реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Трансактный анализ

реферат

терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму,

психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную

психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году

издал специальный Указ о развитии психоанализа).

Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист

видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией.

Существует великое множество определений психотерапии.

Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:

"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не

только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу,

личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его

психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в

целом."

По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах,

психотерапия - это лечение информацией.

П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического

воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."

Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е.

Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью

психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм

с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе,

своему состоянию и окружающей среде."

Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они

так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию

как составную часть медицины: больной, врач, лечение.

Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты,

когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой

психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по

выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии",

пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное

обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].

Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения

профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс

психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение

гармонии с собой и миром в настоящем."

Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной

самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как

высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной

саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое

краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее

развитие в различных направлениях [18, c.26].

Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия

- система психического (психологического) воздействия словом, мимикой,

молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое

состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику,

а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или

профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или

достижения других сформулированных целей.

Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений

ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д.

Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].

Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую,

педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров

В.В., 1999].

Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели

психотерапии:

* психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и

функционирование организма в сфере психических и соматических функций

(медицинская модель психотерапии);

* психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и

служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

* психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия

между людьми (философская модель психотерапии);

* психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения

(психологическая модель).

Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных

социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние

на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной

релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте.

Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В.

Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].

Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая

предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако

влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.

Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия

сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная),

сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33].

сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение

актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными

проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью.

Примером может служить нейролингвистическое программирование.

Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием

занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной

проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы

запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения

терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем.

Медленная терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием

проблем. Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и

носит стойкий характер. Примером является трансактный анализ.

Сверхмедленная терапия длится годы. Она занимается сознательным и

бессознательным клиента. Много времени посвящает достижению понимания сути

переживаний. Обычно большую роль отводит раннему опыту человека. Эффект

сверхмедленной терапии развивается постепенно, носит длительный характер. В

ряде случаев он зависит от сохранения контакта между терапевтом и клиентом.

Примером является классический психоанализ.

У каждого подхода существуют свои базовые техники и приемы.

Существуют также три главных подхода к профессии психотерапевта:

1) приверженность одной теории, одному подходу;

2) эклектизм - приверженность многим подходам;

3) общетеоретическая ориентация.

Приверженность одному подходу дает, с одной стороны, глубокое

проникновение в предмет, исчерпывающие знания теории и практики, а с другой

стороны - ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода,

одного метода.

Эклектизм приводит к тому, что специалист знает кое-что выборочное из

различных теорий и практик. Он может достигать эффективности, особенно на

начальных этапах работы. И все же этот специалист достаточно скоро

столкнется с недостатками своей поверхностной подготовки, с отсутствием

основных, стержневых, базовых представлений.

Общетеоретическая ориентация, или общий континуальный подход, или

систематический эклектизм - это такой профессиональный подход, где вначале

специалист является последователем одной теории, изучает все, что известно

в данной области. А уже затем, приобретая профессиональный фундамент,

начинает выходить за пределы данной, базовой для него теории. Такой

профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий,

а технические и практические подходы других. В своем профессиональном

развитии он стремится к созданию метатеории психотерапии. Это во многом

объясняется тем, как замечает З. Скода (1979), что мечтой каждого

честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема,

внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии [10, c.61].

Эффективность психотерапии связана со специфическим воздействием

конкретных методов психотерапии.

Например, к психотерапевту приходит пациент с остро возникшими страхами и

реакциями паники. Терапевт при помощи техник нейролингвистического

программирования или гештальт-терапии может снять эти реакции, а затем уже

работать с пациентом в одной из личностно-ориентированных концепций.

Или же терапевт предложит пациенту классический психоанализ. И тогда

через полгода терапии они могут подойти к причинам страхов и реакций

паники.

Так можно прокомментировать эффективность психотерапии.

Исследователи называют от 500 до 700 зарегистрированных в мире методов

терапии. В нашей стране их, разумеется, значительно меньше. Так, в

программе "Весеннего декадника" в г. Павлодаре в 2000 году было

представлено всего 24 метода. Это трансактный анализ, экзистенционально-

гумманистическая психотерапия, трансперсональная психотерапия,

эриксоновская терапия, нейролингвистическое программирование, гештальт-

терапия, рационально-эмотивная терапия, голотропное дыхание, свободное

дыхание, телесно-ориентировочная психотерапия, игровая психотерапия, метод

кристаллизации проблем, арт-терапия, терапия творческим самовыражением,

семейная психотерапия, позиционная психотерапия, ребефинг, танцевальная

терапия, экзистенциональная терапия и др.

Декадники - это синтез специализации, повышения квалификации, научно-

практической конференции, семинара по обмену опытом, тренингов.

А для тех, кому это важно - разрешения проблем в терапии. В

информационном потоке ведущих школ, ориентированных как на Запад, так и на

Восток, каждый участник находит свои интересы. Каждый получает возможность

удовлетворить свои самые насущные потребности, увидеть перспективы своего

развития.

Из всех перечисленных психотерапевтических направлений в своей

квалификационной работе я остановлюсь на трансактном анализе как наиболее

интересном для меня анализе взаимодействий и новой возможностью коррекции

психологических проблем. Разработанный Э. Берном менее полувека назад,

трансактный анализ сегодня признан во всем мире и бурно прогрессирует.

§ 2. Трансактный анализ

Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный

анализ. Эта мировоззренческая концепция в нашей стране пришла из

диссидентского движения.

Сегодня трансактный анализ представляет собой один из классических

вариантов современного психоанализа. Его развитие шло стремительно, ведь

первое упоминание идей трансактного анализа относится к 1957 году.

Он разработан как специальный метод групповой психотерапии, где

взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных

состояний "Я". А единица взаимодействия была названа трансакцией.

Согласно концепции Берна, каждый человек представляет собой хранилище

стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле

этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает

его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским "хочу" или "не

хочу" (эмоции, импульсы и т.д.). В реальной жизни люди пытаются соотносить

"хочу" и "должно", причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени,

более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед

окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в

жизни хорошее социальное положение. Совокупность устоявшихся стереотипов Э.

Берн называет состоянием "Родитель", а трезвого "весовщика", соизмеряющего

"хочу - нужно", - словом "Взрослый". А наши эмоции и импульсы - "Ребенком".

Так же, как и у З. Фрейда, структура личности у Э. Берна трехкомпонентна. В

каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния:

"Взрослого", "Родителя", "Ребенка" [1, c. 367], (см. приложение 1).

Общение с людьми (начальником на работе, продавцом в магазине, другом,

сослуживцем и т.д.) может строиться по разному, в зависимости от

психологического состояния человека, от темы общения и - что очень важно -

от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то

добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.