из чудесных сокровищ Одина было золотое кольцо Драупнир (Draupnir), тоже выкованное карликами - Брокком (Brokkr) и Синдри (Sindri). Каждую девятую ночь оно рождало восемь новых колец. Один положил Драупнир на грудь своему сыну Бальдру, когда этот светлый бог лежал на погребальной ладье Хрингхорни (Hringhorni). Один - Всеотец, владыка девяти миров, восседал в сторожевой башне Хлидскьяльв (Hliskjalf), где от его взора ничто не могло укрыться. На плечах Одина сидели два ворона: Хугин (Huginn, «мысль») и Мунин (Muninn, «память»), нашептывая ему на ухо все новости, которые слышали, облетая мир. Пищу свою Один делит с двумя волками - Гери (Geri, «жадный») и Фреки (Freki, «прожорливый»).

2.1.4 Тор

Второй по значимости после Одина «стоит Тор, который зовется также Аса-Тор или Эку-Тор («Тор с колесницей») - старший сын Одина. Тор - одно из древнейших и в то же время наиболее красочных созданий народной фантазии. Любовь к Тору в Скандинавии была столь велика, что переселенцы из Швеции и Норвегии, отправляясь в другие страны, брали с собой его изображение, чтобы водрузить его на месте своего нового жилища, а в Норвегии и по сей день бытует поговорка: «Если бы не было Тора - тролли уничтожали бы весь мир».

Он сильнейший из богов и людей. Трудвангар («поля силы») зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир («неразрушимый» или «освещаемый только на мгновение»)... У Тора есть два козла - Скрежещущий Зубами (Tanngnjostr) и Скрипящий Зубами (Tanngrisnir) - и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них молот Мьёлльнир («молния»). Инеистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен... И другим бесценным сокровищем владеет Тор - Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище - это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!» Тор - бог грома. Молот его - гроза, вспышка молнии, удар грома; молния и гром - искры и грохот его колесницы, влекомой по небу козлами. Брошенный молот всегда возвращается в руки Тора. Главная задача Тора - защищать Асгард и Мидгард от великанов. Впоследствии облик этого бога порой приобретает комические черты, и он сам становится похож на простоватого, упрямого, рыжебородого великана. В Рагнарёк он гибнет, сражаясь, бок о бок с Одином, - убивает Мирового Змея, и сам погибает от его яда.

«Второй сын Одина - это Бальдр, - говорит Снорри. - О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик (Breiablik, «широкий блеск»), на небесах. В этом месте не может быть никакого порока». Бальдр (что означает «господин») - один из наиболее привлекательных богов скандинавского пантеона. Викинги высоко ставили любящего, прекрасного бога Бальдра. Он «кровоточащий бог», «господин», связанный с плодородием и хлебопашеством. Пантеон скандинавских богов был велик. Были и другие боги: Тюр, Фрей, Хеймдалль, ваны Ньёрд, Фрейр и Фрейя, а также Идунн, Хёд, Видар, Улль, Хёнир, Лодур, Мимир.

2.1.5 Локи

Отрицательный персонаж скандинавской мифологии - бог Локи. Отец Локи - великан Фарбаути (Fаrbauti, «грозный напастник»), а мать - Лаувейя (Laufey, «лиственный остров», т.е. дерево), что наводит на мысль о том, что изначально Локи был олицетворением грозного пожара, возникающего от удара молнии в лесное дерево. Он «пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки». Локи вхож в Асгард, но среди асов и ванов держится особняком, он им не друг, его единственная цель - погубить богов и все мироздание. И вот ведь парадокс: боги прекрасно знают, что среди них находится зло, и что они не справятся с ним, но поделать ничего не могут. Жену Локи зовут Сигюн (Sigyn), а сыновей его - Нари (Nari), или Нарви (Narfi), и Вали (Vli). Когда козни Локи привели к гибели Бальдра, боги схватили Локи, связали кишками Нари, разорванного братом Вали в образе волка, и заточили в Хель, где на лицо ему капает змеиный яд. Верная Сигюн, стремясь облегчить муки супруга, собирает змеиный яд в чашу. Когда чаша наполняется и Сигюн нужно опорожнить ее, яд попадает на лицо Локи, и он бьется в судорогах, вызывая землетрясения. Такое заточение вполне подстать злому духу огня. Было у Локи и другое потомство - чудовищные дети великанши Ангрбоды (Angrboa, «сулящая горе»), зачатые диковинным способом. Локи съел сердце Ангрбоды, которое оплодотворило его, и родил трех хтонических чудовищ: Фенрира Волка, Мирового Змея Ёрмунганда и Хель. Андрогинная натура Локи проявляется в мифах не единожды, ведь Локи, обернувшийся кобылой, родил и коня Одина - восьминогого Слейпнира. Есть целый ряд мифических существ, которых трудно причислить к богам, однако же они нечто большее, чем персонажи светского фольклора.

