реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Становление и сущность психоаналитики

реферат

латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных

умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование

сновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самым

существенным его вкладом в науку. Сам Фрейд в 1931 году писал об угон своей

работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения. наиболее

ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году

появилась еще одна книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), потом

серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок на

одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к

бессознательному» (1905).

Ядром фрейдовской теории сновидений является мысль о том, что сны — это

попытка разрядить эмоциональное напряжение, мешающее ощущению полного

покоя, то есть сна. Эти напряжения накапливаются в течение дня из-за

нереализованных стремлений, желаний, и спящий освобождается от них, рисуя в

воображении картину удовлетворения своих стремлений. Наиболее ясным

примером этого процесса могут служить детские сны «исполнения желаний», где

все не реализованные за день желания и мечты представляются выполненными.

Многие дети видят во сне сметь близких братьев и сестер. У взрослых процесс

удовлетворения стремлений через посредство сновидения значительно сложнее.

Очень многие взрослые желания в отличие от детских бывают подавлены не

столько внешними препятствиями, сколько внутренними конфликтами. Весьма

часто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованных

стремлений подросткового возраста из-за негативного отношения к ним

родителей. Это так называемое «чуждое Я», или, иначе говоря, «Оно». В своих

сновидениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде.

Деформации суть защита против внутренних конфликтов, которые неизбежно

возникли бы, если бы склонности «Оно» проявились открыто, Таким образом,

взрослые сновидения являются своего рода компромиссом: они удовлетворяют

желания «Око» в завуалированной форме, выраженной инфантильным языком

неосознаваемых процессов, другими словами, в выражениях, уже недоступных

взрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидение

выполняет свою функцию охранителя сна, покоя.

Изучение сновидений дало необходимый ключ к пониманию психопатологических

явлений, фрейдовская методика свободной ассоциации и толкования открыла

широкую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманию

психопатологических явлений, ибо эти явления, как и сновидения,

представляют собой продукт неосознанных стремлений «Сверх-Я». Фрейд понял,

что психопатологические симптомы и сновидения являются одинаково продуктами

примитивного мышления — Фрейд называл это «первичными процессами» — и что

они не подвластны привычным ограничениям, налагаемым физическим бытием и

социальной средой. В природе подсознательного — игнорировать ограничения

времени и места; подсознание по природе своей не рационально, но

эмоционально; оно выражается не словами, а образными картинами. Изучение

сновидений открыло Фрейду ряд психологических механизмов. Один из них —

«сгущение», сведение различных мыслей, имеющих некий общий знаменатель, в

единый символ. Например, человек может увидеть во сне лицо с бровями своего

отца, носом учителя, ртом брата, ушами жены, при этом с первого взгляда

комбинированное лицо не будет похоже ни на одного из упомянутых людей. Если

индивид с таким лицом во сне убит, смерть может показаться безобидно

случайной, однако подсознательно люди, которые представлены в этом общем

лице, — это именно те, против кого у спящего есть недобрые чувства и кто

таким образом наказывается.

Другой механизм можно представить как «смещение». Во сне пациент может

перенести ненависть или любовь с одного лица на другое, на то, к которому

он может питать эти чувства, не испытывая внутреннего конфликта. В таком

сновидении спящий может перенести свое стремление к любовным отношениям с

матерью на другую женщину, которая тем не менее будет представлять мать,

скажем тем, что на ней будут туфли, как у матери. Под проницательным

научным взглядом Фрейда обнаружилось еще много различных характеристик

неосознаваемых процессов. Среди них можно упомянуть использование

аллегорий, символов, аллюзий, «рагs рго tоtо» (часть вместо целого) и

«выражение чего-либо путем противоположности». «Выражение через

противоположное»означает отрицание желаемого, которое по какой-либо причине

неприемлемо. Например, человек, испытывающий неосознанную вражду к брату,

хочет обойти его, скажем, в поисках работы. Но внутреннее неприятие этого

враждебного желания приводит к тому. что во сне он уступает брату эту

работу. Сущность всех этих сложных механизмов сновидений состоит в том,

чтобы скрыть, замаскировать неприемлемое подсознательное желание.

