реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

реферат

реализма XIX в. характерен обостренный интерес именно к социальному началу

в действительности.

Романтизм — это мощное художественное направление, в основе которого

лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную

и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия

является признание неразрешимого драматического противоречия между

низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а

подчас и вообще нереализуемым.

Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как

пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и

материальной среды. Натурализм поднимал очень важные темы: детально

показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы

взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации,

активизируя внимание на роли бессознательных моментов в человеческой

психике.

Признаками импрессионистического стиля является изображение мгновенных,

как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы

и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия.

Символизм связал воедино философию, религию, искусство, а также

соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались,

прежде всего, как культурно-эстетическая деятельность.

Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой

половины ХХ в. выразило этот противоречивый период во множестве своих

концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для

обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм как

художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:

декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты

как единственной Ценности, отторжением социальных проблем) и авангардом

(манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто

новое, противоречащее традиционным художественным установкам).

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний

день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории

направлений культуры. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре

связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью

общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и

пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы

вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Поэтому постмодернизму свойственны поиски художественного универсального

языка, сближение и сращивание художественных различных направлений, более

того — «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм,

коллажность, царство субъективного монтажа.

В первой половине XX века бурное развитие получают интуитивистские и

эстетические концепции. Интуитивная деятельность по своей сути является

творческой и выразительной. Искусство тождественно интуитивному познанию,

оно не зависит от практики в нем нет идейного содержания. Поэтому эстетика

понимается как наука об интуитивном или выразительном познании

художественного факта, который в свою очередь представляет собой форму и

только форму.

В первой половине XX века сформировалась одна из самых популярных

культурологических и эстетических школ нашего столетия — фрейдизм. Ее

основатель — австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) в

интуитивистские теории своих коллег внес объяснение подсознательного с

точки зрения сексуальной жизни человека. И хотя в трудах философа нет

систематизированного изложения эстетической теории, отдельные суждения по

вопросам эстетики и художественной культуры содержатся.

В XX веке идеи мыслителей прошлого столетия А. Шопенгауэра и ф. Ницше

были резюмированы в элитарной эстетической концепции испанского философа

Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В 1925 г. в Европе выходит в свет самое

известное его сочинение, поучившее название «Дегуманизация искусства»,

посвященное проблеме различия старого и нового искусства. Основное отличие

нового искусства от старого, по Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что

оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно

необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть

общепонятным, общечеловеческим. Книга Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация

искусства» по праву стала настоящим манифестом авангардизма.

Авангард (от франц. avant-garde передовой отряд) — понятие,

объединившее на принципах коренного обновления художественной практики

различные школы и направления европейского искусства 10-20- х годов XX в.

Искусство начала XX в. словно почувствовало грядущее перевоплощение мира.

Кризис существующей реальности авангард выплескивает на свои полотна в виде

отчужденных форм, распавшихся кусков, кривых линий, молекул, дыр и т. д.

Сюрреализм (от франц. surrealisme надреализм, сверхреализм) —

авангардистское направление в художественной культуре XX в.,

провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.

Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или сны, сновидения,

галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного

Сражения духа.

В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира

силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере

духовной и общественной жизни. Мир воспринимался экспрессионистами двояко:

и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к

перевоссозданию самого себя. Главная черта экспрессионизма – обостренно-

контрастное видение мира.

Во второй половине ХХ века в европейской эстетики и искусстве

продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются

влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные

открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические,

структуралистические, социокультурные эстетические направления,

представленные именами Ж.-П. Сартра, А.Камю, К.Леви-Стросса и другими.

Рассмотрим основные этапы развития русской эстетики.

Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно

поздно: в конце XIX — начале XX вв., когда увидели свет первые, достаточно

полные историко-философские исследования отечественной культуры.

Зарождение русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком.

Древнерусская эстетическая мысль имела два главных источника: материально-

художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику,

проникшую на Русь в связи с принятием христианства в его православной

разновидности. Для данного периода русской эстетики характерным является

активное освоение византийского художественно-эстетического наследия на

основе восточнославянского мировосприятия. Характерными моментами этого

эстетическом периода являются повышенная эмоциональность, наделение

прекрасного осязательной предметностью, особенное внимание к чувственному

восприятию духовной красоты. На более позднем этапе развития древнерусской

культуры (XIV-XVII вв.) в эстетическом сознании видное место занимает

нравственная красота. В литературе и искусстве складываются идеальные

образы народного героя и духовного пастыря. Первый образ строится на

единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства, у второго

преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится не меньше

мужества и отваги.

