реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Vnimanie

реферат

отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и

промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего

большими полушариями головного мозга, особенно их корой.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со

сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само

по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга.

Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей

нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто

связаны с повреждением определенных участков мозга.

Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как

соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в

мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,

тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.

Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-

разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия

в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители

дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические

и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга

и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического

взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное,

психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции

оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея

психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,

идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал

всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель

или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не

физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме

психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители

вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,

отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,

Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет

мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив

подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные

физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным

колебаниям.

Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.

Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники

смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного

отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и

идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность

самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения

психического и физиологического состоит в признании психофизиологического

единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а

психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону

отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо

известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как

материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).

Древняя Индия– мнение:

“В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось

как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось

не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как

сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень

проникновения в сущность вещей.

Однако у «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и

для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития

«пракрити» - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум

(«читта»). «Он («читта») в сущности бессознателен, хотя становится

сознающим, благодаря отражению «Я», которое в нем находится»”[3].

Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и

реальным мирами является результатом как сознательной, так и

бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, «что деятельность,

которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира

продуктивна бессознательно». Этим постулируется наличие сознательной и

бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а

объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной

бессознательной «поэзией абсолютного духа»“[4].

Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга

бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к

развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место

бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает

природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные

формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие

путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,

поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание

вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-

психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере

бессознательного.

Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал

бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и

сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал

врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.

Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни

человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать

его роль в познании и поведении людей.

Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится

не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,

координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,

которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в

сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,

третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,

научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.

Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой

энергией чувств и разума человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она

существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе

осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя

вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,

творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без

контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения

этих задач, может быть направлено на иные предметы.

2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание

Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились

существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,

сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

отношений.

В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа

сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют

собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между

ними.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык

выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную

функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому

не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли

материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство

знака, звучания и значения, понятия.

Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена

мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства

общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство

выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены

образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную

форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в

языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем,

что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что

напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу

чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса

сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития

сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают

материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием

других людей.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство

языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как

значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак -

средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим

людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и

формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному

составу - национален.

Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в

том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью,

остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же

словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не

одинаковое смысловое содержание.

Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в

живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее

средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе

с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,

начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В

конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,

дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких

неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в

математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.

Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других

наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным

образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично

модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.