реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Становление и сущность психоаналитики

реферат

основе конструкции живого организма, то чья это идея, чей замысел?

Психологический подход

Примитивный человек не нуждался в объяснении причины возникновения раны,

полученной в бою или на охоте. Поэтому в каком-то смысле хирургия была

первым немагическим направлением в медицине. Но внутренние болезни, когда

ни место поражения, ни причину возникновения нарушений нельзя было

наблюдать непосредственно, объяснялись исключительно сверхъестественными

причинами. Пытаясь постичь эти необъяснимые вещи, он стал обращаться к уже

знакомым знаниям, которые он извлекал из своих собственных ощущений,

приобретенных на основе субъективного жизненного опыта. Мы знаем, что

причиняет нам обиду, что – удовольствие и как наши намерения и чувства

влияют на наше поседение. И только когда поведение кого-то кажется нам

ненормальным, мы действительно начинаем искать какое-то специальное

объяснение подобному поведению.

Примитивный человек объяснял ненормальное поведение присутствием

посторонней силы, злого духа, который, должно быть, овладел страдальцем. по

существу, человек не ошибался, ассоциируя психические расстройства с

психологическими причинами; просто до поры до времени он не распознал, что

эти силы находятся не снаружи, не вне человека и что они отнюдь не

магического происхождения, а являются его собственными подсознательными

желаниями, страхами и побуждениями. Сущность психических нарушений

заключается именно в невозможности человек рассмотреть свое собственное

лицо, распознать те чувства и ту мотивацию, которые само сознание

отвергает. Неакцентируемые эмоции и побуждения, которые человек вытесняет

из своего сознания, тем не менее не исчезают бесследно и оказывают влияние

на его поведение. При психической болезни они являются причиной

иррациональных поступков, невротических и психических симптомов, а у

здоровых людей формируют образы в сновидениях. Современному человеку

требуется большая искренность и недюжинное мужество, чтобы признать, что

под всей его цивилизованной внешности и при всех его высоких моральных и

религиозных убеждениях в глубине души таятся все же неизменные неукротимые

сексуальные и агрессивные импульсы, которые были свойственны его диким

прародителям. Понимание и лечение психологических нарушений во многом

зависят от понимания именно того факта, что подавляющее большинство

неврозов и психозов проявляется на фоне подавления подсознательных

стремлений. Поэтому неудивительно, что психологический подход в психиатрии,

открытие себя как объекта, требующего особой техники самонаблюдения и

вербального контакта, стали наивысшим достижением медицинской науки. Наука

в первую очередь обратила свой интерес к тому, что наиболее удалено от

человека, — к небу, — затем ее заинтересовало физическое тело, и только

после этого она разглядела человеческую личность.

Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.

Платон (427-347 до н.э.)

Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из

психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью

умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал

много полезных психиатрии идей, более того, можно сказать Платон определил

ориентир дальнейшего развития психологии.

Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний и

чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных

взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело

постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет

собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие

дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Все

тело в целом управляется рациональной душой. Основная идея заключалась в

том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы

изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и

управление от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнить

фрейдовскую концепцию хаотического «ид», которое постепенно становится все

более и более организованным под влиянием «эго».

В своей «Республике» Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Во сне

душа обращается к внешним и внутренним влияниям, но желания, которые обычно

не определились в состоянии бодрствования, выражаются во сне. Важнейшее

различие между фрейдовской я платоновской теориями сновидений состоит в

том, что платоновская теория была гениальным интуитивным постулатом, в то

время как Фрейд изобрел специальную методику, с помощью которой могут быть

реконструированы подавленные подсознательные чувства, выраженные в

сновидениях, с тем чтобы перенести их в сферу сознательного.

Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что он

рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма,

как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованными

нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума

является основой платоновской психологии.

Рационализм Платона дал новое направление в изучении психологических,

этических и социальных феноменов — направление столь же революционное, как

и тот рациональный метод изучения окружающего мира, который обосновали

философы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическое

объяснение явлений природы, Платон проделал то же самое применительно к

психологии. Хотя эти теории и не вошли непосредственно в современные наши

знания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальной

почвы для методических последовательных исследований, которые начались

через две сотни лет.

Аристотель (384—322 до н.э.)

Блестящие и едва ли не самые исключительные изыскания Аристотеля из

Стагира привели к значительному продвижению в философии и науке в целом.

Его просто удивительная точность наблюдений и безошибочность классификаций

повлияли на решение многих вопросов, как научных, так и ненаучных, включая

и психологию человека.

