реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сравнительный анализ языческих верований

реферат

Сравнительный анализ языческих верований

24

Министерство образования РФ

Кемеровский государственный университет

Филиал в г. Прокопьевске

РАБОТА

на научно-практическую конференцию

студентов и преподавателей

«Сравнительный анализ языческих верований»

Автор:

Научный руководитель:

Прокопьевск 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

1. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

2. ЧТО ТАКОЕ МИФОЛОГИЯ

3. ВЫСШАЯ МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН

3.1 ПЕРУН

3.2. КУЛЬТ БЕЛЕСА (ВОЛОСА) У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.3. БОЖЕСТВО ОГНЯ И СОЛНЦА: СВАРОГ, СВАРОЖИЧ, ДАЖЬБОГ

3.4. ХОРС - БОГ СОЛНЕЧНОГО ДИСКА

3.5. РОД - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ БОЖЕСТВО ПЛОДОРОДИЯ

3.6. ЯРИЛО - БОГ ВЕСЕННЕГО ПЛОДОРОДИЯ

3.7. ЖЕНСКИЕ БОЖЕСТВА ПЛОДОРДИЯ ЛАДА И ЛЕЛЯ (ЛЕЛЬ)

3.8. МОКОШЬ - ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО

4. БОЖЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ПРАЗДНИЧНОЙ ОБРЯДНОСТЬЮ

5. НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН

5.1. НАВЬИ И УПЫРИ

5.2. БЕРЕГИНИ И ВИЛЫ- РУСАЛКИ

5.3. ДЕДУШКА ДОМОВОЙ И ДРУГИЕ ДОМАШНИЕ ДУХИ

5.4. КИКИМОРА

5.5. ВОДЯНОЙ - ЗЛОЙ ДУХ ВОДЫ. МОРСКОЙ ЦАРЬ. ВОДЯНИЦЫ

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ

7. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДИКИ

8. ЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

9. СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ВЫСШАЯ МОРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ЯЗЫЧЕСТВА

10. ЗНАЧЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Глава 2.

1. ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЁН

2. ДРУИДЫ

3. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

3.1. ТРИАДЫ ИРЛАНДСКИХ БАРДОВ

3.2. ОСНОВНЫЕ КЕЛЬТСКИЕ БОГИ.

3.3. КЕЛЬТСКИЕ ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ

4. НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

1. ВИКИНГИ В СКАНДИНАВИИ

1.1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

2. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СКАНДИНАВОВ

2.1. МЛАДШАЯ ЭДДА

2.1.1. Сотворение рода людей

2.1.2. Модель мира

2.1.3. Один

2.1.4. Тор

2.1.5. Локи

2.1.6. Великаны

2.1.7. Валькирии

Глава 3.

3. НАСЛЕДИЕ ВИКИНГОВ

Глава 4

4. МИФЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ

4.1. ОБРАЗ МИРОВОГО ДЕРЕВА

4.2. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОТОПА

4.3. РУСАЛКИ, НИМФЫ И НАЯДЫ

4.4. СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ КОНЬ

4.5. ДЕТЕРМИНАТИВЫ БОГ, ГАСТ И ВИТ

4.6. ПРИНЦИП ДОБРА И ЗЛА

4.7. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Введение

Главная цель данной работы - осмысление и анализ общеиндоевропейской языческой культуры.

Общеизвестно, что до христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество - это религия близкая любой другой религии по своей главной сути - веры в бога.

В наше время заметно повысился интерес к изучению культуры наших предков, в частности, язычества как религиозной формы освоения человеком мира. Подтверждением этому служит многообразие работ по данному вопросу. Вот некоторые из них:

Тема, заявленная мной широка и многогранна. В ней намечены некоторые аспекты, которые могут ссать основой для последующего исследования. И в этом плане был прав Александр Белов- Автор известных публикаций, посвящённых язычеству, которого можно часто встретить на страницах журнала «Наука и религия». Он указывал на необходимостьтщательного и глубокого изучения язычества и был убеждён, что «проникнувшись языческими идеями, которые связаны с вечными законами природы, человек обретает достоинство, силу и красоту».

Думаю, следует согласиться и с Б.А. Рыбаковым, известным исследователем в этой области, который утверждал, что: «Без анализа язычества мы не сможем понять идеологии славянских средневековых госу-дарств, и в частности Киевской Руси. Культуру простого народа на протяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете ана-лиза всего языческого комплекса. Народные сказки, хороводы и песни, былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву - все это может быть осмыслено только с учетом древнего языческого миропонимания».

Данное исследование представляет собой попытку подробного описания восточно-славянского язычества в сопоставлении с западными языческими цивилизациями и не претендует на всеобъемлющий и абсолютный анализ данного явления.

Основными его задачами являются:

1. выяснение конкретной специфики восточнославянского язычества в соотношении с западноевропейскими цивилизациями (данная установка поможет представить более полную и объективную характеристику восточнославянского язычества);

2. определение понятия мифологии и религии в едином контексте;

3. выявление высшей моральной категории язычества.

Всё это и определяет общий теорико-методический подход, принятый в данной работе как сравнительный, призванный, выявляя конкретные характеристики восточнославянского язычества, выделять и нечто общее в язычестве, как во всеобъемлющем, историческом и культурном явлении.

Собственно мифы славян, мифологические тексты не сохранились, не дошли до нас, таким образом, материалом исследования послужили вторичные источники - материалы этнографических исследований

Данная работа служит преамбулой для дальнейшего изучения язычества, как явления мировой истории и культуры.

ГЛАВА 1. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом греческое искусство служило вкусам местных жителей - скифов - иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы - иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов - пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока.

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян - антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Древнерусская культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни - оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков - славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений - это язык.

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К Х веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетель-ствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках - русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе.

С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в VII-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они - центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады - хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком» - страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

Этапы развития языческой культуры

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался миф. Славяне населяли ее различными божествами - русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи - их считали жилищами богов. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве - на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.