реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Трансактный анализ

реферат

Трансактный анализ

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский Гуманитарный Институт

Психолого - философский факультет

ТЕМА

Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом

Выпускная квалификационная работа

студентки 5-го курса

заочного обучения

Гринченко Светланы Николаевны

Научный руководитель:

врач - психотерапевт

Левченко Иван Иванович

Дата защиты

Оценка

Новосибирск 2001

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение....................................................................

............................................3

Глава I. Психотерапия как универсальное средство формирования

психического здоровья

людей................................................................

6

§ 1. Психотерапевтическое воздействие на

личность.......................................6

§ 2. Трансактный

анализ......................................................................

..............15

§ 3. Врачебно - психологический центр "Личность",

организация работы и

технология..............................................................

23

Глава II. Практика трансактного анализа

Экспериментальное

исследование.....................................................26

§ 1. Индивидуальная терапия трансактного

анализа........................................26

§ 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА,

анализ взаимодействий, анализ

игр............................................................35

Заключение..................................................................

..........................................43

Список использованной

литературы..................................................................

..46

Приложение

1...........................................................................

..............................48

Приложение

2...........................................................................

..............................50

Приложение

3...........................................................................

..............................54

Приложение

4...........................................................................

..............................55

Приложение

5...........................................................................

..............................56

Приложение

6...........................................................................

..............................57

Словарь терминологии

ТА..........................................................................

...........60

ВВЕДЕНИЕ

"…у каждого времени свои неврозы

-

и каждому времени требуется своя

психотерапия."

Виктор Франкл

Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем

психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не

обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от

психически активных веществ.

Жизнь общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более

властно заявляют о себе наркотики. "Когда у человека не выявляется

психологических проблем, психической адаптации или зависимостей от

психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если

результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о

человеке, составляющем счастливое исключение из жестких правил нашего

бытия", - так считает профессор, президент психотерапевтической лиги В.В.

Макаров.

В нашей стране, как и других, самым главным национальным богатством и

основными национальными ресурсами являются люди, граждане страны. Несколько

поколений людей в нашей стране были зажаты, зачарованы, заморожены одним,

признанным единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и

других людей. И это приводило в тупик.

Три или даже четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую

эпоху, время, вполне достаточное для того, чтобы эти люди стали носителями

особого мировоззрения, занявшее прочное место в сознании и бессознательном.

Для формирования жизненного сценария или неосознаваемого плана жизни

нужно три поколения, что убедительно показал Э. Берн (1971). Это открытие

он выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с

бабушки."

По нашим данным, сегодня уже родились эти самые бабушки, внучки которых

смогут стать леди. Сейчас им, этим бабушкам, не более семи-восьми лет.

Теперь мы живем в иной реальности или даже в иных реальностях, резко

отличающихся от советских. Противоречия сложившихся жизненных сценариев и

требований социальной жизни приводят к психологической нестабильности, к

психосоматическим, психическим и наркологическим расстройствам. И даже если

в жизни нашей страны больше не будет столь резких потрясений и поворотов,

то высокая потребность в специалистах в области психического здоровья будет

удерживаться на протяжении жизни не менее чем трех-четырех поколений, то

есть в течении целого века.

Несколько поколений людей в нашей стране жили в одной реальности - в

реальности построения коммунизма… И коммунистическая идеология занималась

индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма.

После разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в

стране стало ничьей территорией. А между тем эта территория должна

принадлежать культуре. Психотерапия и составляет значительную часть

культуры.

Психотерапия - это, с одной стороны, мировоззрение и философия жизни, с

другой стороны - набор практических приемов и технологий достижений

поставленных целей. Все это привело к повышенному интересу в нашей стране к

различным психотерапевтическим направлениям, в частности - к разработанному

Э. Берном менее полувека назад трансактному анализу, который сегодня

признан во всем мире и бурно прогрессирует, поэтому выбранную мною тему

квалификационной работы "Трансактный анализ как психотерапевтическое

средство в работе с клиентом" считаю актуальной для нашего времени.

Объектом данной работы является теория и практика современной

психотерапии.

Предметом является трансактный анализ в контексте психотерапевтического

воздействия на личность и межличностные отношения.

Цель работы:

1) теоретическое обоснование методик трансактного анализа разными

авторами;

2) экспериментальная проверка на основе работы психологического центра

"Личность" под руководством психотерапевта Левченко И.И.

Задачи:

1) на основе изучения психологической литературы проанализировать эти

цели;

2) изучить опыт организации работы и технологии центра "Личность",

расположенного по адресу: г. Павлодар, ул. Торайгырова 81;

3) проследить экспериментальную практику работы врача-психотерапевта

Левченко И.И.

Работа в центре "Личность" проводилась в течение шести месяцев. В

процессе сбора информации была сформулирована гипотеза о том, что

трансактный анализ является универсальным средством (открытым и доступным)

в разрешении внутриличностных проблем и межличностных отношений.

ГЛАВА I. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность

Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия

в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была

отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М.,

1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной

специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги,

акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью

медицинской специальностью.

В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л.

Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься

психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно

- нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась

специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать

и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли

психодиагностика и академические исследования.

В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций,

и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще

врачей.

Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек,

по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается

психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или

бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или

усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и

психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а

реципиент принимает его" [18, c.8].

Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые,

эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать

энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные

состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и

развивать здоровье.

В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей

была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е.

Рожнов.

На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр

психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной

тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.

Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала

заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах

складывались новые, авторские направления психотерапии. Например,

развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая

терапия духовной культуры.

Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе

психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском

психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н.

Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной

психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.

Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в

психотерапии.

Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора

А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из

Нижнего Новгорода.

Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге

существует множество психотерапевтических начинаний, направлений,

концепций, коллективов и групп.

Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у

нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и

психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим

здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.

В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились

описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых,

вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В

книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.

Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом

знакомиться с западными методами психотерапии.

В последние годы освоением новых методов активно занимались и

государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В

числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.