В этот период русской эстетики общая концепция мироздания выражалась в

гораздо большей степени в художественно-пластической, нежели в

теоретической форме. Синкретизм русской культуры в целом на многие века

определяет слитность философского и эстетического содержания предметов

живописи, мелкой пластики, шитья и зодчества. Значительную роль

древнерусская эстетика уделяет понятию "красота». С одной стороны, эта

эстетическая категория служила определенным руководством к действию в

творчестве народных Умельцев, с другой — она выступает как идеал,

формирующий духовную культуру в целом.

XVII век в России характеризуется развитием различных видов искусств

как самостоятельных форм индивидуальной творческой деятельности. Ярким

памятником формирования эстетической теории Руси явился трактат Симона

Ушакова «Слово к любителю иконного писания» (около 60-х годов XVII в.).

Таким образом, XVII век включает в русскую культуру вопросы эстетического

характера: задачи художника, его отношение к природным объектам, правда и

правдоподобие в живописи.

XVIII столетие характеризуется теоретическим осмыслением вопросов

искусства и художественного творчества. Феофан Прокопович (1681-1736),

определяет «красоту физическую» как «величайшее тела благо. По его мнению,

красота «людская» многообразна и субъективна. Интересны эстетические поиски

ученика Прокоповича Григория Николаевича Теплова (1717-1779). Теплов

рассматривает эстетику как теорию художественного творчества — «философию

стиховедческую», которая имеет своим предметом «поэтические искусства»,

соединяющие с чувственным познанием философско-логическое.

Для Михаила Васильевича Ломоносова красота существует во множестве форм

— в природе, в человеческом труде, в самом человеческом теле. Ломоносов

находит красоту «в свойствах и причинах самих вещей», она характеризует

продукты человеческой деятельности Красота приносит пользу «через

увеселение». Но превыше всего Ломоносов ценит красоту просвещенного

человеческого разума. Отсюда и функции искусства, среди которых особенно

подчеркивается функция воспитательная.

В 80-е годы XVIII века в России впервые употребляется слово «эстетика»

для обозначения самостоятельной дисциплины. В анонимной статье 1784 года

(авторство приписывается выдающемуся русскому просветителю Николаю

Ивановичу Новикову (1744-1818) под красноречивым названием «Об эстетическом

воспитании» утверждается, что эстетика формируется как наука, начиная «с

положений вкуса» и включая в себя учение «всех изящных искусств». Н. И.

Новиков пишет о том, что образованный и просвещенный человек должен знать

основы эстетики, высказывает надежду на развитие этой науки в России.

XVIII век эстетику рассматривал как подчиненную нравственному

воспитанию, когда единый процесс воспитания делили на три части –

физическое, нравственное и умственное.

Екатерина II интересовалась вопросами педагогики. Её педагогические

труды не были оригинальными, она много заимствовала у Локка и Монтень. Но

ее понятия о существе воспитания говорят об основательности и

самостоятельности суждений. Основным в воспитании, по мнению императрицы,

было развитие нравственности и выработка манеры поведения. Говоря о целях

воспитания, Екатерина главным считала становление нравственности,

основанной на истинном Богопознании, т.е. выполнении ветхозаветных

заповедей и заповедей блаженства, приближавших человека к Абсолюту. Вся

нравственность, по ее мнению, базируется на разуме, который должен

сдерживать «горячность сердца», т.е. воспитывать и контролировать чувства.

Эта подчиненность чувств разуму воспитывается привычкой ребенка к

послушанию. Главный метод обучения – возбуждение интереса к знаниям. Часто

обучение у нее сводилось просто к игре. Довольно своеобразно, с современной

точки зрения, ее отношение к искусству. «Виршам и музыке учить не для чего,

тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства». Знания и

красота нужны, по мнению императрицы, для нравственного воспитания.

Екатерина мало, а иногда и просто отрицательно говорит о художественном

образовании. Тем не менее, она, безусловно, видит силу искусства, его

мощное воздействие на человека. Недаром именно ее перу принадлежат первые у

нас литературные сказки. Согласно эстетике XVIII века красота нравственная

преобладает над внешней. Но соотношение внешней и внутренней красоты у

Екатерины уже иное, чем это было в XVII веке, когда красота внешняя

считалась наградой за нравственное совершенство. Вся ее система воспитания

в какой-то мере проникнута созданием у ребенка эстетического отношения к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.