реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религоведение

реферат
p align="left">После распада Киевской Руси на территорию Украины устремились соседние государства -- Литва, Польша, Венгрия, исповедовавшие католицизм и насаждавшие его на захваченных территориях. В XIV в. Великое княжество Литовское захватило Черниговщину, Подолию, Киевщину, большую часть Волыни. Польша овладела Галицией и частью Западной Волыни. Молдавское княжество захватило Северную Буковину. В XV в. на землях южной Украины и в Крыму возникло Крымское ханство, ис-поведовавшее ислам. Закарпатье осталось под властью католической Венгрии (середина XI в.). Подписание в 1569 г. Люблинской унии (соглашения) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое государство -- Речь Посполитую -- знаменовало широкое наступление католицизма на украинское православие.

В 1596 г. в Бресте по инициативе Ватикана была подписана Брестская уния (соглашение) об образовании Греко-католической (униатской) церкви. Согласно соглашению украинское православие вступило в союз с католической церковью на основе признания католического вероучения и сохранения православной обрядности. Польское правительство признало Брестскую унию, а на православную церковь начались гонения.

Не все украинские православные епископы согласились с унией. В результате народной борьбы за восстановление православия в 1620 г. была возобновлена Киевская православная митрополия с подчинением Константинопольскому патриарху. Большую роль в этом процессе сыграл митрополит Пётр Могила (1632 -- 1647 гг.). Он добился у польского короля возвращения православию ряда храмов и монастырей, в 1632 г. участвовал в основании са-мого крупного на то время, центра просвещения в Украине - Киево-Могилянской академии. Издавал богослужебные книги, способствовал распространению просвещения.

Народная борьба украинцев против иноземного порабощения в XVII в. проходила под лозунгом религиозной борьбы. Переяславская Рада 1654 г., объявившая о воссоединении Украины с Россией, также имела одну из основных целей -- сохранение украинского православия. К этому периоду в украинском православии уже существовали определенные отличия от русского православия: свои традиции, обряды, праздники, литература и богослужения велись на украинском языке, власть епископов ограничивалась коллективным управлением. Поэтому Киевская митрополия перешла из-под юрисдикции Константинопольского патриарха к патриарху Московскому в 1686 г., и значительная часть униатов возвратилась в православие. Греко-католики сохранились на украинских землях, попавших в состав Австро-Венгрии (Буковина, Закарпатье, Галичина). Реформы патриарха Никона 1652 -- 1658 гг., как известно, привели к церковному расколу, породившему старообрядчество, в том числе и на украинских землях. Полное подчинение православной церкви самодержавию произошло в результате реформ 1721 -- 1724 гг., проведенных Петром I. В результате реформ патриаршество было упразднено, а во главе церкви оказался Святейший Правительствующий

Синод, образованный из нескольких высших иерархов церкви, возглавляемых обер-прокурором. В результате реформ украинская церковь испытала ряд ограничений. Проводить богослужения, издавать церковную литературу разрешалось только на русском языке. Специфические украинские православные праздники и обряды стали вытесняться. С 1727 г. православный митрополит в Украине стал называться «митрополитом Киевским и Галицким».

При Екатерине II происходит дальнейшее притеснение церкви: секуляризация (изъятие) церков-ных владений, переведение духовенства на государственное жалование, сокращение почти втрое монастырей.

XIX в. в идеологии русской интеллигенции знаменует широкое развитие свободомыслия и атеизма. В ответ на эту ситуацию Александр III в 80-х гг. XIX в. проводил политику укрепления влияния православной церкви на общество. Накануне революции 1917 г. в России насчитывалось 78 тыс. церковных культовых зданий, 1025 монастырей, 120 тыс. служителей культа, 95 тыс. монахов, 41233 церковно-приходских школ, 57 духовных семинарий, 4 духовные академии, издавалось 1700 религиозных периодических изданий.

После Октябрьской революции Поместный церковный собор (август 1917 -- сентябрь 1918 гг.) восстановил патриаршество Русской Православной Церкви (РПЦ) и избрал патриархом Московским и всея Руси Тихона (в миру В. Н. Белавин). Получает автокфалию Грузинская православная церковь, отделяется православные церкви балтийских стран и Финляндии. В 1924 г. получает автокефалию Польская православная церковь.