2.1.6 Великаны

Великаны северных мифов не одинаковы: это инеистые великаны хримтурсы (hrimturs) и более поздние ётуны, которых можно назвать существами хтоническими, и великаны огненные, воплощающие разрушительную силу огня. Видом великаны похожи на людей-исполинов. По их милости происходят все природные явления и катаклизмы: камнепады, оползни, лавины, лесные пожары, северное сияние, морозы и т.д. Норны (nornir) - древние, могущественные богини судьбы, имена их Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»). Они пряли нити человеческих судеб и в урочный час обрывали их. Еще их называли хранительницами материи всего творения, ведь они орошали Мировое Древо Иггдрасиль водою источника Урд, смешав ее с грязью, чтобы ясень не гнил. Даже Один подвластен был норнам; эти божества древнее Одина, а возможно, древнее и самого индоевропейского Небесного Отца. По мнению ряда ученых, происхождение норн связано с фазами Луны. На исходе каждого дня тьма поглощала Небесного Отца, отдавая мир во власть одной из трех ипостасей Луны - растущего месяца (Урд), полнолуния (Верданди) или месяца убывающего (Скульд).

2.1.7 Валькирии

Древнеисландское слово «валькирия» (valkyrja) означает «выбирающая мертвых, убитых», и в эпоху викингов валькирий изображали как дев-воительниц: сверкая оружием, они мчались на летучих конях над полем брани, верша судьбы войны и унося в Вальхаллу павших смертью храбрых, а затем прислуживая им на пирах в этом чертоге. Иногда валькирий называют девами Одина. Эйнхерии (einherjar), или избранные мертвые воины, живут в Вальхалле. Преодолев реку Тунд и войдя во врата Вальгринд, «люди, убитые оружием», вступают в Вальхаллу, где повар Андхримнир (Andhrmnir) варит неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (Shrmnir) в котле Эльдхримнир (Eldhrmnir). Пьют воины неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун (Heidrn), которая щиплет иглы с ветвей дерева Лерад (Lerar), растущего подле чертога. Эйнхерии или пируют, или бьются друг с другом в бесконечном сражении, причем в конце дня все раненые чудесным образом исцеляются, а мертвые оживают, готовые утром продолжить лихую битву. Так будет продолжаться до Рагнарёка, когда, поднятые криком петуха Гуллинкамби, эйнхерии выступят на помощь богам в их битве с силами зла.

[«Старшая Эдда». Древнеисландские песни о богах и героях. М. - Л., 1963; «Младшая Эдда». Л., 1970.]

3. НАСЛЕДИЕ ВИКИНГОВ

Скандинавские народы заявили о себе на европейской арене в период между 800 и 1050 годами. Их неожиданные боевые рейды сеяли страх в благополучных странах, которые, в общем-то, были привычны к войнам. Контакты между северными странами и остальной Европой уходят корнями в далекое прошлое, что доказывают археологические раскопки. Торговля и культурный обмен начались много тысячелетий до нашей эры. Тем не менее, Скандинавия оставалась отдаленным уголком Европы, не имевшим большого политического и экономического значения. Северная Европа и в дальнейшем продолжала отличаться от передовых стран средневековья и несколько отставать от них в своём развитии, но тем не менее отныне, это развитие было частью общеевропейской эволюции.

Общеизвестно, что в представлении общества образ викинга, сугубо негативен. Но возник он, по воле современников викингов, священнослужителей-хронистов, которые были переполнены страхом из-за частых набегов «северных воинов». Но не следует забывать, что викингам не чужда была и созидательная деятельность. Из их рядов вышли короли, участвовавшие в большой политике, строители мостов и крепостей, а также купцы, которые вели торговлю далеко за пределами Родины, на огромных пространствах от Северной Норвегии до Хедебю, торгового центра на южной оконечности Дании, от Руси до торгового города Бирки близ Стокгольма, от Исландии до Ирландии, где при активном участии викингов возникли самые крупные города. Среди викингов были первопроходцы, заселявшие пустынные территории Северной Атлантики, Фарерские острова, Исландию и Гренландию. Известно, что викинги были первыми европейцами, достигшими берегов Америки около 1000 года. В некоторых местах викинги оседали на завоёванных территориях, возделывали землю, налаживали контакты с местными жителями. Так было, например, в Англии и в Дублине, где викинги основали торговые колонии.

