реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Vnimanie

реферат

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Гельвеций говорил:

“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя

главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и

экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт

проверяет результат комбинаций...

...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого,

будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не

менее реально”[1].

Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,

приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял

природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения

накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения

являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе

логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную

связь вещей и явлений.

Мнение З.Фрейда:

“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин,

который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт

показывает нам далее, что психический элемент, например, представление,

обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в

данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,

однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых

условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно

сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в

любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было

бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в

такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое

бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в

динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин

«бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому

бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:

«сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное»

(Ubw)”[2].

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически

человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в

рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-

мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению

вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный

смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует

общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего

основного вопроса.

Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку

рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто

таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.

Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит

из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как

отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической

точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При

подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не

является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

Действительно, значительный материал о физиологических основаниях

сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности,

поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими

процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные

для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее

продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства

людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и

этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные

стороны сознания.

Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой

сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во

всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы

сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,

что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и

материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность,

характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -

это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно

не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными

словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата

бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает,

что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что

человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.

Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и

средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,

целостную системы бытия.

Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве

свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции

материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых

элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения

определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей

отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в

практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках

определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -

общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его

органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,

в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию

объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его

отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только

изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно

закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе

через деятельность и общение с себе подобными.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.