В 1917 г. в Украине создается Всеукраинский православный церковный совет (ВПЦС) -- инициативный орган по отделению украинских епархий от РПЦ. В результате его деятельности в октябре 1921 г. состоялся I Всеукрапнский православный собор, провозгласивший создание Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), избран митрополит, утверждены каноны. К 1924 г. было создано 2 тыс. общин, объединивших 10 млн. верующих. Под давлением государственной власти в 1930 г. было принято решение о роспуске церкви, а к 1937 г. деятельность общин была фактически прекращена.

На территории Украины в советский период подавляющее влияние на верующих имела Русская Православная Церковь. Еще в 1918 г. был создан Украинский экзархат, объединявший 18 епархий в административных границах УССР. Патриарший экзарх (наместник патриарха) -- митрополит Киевский и Галицкий - являлся постоянным членом синода РПЦ.

После войны 1941 - 1945 гг. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) была обвинена в пособничестве фашистским оккупантам и ее деятельность до 2-й половины 80-х гг. осуществлялась на нелегальной основе.

В 60 - 80-х гг. XIX в. на юге Украины получает распространение протестантизм, представленный евангелизмом и баптизмом.

За период существования современного Украинского государства в сфере религиозной жизни произошли большие изменения. Сегодня в Украине функционирует 67 различных конфессий, количество религиозных общин превышает 20 тыс., действует 86 учебных заведений, 192 монастыря, 5 642 воскресные школы, издается 64 религиозных периодических изданий. 50% всех религиозных общин функционирует в Западной Украине.

Наиболее распространенной религией в Украине остается христианство, представленное большим количеством разнообразных конфессий.

Украинская православная церковь московского патриархата (УПЦ-МП). До 1990 г. православные епархии в Украине принадлежали Украинскому экзархату Московского патриархата. В январе 1990 г. Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) переименовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь, создал коллек-тивный орган его церковного управления -- Синод, в рамках экзархата, но подотчетный в своей деятельности Священному Синоду РПЦ. Архиерейский собор РПЦ 25 - 27 октября 1990 г. представил РПЦ самостоятельность в управлении, но в полной независимости (автокефалии) отказал. Этот вопрос перенесен на следующий Собор.

В настоящее время УПЦ охватывает около 70% всех православных верующих в Украине. Управляет церковью Синод во главе с предстоятелем Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (в миру В. М. Сабодан). Киевский митрополит -- второй после патриарха член Священного Синода РПЦ. УПЦ имеет около 7 400 общин, 92 монастыря, 13 учебных заведений, 6 044 священнослужителя, издается газета «Украинский православный вестник».

Украинская автокефальная православная церковь возрождается в Украине с февраля 1989 г. на основе деятельности созданного «Инициативного комитета за восстановление УАПЦ». В июне 1990 г. в Киеве прошел Всеукраинский собор УАПЦ, выработавший ее новый устав, а в ноябре избран патриарх Киевский и всея Украины Мстислав (в миру С. И. Скрынник), который одновременно оставался и главой Украинской православной церкви в США. После смерти Мстислава в сентябре 1994 г. на соборе УАПЦ патриархом УАПЦ был избран протопресвитер Владимир Ярема, который взял себе имя Дмитрий. В июне 1995 г. состоялась регистрация государственными органами статуса УАПЦ. В УАПЦ насчитывается около 1200 общин, действующих в основном в Галиции, 1 монастырь, 5 учебных заведений, около 600 священнослужителей, издается газета «Наша Bipa -- православ'я».) Украинская православная церковь киевского патриархата (УПЦ - КП) возникла в июне 1992 г. в результате объединения части религиозных общин и духовенства УПЦ и УАПЦ, которые признавали необходимость автокефальной церкви в независимой Украине. Власти Украины поддержали учреждение УПЦ - КП, и 20 июля 1992 г. она была зарегистрирована Советом по делам религии. Главой объе-диненной церкви был избран патриарх УАПЦ Мстислав, после его смерти церковь возглавил патриарх Владимир (в миру В. Е. Романюк), а с лета 1995 г. -- патриарх Киевский и всея Украины Филарет. Филарет считает, что Украина нуждается в независимой церкви и что эту роль может выполнить только УПЦ-КП, поэтому он очень активно стремится объединить вокруг своей церкви все национальные силы и церковные структуры. Сегодня УПЦ-КП имеет около 1 800 религиозных общин, 16 монастырей, 12 духовных учебных заведений, свыше 1 600 священнослужителей, 7 периодических изданий. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) начинает возрождаться с 1987 г., с образованием Комитета защиты Украинской католической церкви, который поставил перед государственными органами вопрос о легализации церкви. К июлю 1991 г. греко-католическая церковь и ее отдельные структуры были официально признаны. Главой церкви является Блаженный Мирослав Иван кардинал Любачивский. С 1984 г. он глава УГКЦ в изгнании (в Риме). В марте 1991 г. возвращается во Львов и возглавляет процесс возрождения УГКЦ в Украине. Сегодня УГКЦ имеет 11 епископов, три епархии (Львовскую, Ивано-Франковскую, Мука-чевскую), свыше 5 млн. верующих, 3 143 религиозных общины, 76 монастырей, 9 духовных учебных заведений, свыше 2 тыс. священнослужителей, 19 греко-католических епархий в странах с большой украинской диаспорой. Общины греко-католиков есть в Киеве, Донецке, Виннице, Житомире, Харькове, Луцке. Восстанавливаются структуры традиционных монашеских орденов, выходят газеты и журналы.

