реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Становление и сущность психоаналитики

реферат

психологические методики, которыми он пользовался для построения концепции,

ставших основой его религиозных теорий. Его «Исповедь» является

непревзойденным примером самоанализа. В этой работе он последовательно

анализирует воспоминания раннего детства и обнажает свою душу без всякой

утайки. Он даже пытается реконструировать те далекие воспоминания, которые

подверглись инфантильно амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и

отдельных воспоминаний их своего раннего детства.

К таким познаниям Августин смог прийти после познания собственного

конфликта между удовольствием и порядком. Удовольствие осталось в нем со

студенческих времен, когда он время от времени предавался распущенным

увеселениям, а порядок – сублимировался из веры в Божественное.

В его «Исповеди» психология становится реальной и конкретной в отличии от

абстрактных концепций Платона и Аристотеля, она приобретает полоть и кровь,

Психология Святого Августина повествует о нам о чувствах, конфликтах и

муках человека величайшей искренности и недюжинной силы. Именно поэтому

Святой Августин может справедливо считаться предтечей психоанализа.

Дофрейдисты

В течении второй половины XIX в. психология развивалась по влиянием

философии и литературы. Творческий дар и интуиция Стендаля, Флобера,

Бальзака, Мопассана, Достоевского, Шоу и Ибсена повлияли на психиатров куда

больше, чем труды и наблюдения Гризингера или Крепелина. Кроме того,

исследования Гербарта, Лотце, Фишера, Спенсора, Шопенгауэра и Ницше

способствовали формированию того интеллектуального климата, в котором стало

возможным создание серьезных психологических работ. В конце XIX в.

психология испытывала очень сильное влияние естественных наук, используя их

методы исследований, что в свою очередь способствовало развитию

физиологических аспектов психологической науки.

Пинель (1745-1826)

Свою систему классификации разработал во второй половине XVIII в.

Филипп Пинель. теоретик, педагог и реформатор. Пинель родился в Сент-Андре

1745 г. в семье врача. Он изучал медицину в Тулузе, писал диссертацию в

университете Монпелье, затем жил и практиковал в Париже, где и скончался в

1826 г. Он работал главным врачом в клиниках Бисетр и Сальпетриер. Строгий

и сдержанный, мягкий и чувствительный, однако эмоционально отстраненный, он

навсегда остался верен своей научной привязанности, проявившейся в ранние

студенческие годы.

Наблюдения Пинеля над больными в клинике стали основой весьма практичной

и на удивление простой классификации психических болезней. Пинель разделил

психотические расстройства на меланхолии, мании без бреда, мании с бредом в

слабоумие, то есть умственное отставание и идиотизм. Его описание душевных

расстройств, основанное на внешних признаках и проявлениях, значительно

выше аналогичных классификаций его предшественников. Он описал

галлюцинаций, хотя этим термином и не пользовался, полет идей маниакальных

больных, непредсказуемые смены настроения и утрату интереса к окружающему

миру, столь характерные симптомы определенных форм психоза. Более того, его

описание симптомов также представляло собой систему. Он разграничил

расстройства внимания, памяти и способности к суждению, а кроме того,

признал значение аффектов. В этой области он испытал сильное влияние новой

науки — психологии, — разработанной Локком и последователями.

Пинель считал, что в основе психического расстройства возможно, лежит

повреждение центральной нервной системы, поскольку он следовал традиционным

воззрениям физической причине психических заболеваний. Более того он считал

психическое заболевание природным явлением. которое следует изучать в

соответствии принципами естественных наук — сначала наблюдение, затем

систематическое изложение всех данных. Пинель был убежден, что психическое

расстройство не есть нечто привнесенное больному извне, но результат

наследственности и жизненных переживаний. Пинель считал, что не только

наследственность, но и неправильное воспитание может привести к умственному

нарушению, равно как и нестерпимые страсти, страх, тревога, печаль,

ненависть, радость и восторг. Пинель отдавал должное тем медикам прошлого,

которые следовали психологическому подходу. В особенности ценил Цельсия,

Аретея и Целия Аврелиана за то, что Признавали значение взаимоотношений

врача и больного, а также за их способность завоевать доверие пациента.

Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887)

Первым из психологов попытался решить фундаментальную проблему отношений

между внешними физическими стимулами и ответными субъективными реакциями —

оптическими, акустическими и тактильными. Работа Фехнера находилась в русле

ранее сделанного Эрнстом Вебером (1795 — 1878). Психофизический закон

Вебера — Фехнера устанавливает, что интенсивность субъективных ощущений

соответствует логаритму корреспондированного физического стимула. Однако

главное историческое значение Фехнера не в создании этого закона, а в

открытии экспериментального метода изучения психологического феномена, что

раньше казалось невероятным. Своими психофизическими экспериментами он

фактически превратил психологию в настоящую науку, явившись ее основателем.

