реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религоведение

реферат
p align="left">С самого начала реформистское движение не было однородным. Некоторые крупные направления исторически сформировались довольно рано:

анабаптистское движение;

лютеранство;

кальвинизм;

англиканство.

Все последующие протестантские движения были более или менее явно связаны с одним или несколькими из этих основных течений.

В настоящее время существенное число последователей имеют следующие протестантские течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в 3 формах: реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм), меннонитство, методизм, пяти-десятничество, баптизм, адвентизм, Армия спасения, квакеры, моравские братья, вальденсы.

Основные международные объединения: Всемирный альянс реформатских церквей (1970); Всемирный союз баптистов (1905); Всемирная лютеранская федерация (1947) и т. д.

Общая численность сторонников протестантизма составляет свыше 600 млн. человек (36% всех христиан и 12% всего населения мира), в том числе в Украине -- 1,6 млн. (3% населения).

Анабаптисты

Их христианство является в значительно большей степени чувственным, чем интеллектуальным. Этот тип восприятия сложился задолго до реформы. К нему можно отнести движения «милленаристов». В 1522 г. -- в начале реформы -- возникло крестьянское движение, настаивавшее на необходимости второго крещения (слово «анабаптизм» как раз и означает «крещение вновь») для подготовки к скорому пришествию Христа. Это движение стремилось разрушить практически все, что было связано с католичеством, и вызывало у большинства раздражение. В результате оно было утоплено в крови. Его остатки перешли на пацифистские и ненасиль-ственные позиции, сохранив при этом довольно анархичное отношение, как к религиозным, так и политическим организациям.

Единственными настоящими анабаптистами, дожившими до наших дней, являются амиши -- маленькая, но колоритная анахроническая община в США.

Сюда обычно относят также меннонитов (названы по имени Менно Симонса (1496 - 1561) -католического священника, перешедшего на сторону анабаптистского движения), чья церковь, возникшая в Центральной Европе, в течение многих веков подвергалась жестоким преследованиям. Они очень предприимчивы, придерживаются теории непротивления злу насилием. Общее число -- около 900 тыс. чел. В противоположность тому, что можно было бы ожидать, крупные баптистские церкви вышли вовсе не из анабаптизма: по сути, они возникли из пуританского движения, английской формы кальвинизма. Все же баптисты и анабаптисты согласны в том, что единственное имеющее силу крещение -- это крещение взрослых.

Лютеранство

Лютеранство -- одно из основных и наиболее крупных по числу последователей (76 млн. чел.) течений протестантизма. Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского Символов Веры, имеет свои вероучительные книги -- «Аугсбурское вероисповедание» Ф. Меланхтона (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580).

Лютер первоначально намеревался реформировать церковь изнутри, а вовсе не отделяться от нее. Поэтому не удивительно, что даже длительное вре-мя спустя после разрыва в лютеранских церквях имелось много общего с католичеством, чего нельзя сказать, например, о церквах, вышедших из кальвинизма. Лютер в соответствии с условиями своей эпохи выступал за национальные церкви, находящиеся под защитой князей, в то время как Кальвин хотел вывести церковь из-под их влияния. Поэтому лютеранство охватывает географически сравнительно однородные зоны: например, Скан-динавию, где оно практически не имеет конкуренции со стороны других религий. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятия, облачения духовенства и алтарь. В основном оно остается религией общин скандинавского или немецкого происхождения.

Кальвинизм

Кальвинизм возник в 30-х гг. XVI в. во Франции. Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизированная форма -- Каль-винус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Он получил в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы. Вынужденный покинуть Францию и переехать в г. Базель в Швейцарии, Ж. Кальвин издал в 1536 г. «Наставления в христианской вере» - фундаментальную книгу-справочник по реформации; в том же году был принят в Женеве, которая быстро стала новым Римом для протестантов. Он установил там суровый режим, который один из его сподвижников -- Джон Нокс -- перенес в свою родную Шотландию под названием пресвитерианской церкви. Герцог Гийом I Оранский Нассау принял в 1573 г. кальвинизм как официальную религию Соединенных Провинций - сегодняшних Нидерландов. Таким образом, приобретая три точки опоры - Швейцарию, Шотландию и Голландию, кальвинизм оказался в состоянии придать свою окраску реформе в целом. В конце XVI -- начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение -- цвинглианство, образовав швейцарскую реформатскую церковь. В отличие от лютеранства в реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления», «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Учение Кальвина в особенности настаивает на абсолютной суверенности Бога -- одновременно и Создателя, и Спасителя. Человек, будучи грешником по своей природе, не способен спастись без Бога. Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других -- к погибели. В то же время избранные в благодарность за свое спасение должны демонстрировать свою веру очень строгим поведением -- пуританством. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избрав-шего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности. Эта концепция христианства совсем не обнадеживает: Бог есть справедливость для одних (плохие люди осуждены справедливо) и любовь для других (они будут спасены, несмотря на свои прегрешения).

Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах нет статуй и икон. Отброшены все внешние атрибуты культа (свечи, крест, облачения для духовенства), в храмах нет алтаря.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию -- подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве (только церковь Шотландии сохранила свое положение «установленной» - государственной -- церкви).

В настоящее время кальвинизм известен в 3-х формах: реформатство (Франция, Швейцария, Германия), пресвитерианство (Британские острова) и конгрегационализм. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например, большинство баптистских церквей). Общая численность последователей -- 62 млн. человек, в Украине -- 200 тыс., в подавляющем большинстве - венгры Закарпатья.

Англиканство

Англиканство возникло в результате брачных проблем английского короля Генриха VIII Тюдора (1491 -- 1547), который хотел, чтобы папа аннулировал его брак с Екатериной Арагонской. Получив отказ, в Акте о супрематии (1534) объявил себя главой Английской церкви.

Это радикальное решение предвосхитило будущее, т. к. в дальнейшем у Генриха VIII было еще пять жен (две из них -- Анна Болейн, мать Елизаветы I, и Екатерина Говард были казнены по подозрению в супружеской неверности).

В начале эта инициатива не имела никаких богословских претензий: сохранялись католические догматы и литургия, иерархия сохранила свою прежнюю структуру. Затем, под влиянием реформы, англиканство стало приобретать кальвинистскую окраску. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений. Эдуард VI, сын Генриха VIII, еще более усилил протестантскую ориентацию королевства и принял «Книгу общественного богослужения», предписанную Законом о единообразии в качестве официального служебника. Что же касается кровавой католической реакции при Марии I (дочери Генриха VIII от Екатерины Арагонской), то она вызвала такое отвращение, что после смерти Марии разрыв с Римом стал необратимым. В 1571 г. при Елизавете I (1558 - 1603) были приняты «39 статей», которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения и могут быть охарактеризованы как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии.

Основным авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и Новый Заветы содержат все необходимое для спасения, являются правилом и окончательным стандартом веры. Признаются все 3 христианских Символа Веры и доктринальные положения, принятые первыми четырьмя Вселенскими Соборами. Сохранен католический догмат о филиокве. Англиканская церковь, как и православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых, считая его нечестивым. Категорически отрицается какая-либо законность власти пап. Отвергаются монашество, почитание святых мощей и икон. Относительно принятых православием и католицизмом семи таинств «39 статей» высказываются не очень категорично, оставляя, однако, в числе главных, установленных самим Христом, только два таинства: крещение и причащение. В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. Богослужения отличаются торжественностью. По организационной структуре англиканство близко к католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Есть три степени священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви они не обязаны соблюдать целибат (безбрачие).

Из болезненного прошлого в лоне англиканской церкви остались две тенденции: высокая церковь, более аристократичная и близкая к католичеству, особенно с точки зрения литургии, и низкая церковь - более «народная», протестантски-кальвинистской ориентации. Например, в наши дни низкая церковь выступает за возможность посвящать в сан пастора женщин, что вызывает протест высокой церкви. Всего в мире насчитывается 32 англиканские церкви; с 1867 г. в Лондоне они проводят т. н. Ламбетские конференции (по названию Ламбетского дворца - лондонской резиденции примаса Англии, архиепископа Кентерберийского). Общая численность - 69 млн. чел. По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (австралийцы, новозеландцы, англоамериканцы, англоканадцы, англоюжноафриканцы).

Методизм

Методизм возник внутри англиканства. Его основателями были братья Уэсли - Джон (1703 - 1788) и Чарльз (1707 - 1788). Название восходит к методическому (пунктуальному) соблюдению христианских предписаний и посещению всех церковных служб. Джон Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25, изъяв все кальвинистские и католические элементы. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. Приверженцы арминианской доктрины (антикальвинистского учения о наличии у человека свободной воли). Численность методистов составляет свыше 60 млн. чел., половина которых проживает в США.

Баптизм

Основателем считается Джон Смит (1554 - 1612). Название конфессии происходит от греч. Baptizo -- погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обращению. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформатора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобладающим.

Основная масса баптистов придерживается ключевых положений ортодоксального протестантизма. Единственным источником веры и практики признается Священное Писание. Главной особенностью баптизма является т. н. сознательное крещение. Крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он почувствует, что готов принять веру (обычно в возрасте 12-14 лет). На первых порах баптисты крестили своих новых членов окроплением водой, однако уже с начала 1640-х гг. вошло в практику крещение погружением в воду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.