Определенным вкладом Аристотеля можно считать описание им содержания

сознания. Он различал следующие феномены: ощущение, способность к волевому

напряжению и чувство. К чувствам он относил желание, гнев, страх, смелость,

зависть, радость, ненависть и жалость. Описание этих аффективных состояний

столь же точны, как современные, если не сравнивать их с описаниями

Спинозы, которые в некотором отношении более обстоятельны, чем у

современных авторов.

Цицерон (106—43 до н.э.)

Два наиболее значительных открытия в области психиатрии были сделаны

философом Цицероном и врачом Сораном, последователем методической школы.

Цицерон сочетая в себе достоинства римского прагматизма с выдающейся

ясностью мысли и непревзойденной способностью проникать в самую сущность

проблемы, высказался по некоторым медицинским вопросам в свойственной ему

безупречно отточенной манере. Несмотря на то что — или скорее потому, что —

он не был врачом, он обратил внимание на исключительное значение

психического состояния и задался вопросом: «Почему для лечения и ухода за

телом создано целое искусство... тогда как необходимость искусства,

призванного заботиться о душе, всерьез не воспринималась... Эта проблема

даже не изучалась». Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическое

здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Таким

образом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возражал

против концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиной

меланхолии, придавая куда большее значение психологическим причинам. «То,

что мы называем волнением, они называют меланхолией, как будто причина

состоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это часто

наблюдается при сильном гневе, страхе или горе».

Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и

различий между болезнями телесными и психическими, «При сем разум и тело

очень неодинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть поражен

болезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательно

приводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствие

нарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом,

следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери,

хотя и действуют так, как будто у них есть разум, не подвержены подобным

расстройствам».

Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо,

когда человек воспринимает и понимает психологические первоисточники своих

психических нарушений, он становится способным изменить обстоятельства,

которые привели его к затруднениям. В своей работе «Тускуланские беседы»

Цицерон говорит: «Способы лечения тоски и других расстройств зависят от

укоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам кажутся

самыми правильными. Философия берет на себя задачу уничтожить этот грех как

корень всех наших бед». В настоящее время мы на практике обращаемся за

помощью не к философии, а к психотерапии.

Соран

Соран был самым просвещенным врачом своего времени в своих подходах к

пониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами.

«Помещение, в котором должен находиться больной, должно быть освещенным, —

писал он, — причем окна должны быть расположены высоко, так как больные при

этой болезни, оставшись без надзора, под влиянием их сумасшествия часто

выбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплой или холодной

комнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со времен

Сорана ограничения для возбужденных больных стали применяться в тех

случаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинить

ущерб самим себе. Какие бы ограничения ни применялись, они должны быть

гуманными.

Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за

нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения

недогматическими и практически целесообразными процедурами, назначение

которых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высоко

ценил практические выводы при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию

полагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков,

оставленных Сораном последующим поколениям психиатров, состоит в том, что,

несмотря на описание психических болезней в терминах механистического

органического подхода, лечил он душевнобольных психологическими средствами.

Святой Августин (354—430 н.э.)

Аврелий Августин, известный как Св. Августин, родился в городе Тагаст

(Нумидия, Северная Африка). Как священно служитель Августин занимал

непримиримую позицию по отношению к еретикам, был нетерпим к тем кто считал

основой счастья саму человеческую природу. Августин считал человека столь

слабым и порочным, что признавал его спасение только через посредство

Божьей Милости. Эта позиция, безусловно, сформировалась в результате

собственной внутренней борьбы с мирскими страстями, которые он преодолел,

отказавшись от них полностью и посвятив себя исключительно Божественному.

Августин был блестящим полемистом, но часто он достигал успеха за счет

того, что свои собственные внутренние конфликты и борьбу собственной

греховностью он экстраполировал на других; выступая против своих

оппонентов, он сражался с частью своего собственного существа.

Зигмунд Фрейд выдвинул в качестве опорной точки психоаналитического

учения положение о том, что никто не может вступить в борьбу с неведомым и

невидимым врагом, что невротические нарушения могут быть преодолены только

посредством знания и открытия в себе их подсознательной природы. Этот

принцип бескомпромиссной правдивости прежде всего перед самим собой был

основополагающим принципом и Святого Августина. Предвосхитив Фрейда,

Августин резко и прямо критиковал тех, кто лицемерно пытался умалить

значение скрытых мотиваций, которые не воспринимались сознанием. Он видел

путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности

Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника

целительного милосердия.

Однако главный вклад Августина в историю психоанализа — это его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.