индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. /
Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С.
Мерлина). - Пермь, 1967, с.34 - 46.
4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Педагогика,
1986.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы
психологии, 1979, № 2, с.72-79.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при
расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, №
1, с.104 - 113.
7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.:
Педагогика, 1988.
8. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе
(Под ред. проф. Н.Н. Обозова). – Л.: ЛГУ, 1984.
9. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы
диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и
стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11.
10. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. /
Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань,
1983, с. 68-85.
11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию
активности. - М.: Политиздат, 1989.
12. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А.Беличевой. М.:
Педагогика, 1993.
13. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995.
14. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:
нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-
28.
15. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
16. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
17. Козлова В.Т. Диагностика лабильности мыслительно-речевой
деятельности по тестам и самооценке. //Вопросы психологии,
1983, № 4, с. 89-96.
18. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника.
- М.: Знание, 1996.
19. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.:
Педагогика,1971.
20. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в
аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.
21. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.-
Петрозаводск,1992, с.62-67.
22. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь,1973.
23. Небылицин В.Д. Психофизиологическические исследования
индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1986.
24. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для
студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.:
ВЛАДОС, 1997.
25. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование
эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. //
Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119.
26. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17
лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.:
Педагогика,1988.
27. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности.
/ Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика,
1988, с.246-262.
28. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с
эффективностью их интеллектуальной деятельности //
Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
29. Стресс / Популярный энциклопедический словарь. - М.: БСЭ,1999,
с.1273.
30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. -
М.: Знание, 1997.
31. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со
сверстниками у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. н.
М., МГУ, 1977.
32. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном
процессе. – Казань, 1991.
33. Прусакова М.Б. К вопросу о типологически обусловленном
индивидуальном стиле в решении арифметических задач у младших школьников
/Вопросы теории темперамента, Пермь, 1984, с.232-240.
34. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология
/Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.
35. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов.
- Л.: Просвещение,1976.
36. Секун В. И. Индивидуально-психологические особенности и
взаимоотношения студентов \ Опыт социально-психологического исследования. -
Минск: Высшая школа, 1985.
37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная
психологическая коррекция. М.: Педагогика, 1988.
38. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -М.:
Прогресс, 1982.
39. Творогова Н.Д. Страх и тревожность.\Психология. Лекции для
студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
40. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда.
/Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.
Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
41. Учителям и родителям о психологии подростка. (Сборник). -М.: Высшая
школа, 1990.
42. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. -М.: Прогресс, 1986
43. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН,
1961.
44. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические
заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. -
М.: Проспект,1999, с. 442-453.
Приложение 1
Пример анкеты:
|1. Ваша средняя оценка по сданным в прошлом и этом семестре | |
|предметам | |
|2. Как долго вы испытывали состояние нервно-психического |
|напряжения (выбрать вариант): |
| А. Задолго до экзамена | |
| Б. Только накануне экзамена | |
| В. В ходе экзамена. | |
|3. Когда вы чувствуете в себе уверенность (если вообще ее |
|чувствуете): |
| А. Задолго до экзамена. | |
| Б. Только накануне экзамена. | |
| В. В ходе экзамена. | |
|4. Каким является ваше настроение во время экзамена: |
| А. Обычным | |
| Б. Повышенным | |
| В. Пониженным | |
|5. Умственная работоспособность в ходе экзамена: |
| А. Обычная умственная работоспособность; | |
| Б. Значительное снижение умственной | |
|работоспособности, быстрая умственная | |
|утомляемость. | |
| В. Повышенная умственная | |
|работоспособность | |
|6. Наличие физического или физиологического дискомфорта: |
| А. Обычное состояние | |
| Б. Тошнота, рвота | |
| В. Другие ощущения | |
|7. Температурные ощущения: |
| А. Обычная температура | |
| Б. Понижение температуры (холодные руки, | |
|озноб) | |
| В. Повышение температуры (горячая голова,| |
|жар) | |
|8. Координация движений: |
| А. Обычное состояние | |
| Б. Замедленность в действиях и движениях | |
| В. Учащенность движений (судорожные | |
|движения рук и ног, дрожание пальцев и кистей рук) | |
|9. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: |
| А. Обычное состояние | |
| Б. Слабый пульс | |
| В. Учащенный пульс, сердце бьется учащенно | |
|10. Состояние потоотделения: |
| А. Обычное состояние | |
| Б. Понижение потоотделения (сухость рук, | |
|сухость во рту) | |
| В. Повышение потоотделения (влажные руки) | |
|11. Восприимчивость к внешним раздражителям: |
| А. Обычная | |
| Б. Повышенная | |
| В. Пониженная | |
|12. Состояние памяти во время экзамена: |
| А. Обычная | |
| Б. Повышенная | |
| В. Пониженная | |
Приложение 2.
Сводная таблица полученных при анализе анкет данных.
Помогает разбить респондентов на группы, по качеству их учебной
деятельности.
Вопрос 1.
|Ометка: |3 |4 |5 |
|Кол-во |10 |24 |6 |
|ответов | | | |
Помогает разбить респондентов на группы, по уровню тревожности.