Эпоха викингов, хотя и не определяла полностью исторические судьбы Европы, внесла всё же заметный вклад в жизнь различных регионов мира, в том числе и самой Скандинавии.

  • ГЛАВА 4

Мифы разных народов (не только европейских) часто схожи; это неудивительно, если вспомнить, что народы эти вышли из одной колыбели, наблюдали из одинаковых пещер одни и те же картины, широко общались между собой и пребывали на близких уровнях развития. Говорить о единой мифологической системе палеолита было бы, вероятно, опрометчиво, но то, что разноязычные мифы подчас дополняют и уточняют друг друга, - бесспорно. Таким путём можно даже попытаться воссоздать некую общую картину мира первобытного человека, не слишком погрешив против истины.

Наиболее полную память о «начале мира» сохранил германо-скандинавский эпос - быть может, потому, что зима для этих народов не прекращалась никогда, она лишь перестала быть вечной. «За многие века до создания Земли уже был сделан Нифльхейм (мир мрака)», - повествует «Младшая Эдда». Ядовитая вода рек превратилась в лед и иней, а южнее царили дожди и ветры. Черная и сумрачная Ночь, дочь великана, и ее муж Нагльфари повелевали планетой. Имя «Нагльфари» носил и самый большой в мире корабль, сделанный из ногтей мертвецов и неустанно перевозивший их в загробный мир - Нифльхель. Правил кораблем мрачный великан Хрюм. Ледяное дыхание жестоко-сердного и злобного Виндлони (или Виндсваля) наполняло парус этого плавучего гроба, а сын (или дочь) Виндлони - Зима -заботился о том, чтобы никогда не иссяк груз «Нагльфари». Сколько же надо было пережить, чтобы создать такую картину! И не только создать, а пронести сквозь тысячелетия, пока ее не зафиксировали летописцы. Подобную погребальную ладью - «Навь» - знали и славяне, каждый последний четверг великого поста поминавшие своих умерших.

Владычицей преисподней у скандинавов считалась великанша Хель, в будущем - сестра Мирового Волка Фенрира и Мирового Змея - Ермунганда. Возможно, эта Хель - то же, что злющая славянская богиня Хела, по-читавшаяся в виде тощей женщины великаньего роста, раздирающей пасть льву. Венды полагали, что эта дама способна уберечь от дурных советов. Ее имя, по-видимому, произошло от хаттского kel - госпожа. Возможными родственницами Хелы выглядят «травяная» Зела, или Желя, тоже связанные с погребальными обрядами и персонифицировавшее скорбь по умершим (отсюда слово «жалеть»).

У богемцев и большинства других славянских племен вместо Зелы или наряду с ней почиталась богиня смерти Марона, Морена или Морана, подобно скандинавским валькириям напевавшая скорбные, но вместе с тем нежные и мужественные мелодии тренодий - погребальных песен - у изголовья усопшего. Душа покойника при этом воплощалась в птицу Дио, одиноко сидевшую на ближайшем дереве и внимательно слушавшую собственный реквием. Иногда в этой птице видели саму Морану, если птица была певчей. В виде птицы с человеческой головой, напоминающей Феникса, мыслили душу и древние египтяне. Возможно, так же изображалась и Морана. Эта богиня, олицетворявшая собою зиму и смерть, всегда вызывала ассоциации с чем-то недобрым. Мора - это ведьма в старославянском, домовой в сербском, кошмар в польском; мара - домовой в древнескандинавском, то же, что в нижненемецком мар; морас - по-чешски - угрюмый. Но мара - это еще и смерть- по-санскритски (божество смерти носило имя Мритью), а мар означало у скифов - убивать. С Мореной связан славянский бог смерти Маровит. Он изображался с львиной головой (не ему ли раздирала пасть Хела?), короткими когтистыми лапами и телом, наполовину покрытым чешуей, наполовину перьями. Быть может, Маровит и Морана - это мужская и женская пара божеств, символы перехода в загробный мир, сохранившие свое значение в русских словах «мор», «смерть», «мертвый» и в названии «месяца смерти зимы» - марта. С этим месяцем связаны греческий Арес и римский Марс - боги войны и смерти. Славянским Марсом был и Маровит. Морана дала имя Моравии и положила начало мно-гим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени. Былинники воплотили эту тему как борьбу Добребога, или Добры (так они переосмыслили имя Добрыни); с колдуньей Мариной (Мораной). Ранней весной в городах и селениях изготавливали ее соломенные чучела - мары - и бросали их в реку или сжигали с шуточными проклятиями. Это, несомненно, воспоминание о прежних человеческих жертвах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.