Римско-католическая церковь (РКЦ) после провозглашения независимости Украины увеличила свое влияние в 6 раз. Возглавляет РКЦ архиепископ Мирьян Яворский, назначенный Ватиканом в 1991 г. митрополитом Львовским для римо-католиков латинского обряда. Усилия РКЦ направлены на возрождение церковной сети, которая существовала в Украине в XVII-XVIII вв. Открыты Киевский духовный колледж, Каменец-Подольская духовная семинария, Киевский украинский римо-католический университет. Церковь имеет 730 общин, 26 монастырей, 240 воскресных школ, около 600 культовых зданий.

Распространены в Украине протестантские церкви. Наиболее массовые: союз объединений евангельских христиан-баптистов (свыше 1700 общин возглавляются президентом-пастором Григорием Комендантом); союз церквей христиан веры евангельской (пятидесятники) -- 900 общин, возглав-ляет его Николай Мельник; церковь адвентистов седьмого дня -- 600 общин, возглавляет президент Михаил Мурга; Свидетели Иеговы -- всего свыше 550 общин. Кроме указанных в Украине действуют другие мелкие протестантские конфессии. Значительные позиции в Украине имеет Ислам. Насчитывается 255 общин и 2,5 млн верующих. Главой мусульман Украины с 1993 г. является ливанец Та-мим Ахмед Мухаммед Мутах, он же возглавляет Духовное управление мусульман Украины, расположенное в Киеве. При Духовном управлении создан Исламский университет, научно-исследовательский центр, издается газета «Минарет».

Иудейство в Украине насчитывает 92 общины, около 500 тыс. верующих. Главой иудеев является раввин Киева и всей Украины Яков Дов Блайк -- гражданин США.

В последнее десятилетие в Украине получили распространение нетрадиционные религиозные образования. В конце XX века в стране функционировало более 250 общин различных нетрадиционных культов, особенности которых указаны в предыдущей главе. Учитывая сложную религиозную и идеологическую ситуацию в Украине, они постоянно стремятся создать себе позитивный имидж среди населения. Неохристиане, неоориенталисты, сциентисты, неопротестанты и другие течения проявляют заинтересованность к проблемам духовно-национального возрождения Украины. Они активно идут на сотрудничество с общественными организациями. В то же время активность новых культов, целенаправленная ориентация на молодежь, интеллектуальную часть общества, использование некоторыми из них активного психологического воздействия, авторитаризм лидеров, строгая дисциплина обусловили неоднозначность оценок деятельности этих религий и проявление крайних форм их восприятия.

Приведенный краткий анализ современной религиозной ситуации в Украине свидетельствует о том, что в стране идет активный противоречивый, зачастую конфликтный, процесс возрождения религиозной жизни.

Контрольные вопросы

Назовите причины роста религиозности в современной Украине.

Назовите примеры социальной деятельности церкви.

Раскройте сущность дохристианских верований в Украине.

Охарактеризуйте основные этапы истории православия в Украине.

Укажите причины раскола православия в современной Украине.

Какова картина многоконфессиальности в Украине.

Тема 13. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В УКРАИНЕ

Образование независимого украинского государства обусловило кардинальные изменения в сфере государственно-религиозных отношений. Наша страна заявила о приоритетности прав человека, о своей поддержке международных правовых актов, обусловливающих права и свободы, и в частности, свободу совести.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.