Вопрос 2.
|Ответ: |Задолго до |Накануне экзамена |В ходе |
| |экзамена | |экзамена |
|Кол-во ответов 3 |2 |2 |6 |
|Кол-во ответов 4 |5 |10 |9 |
|Кол-во ответов 5 |- |2 |4 |
|Итого: |7 |14 |19 |
Вопрос 3.
|Ответ: |Задолго до |Накануне экзамена |В ходе |
| |экзамена | |экзамена |
|Кол-во ответов 3 |5 |1 |4 |
|Кол-во ответов 4 |6 |6 |12 |
|Кол-во ответов 5 |2 |-- |4 |
|Итого: |13 |7 |20 |
Общее состояние во время экзамена:
Вопрос 4.
|Ответ: |Обычным |Повышенным |Пониженным |
|Кол-во ответов 3 |1 |5 |4 |
|Кол-во ответов 4 |8 |13 |3 |
|Кол-во ответов 5 |3 |2 |1 |
|Итого: |12 |20 |8 |
Вопрос 5.
|Ответ: |Обычная умственная|Значительное |Повышенная |
| |работоспособность |снижение |умственная |
| | |умственной |работоспособност|
| | |работоспособности |ь |
|Кол-во ответов 3 |2 |2 |6 |
|Кол-во ответов 4 |7 |5 |12 |
|Кол-во ответов 5 |2 |--- |4 |
|Итого: |11 |7 |22 |
Вопрос 6.
|Ответ: |Обычное состояние |Тошнота, рвота |Другие ощущения|
|Кол-во ответов 3 |4 |-- |6 |
|Кол-во ответов 4 |6 |3 |15 |
|Кол-во ответов 5 |4 |-- |2 |
|Итого: |14 |3 |23 |
Вопрос 7.
|Ответ: |Обычная |Холодные руки, |Горячая голова, |
| |температура |озноб |жар |
|Кол-во ответов 3 |7 |-- |3 |
|Кол-во ответов 4 |16 |6 |2 |
|Кол-во ответов 5 |4 |2 |-- |
|Итого: |27 |8 |5 |
Вопрос 8.
|Ответ: |Обычное |Замедленность |Учащённость движений|
| |состояние |действий | |
|Кол-во ответов |8 |-- |2 |
|3 | | | |
|Кол-во ответов |15 |1 |8 |
|4 | | | |
|Кол-во ответов |5 |-- |1 |
|5 | | | |
|Итого: |28 |1 |11 |
Вопрос 9.
|Ответ: |Обычное состояние |Слабый пульс |Учащённый пульс |
|Кол-во ответов 3 |4 |-- |6 |
|Кол-во ответов 4 |14 |1 |9 |
|Кол-во ответов 5 |4 |-- |2 |
|Итого: |22 |1 |17 |
Вопрос 10.
|Ответ: |Обычное состояние |Сухость рук и во |Повышение |
| | |рту |потоотделения.|
|Кол-во ответов 3 |8 |-- |2 |
|Кол-во ответов 4 |12 |3 |9 |
|Кол-во ответов 5 |5 |-- |1 |
|Итого: |25 |3 |12 |
Вопрос 11.
|Ответ: |Обычное |Повышенное |Пониженное |
|Кол-во ответов 3 |3 |7 |-- |
|Кол-во ответов 4 |9 |14 |1 |
|Кол-во ответов 5 |5 |1 |-- |
|Итого: |17 |22 |1 |
Вопрос 12.
|Ответ: |Обычное |Повышенное |Пониженное |
|Кол-во ответов 3 |5 |3 |2 |
|Кол-во ответов 4 |7 |12 |5 |
|Кол-во ответов 5 |2 |4 |-- |
|Итого: |14 |19 |7 |
Прцентное соотношениеответов у респондентов с высоким и низким уровнем
тревожности.
Вопрос 4.
|Ответ: |Обычное |Повышенное |Пониженное |
|Низкий уровень |37,5% |50% |12,5% |
|Высокий уровень |11,1% |77,7% |11,1% |
Вопрос 5.
|Ответ: |Обычная умственная|Значительное |Повышенная |
| |работоспособность |снижение |умственная |
| | |умственной |работоспособно|
| | |работоспособности |сть |
|Низкий уровень |37,5 % |50% |12,5% |
|Высокий уровень |22,2 % |22,2% |55,5% |
Вопрос 6.
|Ответ: |Обычное состояние |Тошнота, рвота |Другие |
| | | |ощущения |
|Низкий уровень |50% |6,25% |43,75% |
|Высокий уровень |22,2% |-- |77,7 |
Вопрос 7.
|Ответ: |Обычная |Холодные руки, |Горячая |
| |температура |озноб |голова, жар |
|Низкий уровень |75% |18,75% |6,25% |
|Высокий уровень |66,6% |22,2% |11,1% |
Вопрос 8.
|Ответ: |Обычное состояние |Замедленность |Учащённость |
| | |действий |движений |
|Низкий уровень |68,75% |-- |31,25% |
|Высокий уровень |66,6% |-- |33,3% |
Вопрос 9.
|Ответ: |Обычное состояние |Слабый пульс |Учащённый |
| | | |пульс |
|Низкий уровень |56,25% |-- |43,75% |
|Высокий уровень |55,5% |-- |44,5% |
Вопрос 10.
|Ответ: |Обычное состояние |Сухость рук и во |Повышение |
| | |рту |потоотделения.|
|Низкий уровень |68,75% |-- |31,25% |
|Высокий уровень |44,5% |22,2% |33,3% |
Вопрос 11.
|Ответ: |Обычное |Повышенное |Пониженное |
|Низкий уровень |62,5% |37,5% |-- |
|Высокий уровень |22,2% |77,7% |-- |
Вопрос 12.
|Ответ: |Обычное |Повышенное |Пониженное |
|Низкий уровень |43,75% |43,75% |12,5% |
|Высокий уровень |44,4% |44,4% |11,1% |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|