терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму,
психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную
психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году
издал специальный Указ о развитии психоанализа).
Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист
видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией.
Существует великое множество определений психотерапии.
Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:
"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не
только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу,
личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его
психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в
целом."
По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах,
психотерапия - это лечение информацией.
П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического
воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."
Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е.
Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью
психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм
с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе,
своему состоянию и окружающей среде."
Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они
так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию
как составную часть медицины: больной, врач, лечение.
Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты,
когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой
психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по
выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии",
пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное
обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].
Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения
профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс
психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение
гармонии с собой и миром в настоящем."
Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной
самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как
высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной
саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое
краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее
развитие в различных направлениях [18, c.26].
Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия
- система психического (психологического) воздействия словом, мимикой,
молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое
состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику,
а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или
профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или
достижения других сформулированных целей.
Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений
ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д.
Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].
Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую,
педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров
В.В., 1999].
Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели
психотерапии:
* психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и
функционирование организма в сфере психических и соматических функций
(медицинская модель психотерапии);
* психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и
служащий целям общественного контроля (социологическая модель);
* психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия
между людьми (философская модель психотерапии);
* психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения
(психологическая модель).
Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных
социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние
на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной
релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте.
Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В.
Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].
Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая
предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако
влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.
Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия
сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная),
сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33].
сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение
актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными
проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью.
Примером может служить нейролингвистическое программирование.
Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием
занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной
проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы
запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения
терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем.
Медленная терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием
проблем. Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и
носит стойкий характер. Примером является трансактный анализ.
Сверхмедленная терапия длится годы. Она занимается сознательным и
бессознательным клиента. Много времени посвящает достижению понимания сути
переживаний. Обычно большую роль отводит раннему опыту человека. Эффект
сверхмедленной терапии развивается постепенно, носит длительный характер. В
ряде случаев он зависит от сохранения контакта между терапевтом и клиентом.
Примером является классический психоанализ.
У каждого подхода существуют свои базовые техники и приемы.
Существуют также три главных подхода к профессии психотерапевта:
1) приверженность одной теории, одному подходу;
2) эклектизм - приверженность многим подходам;
3) общетеоретическая ориентация.
Приверженность одному подходу дает, с одной стороны, глубокое
проникновение в предмет, исчерпывающие знания теории и практики, а с другой
стороны - ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода,
одного метода.
Эклектизм приводит к тому, что специалист знает кое-что выборочное из
различных теорий и практик. Он может достигать эффективности, особенно на
начальных этапах работы. И все же этот специалист достаточно скоро
столкнется с недостатками своей поверхностной подготовки, с отсутствием
основных, стержневых, базовых представлений.
Общетеоретическая ориентация, или общий континуальный подход, или
систематический эклектизм - это такой профессиональный подход, где вначале
специалист является последователем одной теории, изучает все, что известно
в данной области. А уже затем, приобретая профессиональный фундамент,
начинает выходить за пределы данной, базовой для него теории. Такой
профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий,
а технические и практические подходы других. В своем профессиональном
развитии он стремится к созданию метатеории психотерапии. Это во многом
объясняется тем, как замечает З. Скода (1979), что мечтой каждого
честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема,
внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии [10, c.61].
Эффективность психотерапии связана со специфическим воздействием
конкретных методов психотерапии.
Например, к психотерапевту приходит пациент с остро возникшими страхами и
реакциями паники. Терапевт при помощи техник нейролингвистического
программирования или гештальт-терапии может снять эти реакции, а затем уже
работать с пациентом в одной из личностно-ориентированных концепций.
Или же терапевт предложит пациенту классический психоанализ. И тогда
через полгода терапии они могут подойти к причинам страхов и реакций
паники.
Так можно прокомментировать эффективность психотерапии.
Исследователи называют от 500 до 700 зарегистрированных в мире методов
терапии. В нашей стране их, разумеется, значительно меньше. Так, в
программе "Весеннего декадника" в г. Павлодаре в 2000 году было
представлено всего 24 метода. Это трансактный анализ, экзистенционально-
гумманистическая психотерапия, трансперсональная психотерапия,
эриксоновская терапия, нейролингвистическое программирование, гештальт-
терапия, рационально-эмотивная терапия, голотропное дыхание, свободное
дыхание, телесно-ориентировочная психотерапия, игровая психотерапия, метод
кристаллизации проблем, арт-терапия, терапия творческим самовыражением,
семейная психотерапия, позиционная психотерапия, ребефинг, танцевальная
терапия, экзистенциональная терапия и др.
Декадники - это синтез специализации, повышения квалификации, научно-
практической конференции, семинара по обмену опытом, тренингов.
А для тех, кому это важно - разрешения проблем в терапии. В
информационном потоке ведущих школ, ориентированных как на Запад, так и на
Восток, каждый участник находит свои интересы. Каждый получает возможность
удовлетворить свои самые насущные потребности, увидеть перспективы своего
развития.
Из всех перечисленных психотерапевтических направлений в своей
квалификационной работе я остановлюсь на трансактном анализе как наиболее
интересном для меня анализе взаимодействий и новой возможностью коррекции
психологических проблем. Разработанный Э. Берном менее полувека назад,
трансактный анализ сегодня признан во всем мире и бурно прогрессирует.
§ 2. Трансактный анализ
Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный
анализ. Эта мировоззренческая концепция в нашей стране пришла из
диссидентского движения.
Сегодня трансактный анализ представляет собой один из классических
вариантов современного психоанализа. Его развитие шло стремительно, ведь
первое упоминание идей трансактного анализа относится к 1957 году.
Он разработан как специальный метод групповой психотерапии, где
взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных
состояний "Я". А единица взаимодействия была названа трансакцией.
Согласно концепции Берна, каждый человек представляет собой хранилище
стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле
этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает
его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским "хочу" или "не
хочу" (эмоции, импульсы и т.д.). В реальной жизни люди пытаются соотносить
"хочу" и "должно", причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени,
более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед
окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в
жизни хорошее социальное положение. Совокупность устоявшихся стереотипов Э.
Берн называет состоянием "Родитель", а трезвого "весовщика", соизмеряющего
"хочу - нужно", - словом "Взрослый". А наши эмоции и импульсы - "Ребенком".
Так же, как и у З. Фрейда, структура личности у Э. Берна трехкомпонентна. В
каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния:
"Взрослого", "Родителя", "Ребенка" [1, c. 367], (см. приложение 1).
Общение с людьми (начальником на работе, продавцом в магазине, другом,
сослуживцем и т.д.) может строиться по разному, в зависимости от
психологического состояния человека, от темы общения и - что очень важно -
от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то
добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|