В своих метафизических космологических предположениях Фехнер все еще

продукт романтической эры. В своей метафизике он более ясен и постоянен,

чем его предшественники. Для него Вселенная есть космическое единство,

разделение на органическое и неорганическое весьма условно. Гармония есть

сущность жизни; и гармония пронизывает всю Вселенную, организованную по

единым законам. Вместо того чтобы пытаться объяснять происхождение

органической материи из неорганической, как это традиционно делалось, он

утверждает, что неорганическая материя может рассматриваться как результат

дезорганизации органических систем. Психологические процессы характеризуют

высшую форму организаций материи. Выделяя принцип организации как основное

свойство жизни, он тем самым предвосхитил принцип гомеостаза, выраженный

Клодом Бернаром.

Экспериментальный подход Фехнера настолько вдохновил ряд физиологов и

психологов, что развилось целое новое направление — физиологическая

психология.

Рудольф Герман Лотце (1817 — 1881)

Вероятно наиболее влиятельный философ и психолог своего времени, разбил

общий процесс восприятия на три ступени: первая — физическое раздражение

органа чувств, вторая — продвижение этого импульса к высшим отделам

головного мозга и наконец, третья — субъективное ощущение света, цвета,

запаха, прикосновения, звука. Каким образом физиологический процесс в

мозговых центрах трансформируется в эти объективные ощущения, оставалось

неясным. Интересы Лотце в основном касались чисто психологических явлений —

Побуждения, желания, волевого усилия, памяти, — и он очень жестко отделял

их от физиологических и физических проявлений.

Эпоха Зигмунда Фрейда

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна

из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и

вообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможно

переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей

карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания

необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном

феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это

привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного

метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить

человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и

продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах

можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Его

выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности,

основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоанализа окончательно

утвердили как факт то предположение, что психология — изучение личности —

может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другие

естественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность,

было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине,

не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делала

отчаянные попытки спастись от того неуважительно-презрительного отношения,

с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своей

эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, что

когда-нибудь психологию заменит химия. Однако он решил не дожидаться

торжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемы

личности и ее расстройств и отклонений при помощи адекватной методики, а

именно психологической. Осознание и реконструкция подсознательных

мотиваций, на чем основывается его методика лечения психических

заболеваний, впервые дав возможность влиять на структуру человеческой

личности.

Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено с

помощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника или

душевнобольного отличается от психологического рисунка, который наш

сознательный опыт воспринимает как норму. Почему, например, человек

реагирует на повышение по службе состоянием депрессии или самоубийством,

объяснять невозможно, исходя из законов психологической каузальности, о

которой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со времен

Гиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведение

физическими или химическими причинами. Те же ограниченные представления

остаются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников,

мотивация действий которых кажется иррациональной.

Противоречия в таких ошибочных рассуждениях можно заметить лишь в том

случае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов.

Условия, благоприятствующие появления психоанализу

Мы уже увидели, что психиатры периода романтизма всего лишь за полвека до

того признали необходимость психологических методов для понимания и лечения

психических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию и

патопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сны

представляют собой те же процессы, что и психотические симптомы, и что их

изучение может дать ключ к пониманию природы психозов. Карус постулировал

всепроникающее влияние подсознательных процессов на поведение человека —

как нормальное, так и патологическое — и даже пошел дальше, объясняя все

биологические процессы психологическими причинами. А Гербарт даже

пользовался понятием и термином «вытеснение». И тем не менее этот период

психологической ориентации был недолгим. Колоссальный прогресс в развитии

естественных наук и, в частности, все углублявшееся знание о центральной

нервной системе, затмили интерес к психологии и все, что не укладывалось в

рамки материалистически-механистического мировоззрения, ставшего синонимом

научного метода, пользовалось сомнительной репутацией и рассматривалось с

подозрением. Фрейд нашел практическое применение психологическому методу.

То, что Фехнеру удалось в ограниченной области — в изучении сенсорного

восприятия, — Фрейду удалось в области исследования личности, где он

применил методическое наблюдение и технику исследования, соответствующую

природе изучаемого явления. Фрейд заменил общие философские рассуждения

конкретным изучением конкретных индивидов. Он создал науку психобиографию,

реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историю

жизни пациента, а это помогало пролить свет на происхождение психических

симптомов. Он практически применил то, что другие — Пинель, среди прочих,

более чем за сто лет до него — сформулировали в нечетких общих положениях,

а именно: что психическое заболевание есть результат жизненного опыта

индивида.

Он настаивал, чтобы его выводы подтверждались или опровергались не путем

дедуктивной полемики, а путем повторения его метода наблюдений и оценки его

выводов через фактические результаты. В своих теоретических размышлениях

тем не менее он был все-таки философом. И не мог не быть им, ибо область

изучения личности еще не нашла тех точных инструментов исследования я

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.