ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,
выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология
исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя
главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и
экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт
проверяет результат комбинаций...
...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого,
будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не
менее реально”[1].
Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,
приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял
природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения
накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения
являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе
логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную
связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин,
который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт
показывает нам далее, что психический элемент, например, представление,
обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным
является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в
данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,
однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых
условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно
сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в
любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было
бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в
такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о
вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:
скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по
себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое
бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в
динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин
«бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому
бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:
«сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное»
(Ubw)”[2].
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение
материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы
обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,
обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для
правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема
сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при
выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.
При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически
человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в
рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-
мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению
вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный
смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует
общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего
основного вопроса.
Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку
рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто
таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.
Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит
из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как
отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической
точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При
подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не
является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал о физиологических основаниях
сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности,
поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими
процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные
для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее
продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства
людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и
этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные
стороны сознания.
Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой
сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во
всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы
сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,
что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и
материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность,
характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -
это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно
не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными
словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата
бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает,
что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что
человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.
Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и
средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,
целостную системы бытия.
Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве
свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции
материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых
элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения
определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей
отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в
практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках
определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -
общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его
органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,
в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию
объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его
отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только
изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно
закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе
через деятельность и общение с себе подобными.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно
подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже
преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной
самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах
развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более
опосредованный характер - через государство, политические, правовые
отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие
приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама
возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать
бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами развития,
общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках
закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане
общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного
процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила
общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,
вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно
отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и
ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть
общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии
индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,
тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|