реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Vnimanie

реферат

исследования.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны

содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в

виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания

не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические

явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,

отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне

мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и

порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,

“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры

человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому

никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -

объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает

и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-

физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект

находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.

Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,

полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается

принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть

познано через формы своего выявления в чувственно-практической

деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные

явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую

тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две

субстанции - духовную и материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его

компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало

в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и

чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание

себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на

определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного

общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального

развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х

лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый -

уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и

его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря

этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет

возможности свободно ориентироваться в нем.

Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей

принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и

социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания -

возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на

«Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только

совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает

необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их

самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только

самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит,

контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства

удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание

человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через

сопоставление себя с другими людьми.

Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,

формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -

предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность

соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с

предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на

внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая,

напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.

В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его,

сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя

или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и

самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при

условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого

сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая

константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и

общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в

процессе углубления и расширения межличностных отношений.

В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все

вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству

сосредоточения ? наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и

устойчивости. Рассмотрим эти и другие параметры в условиях произвольного

внимания и переходу к послепроизвольному при выполнении типичных видов

умственной работы, связанных с запоминанием (чтение, слушание и других).

Постараемся выяснить, возможно ли тренировать эти параметры ?

Работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли избавиться от

ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно ? Для этого

необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.

Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая

концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков

коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно

- наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы -

когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую

сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны

для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж,

гимнастика для глаз и т. д.).

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные

отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли,

желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило -

необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки.

Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для

большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на

столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Важна также чисто

психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко

сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный

созданный настрой на работу. Люди с ярким, образным мышлением могут

попробовать такой прием. Представим, что в нашей голове находится огромный

шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу соответствует

определенный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей глубокой

сосредоточенности, максимально отчетливо нужно вообразить, как мы выдвигаем

ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные плотно

задвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон,

отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается

действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в

полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение

птиц) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек

Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для

читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная

работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для

умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным

экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В

эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако

в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания,

но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной

концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений

предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения

основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо

одном объекте. Главная задача при этом - обеспечение полного отсутствия

всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету.

Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в

течение 3 - 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно

выполнять подобные упражнения ежедневно. Некоторые психологи рекомендуют

широко известное упражнение “созерцание зеленой точки”. Оно заключается в

следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка

диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2

- 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же - борьба с

посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по

лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать.

Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным

впечатлением дня. Для тренировки слухового внимания необходимо выделять

ежедневно 10 мин. для максимального “вслушивания”. Обычно во время слушания

мы выполняем еще какую-нибудь работу. Нужно постараться максимально

внимательно вслушаться в речь диктора радио, оратора на собрании и т. д.

Выполняя подобные упражнения, мы заметим, насколько трудно сосредоточиться

на неподвижных, несложных предметах и явлениях. Это происходит потому, что

важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является

изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного

восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого

внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед

собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия

длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его

концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.

Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать

его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с

запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не

замедлят сказаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические разработки для аспирантов по философии. /изд. МАИ, М.,1996

2. Дверь в иные миры./К. Кастанеда, изд. София, Киев 1995

3. Огонь изнутри./К. Кастанеда, изд. София киев 1993

4. Тайна восприятия и осознания./ И. В. Алексеев, изд. МАИ. М. 1996

5. Сила безмолвия./К. Кастанеда, изд. София, Киев, 1995

6. Психология бессознательного./З. Фрейд, изд. М., 1990

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. - М-, 1983. (Овладение

вниманием: 205-239.)

8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование

внимания. - М., 1974. (История и современное состояние психологии

внимания: 5-16. Развитие внимания: 17-32, 39-87.)

9. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.,

1987. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)

10. ЛурияА.Р. Внимание и память. - М., 1975. (Внимание: 4-41.)

11. Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. (Сознание и внимание (В.Вундт): 3-

25. Внимание (Э.Б.Титченер): 26-46. Внимание (У.Джемс): 50-65. Психология

внимания (Т.Рибо): 66-102. Внимание (H-Н.Ланге): 107-144. О теории и

воспитании внимания (Н.Ф.Добрынин): 243-259. Установка у человека

(Д.Н.Узнадзе): 260-270.)

12. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.

13. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.

14. Немов Р.С. Психология.

15. Петровский А.В. Введение в психологию.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.

-----------------------

[1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных

науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.47

[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372

[3] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21

[4] Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.

Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.