Знание неосознаваемых процессов привело к пониманию многих загадочных

проявлений человеческого мышления. В первое десятилетие нашего века Фрейд

уделял много внимания демонстрации «динамического подсознательного» в его

различных появлениях — оговорках, остротах, забывании. В блестящей работе

«Психопатология обыденной жизни» он показал, что случайные на первый взгляд

оговорки, внешне беспричинное забывание слов (или действий, намерений и

т.д.) — все это есть результат подавленных стремлений. По мере того как

совершенствовалась его способность анализировать сновидения своих

пациентов, Фрейд все более убеждался, что в возникновении неврозов очень

существенную роль играют сексуальные импульсы. Он выяснил, что содержание

«Чуждого Я» («Оно»), которое вытеснено в подсознание и впоследствии

проявляется в сновидениях, в невротических симптомах, имеет неизменно

сексуальную подоплеку. Фрейд исключительно глубоко и тщательно докапывался

до сути явления, но, раз убедившись в результатах своих наблюдений, он

бесстрашно и твердо отстаивал их. Его собственный самоанализ, толкование

собственных сновидений дали Фрейду первый намек на эдипов комплекс —

сексуальное влечение ребенка к родителю.

Психологическое развитие человека

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от

инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью

к вытеснению и сложной трансформации.

Основная потребность ребенка после рождения — это потребность в питании.

Поэтому большая часть энергии (либидо) , катектирована в области рта.

Во время кормления ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все

эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напряжение, т. е. ассоциируются

ребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие при

сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска,

пальцы, игрушки). Таким образом, ротпервая область организма, которой

ребенок может управлять в раздражение которой приносит максимум

удовольствия.

По Фрейду — это оральная стадия сексуального развития.

По мере взросления «зоны удовольствия» распространяются на новые области

тела, однако определенная часть энергии остается постоянно «привязанной» к

оральной зоне- У взрослых остается много оральных «привычек» и постоянный

интерес к поддержанию оральных «удовольствий»: еда, сосание, жевание,

курение, облизывание губ и т. д. Некоторые привычки, такие как грызение

ногтей, курение, расцениваются как проявление неполной психической

зрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином «фиксация»

Фрейд обозначил задержку, застревание на одной из стадий сексуального

развития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить свои

потребности более приятными «детскими» способами, а не адекватными

нормальному развитию.

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредотачивает на актах

уринации и дефекации — это анальная стадия.

Следующая стадия сексуального развития —фаллическая. По меньшей мере с

трех лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него

пениса. Фрейд считает. что желание девочки иметь нонис и понимание того,

что его нет — критический период в развитии женщины. В тот период детства

сексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредственным

раздражением гениталий. Основным объектом либидо становится родитель

противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать. одновременно ревнует и

любит отца (Эдипов комплекс); девочка — наоборот (комплекс Электры).

Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим

родителем. Так формируется основа морали — супер-Эго (супер-Я) и

возможность активного подавления сексуальных влечении.

К 5—6 годам сексуальная потребность у ребенка ослабевает переключается на

ученье, спорт, различного рода увлечения. С этого времени наступает так

называемый латентный период (6—12 лет).

В подростковом периоде а юношеском возрасте сексуальность оживает с новой

силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях,

преходящем онанизме, а затем либндинозная энергия полностью переключается

на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости — генитальная.

При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с

прегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а

соответствующее им представление сублимируется. Однако нередки случаи, при

которых вытеснение инфантильных сексуальных представлении совершается не

полностью, и тогда «ущемленный комплекс» проявляется в виде ошибочных

действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в форме

невротических расстройств.

Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго).

В структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго).

Оно — это первоначальная, основная, центральная и вместе С тем наиболее

архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд,— «содержит все уникальное,

все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего

прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической

организации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме,

нам неизвестной». Оно служит источником энергии для всей личности, и вместе

с тем Оно — целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из

сознания в бессознательное Оно, по-прежнему способны влиять на психическую

жизнь человека, при этом со временем сила этого влияния не уменьшается. Оно

можно сравнить со слепым и глухим диктатором, власть которого

неограниченна, но властвовать он может только через посредников.

Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном

контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этом

питается энергией Оно. Посредством накапливания опыта (в памяти) Я набегает

опасных раздражителей, адаптируется к умеренным и, главное, осознавая мир,

посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на

пользу. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над требованиями Оно,

решая: будет ли инстинктивная потребляемость реализована сиюминутно или ее

удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким

образом, Оно реагирует на потребности. Я—на возможности. Я находятся под

постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних ;

(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением,

чувством «неудовольствия», уменьшение — релаксацией, чувством

«удовольствия.» «Я,— считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в старается

избежать неудовольствия!.

Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности и

мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм

поведения. Фрейд указывает на три функция супер-Я: совесть, самонаблюдение,

формироване идеалов.

В качестве совести супер-Я судит, ограничивает, запрещает вли разрешает

сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Я

(независимо от Оно и Я) оценивать деятельность. направленную на

удовлетворение потребности, Формирование идеалов связано с развитием самого

супер-Я, Иногда неправильно отождествляют супер-Я с поведением одного из

родителей. «Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в действительности

конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Я его

родителей».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.