реализма XIX в. характерен обостренный интерес именно к социальному началу
в действительности.
Романтизм — это мощное художественное направление, в основе которого
лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную
и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия
является признание неразрешимого драматического противоречия между
низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а
подчас и вообще нереализуемым.
Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как
пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и
материальной среды. Натурализм поднимал очень важные темы: детально
показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы
взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации,
активизируя внимание на роли бессознательных моментов в человеческой
психике.
Признаками импрессионистического стиля является изображение мгновенных,
как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы
и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия.
Символизм связал воедино философию, религию, искусство, а также
соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались,
прежде всего, как культурно-эстетическая деятельность.
Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой
половины ХХ в. выразило этот противоречивый период во множестве своих
концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для
обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм как
художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:
декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты
как единственной Ценности, отторжением социальных проблем) и авангардом
(манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто
новое, противоречащее традиционным художественным установкам).
Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний
день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории
направлений культуры. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре
связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью
общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и
пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы
вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.
Поэтому постмодернизму свойственны поиски художественного универсального
языка, сближение и сращивание художественных различных направлений, более
того — «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм,
коллажность, царство субъективного монтажа.
В первой половине XX века бурное развитие получают интуитивистские и
эстетические концепции. Интуитивная деятельность по своей сути является
творческой и выразительной. Искусство тождественно интуитивному познанию,
оно не зависит от практики в нем нет идейного содержания. Поэтому эстетика
понимается как наука об интуитивном или выразительном познании
художественного факта, который в свою очередь представляет собой форму и
только форму.
В первой половине XX века сформировалась одна из самых популярных
культурологических и эстетических школ нашего столетия — фрейдизм. Ее
основатель — австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) в
интуитивистские теории своих коллег внес объяснение подсознательного с
точки зрения сексуальной жизни человека. И хотя в трудах философа нет
систематизированного изложения эстетической теории, отдельные суждения по
вопросам эстетики и художественной культуры содержатся.
В XX веке идеи мыслителей прошлого столетия А. Шопенгауэра и ф. Ницше
были резюмированы в элитарной эстетической концепции испанского философа
Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В 1925 г. в Европе выходит в свет самое
известное его сочинение, поучившее название «Дегуманизация искусства»,
посвященное проблеме различия старого и нового искусства. Основное отличие
нового искусства от старого, по Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что
оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно
необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть
общепонятным, общечеловеческим. Книга Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация
искусства» по праву стала настоящим манифестом авангардизма.
Авангард (от франц. avant-garde передовой отряд) — понятие,
объединившее на принципах коренного обновления художественной практики
различные школы и направления европейского искусства 10-20- х годов XX в.
Искусство начала XX в. словно почувствовало грядущее перевоплощение мира.
Кризис существующей реальности авангард выплескивает на свои полотна в виде
отчужденных форм, распавшихся кусков, кривых линий, молекул, дыр и т. д.
Сюрреализм (от франц. surrealisme надреализм, сверхреализм) —
авангардистское направление в художественной культуре XX в.,
провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.
Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или сны, сновидения,
галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного
Сражения духа.
В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира
силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере
духовной и общественной жизни. Мир воспринимался экспрессионистами двояко:
и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к
перевоссозданию самого себя. Главная черта экспрессионизма – обостренно-
контрастное видение мира.
Во второй половине ХХ века в европейской эстетики и искусстве
продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются
влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные
открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические,
структуралистические, социокультурные эстетические направления,
представленные именами Ж.-П. Сартра, А.Камю, К.Леви-Стросса и другими.
Рассмотрим основные этапы развития русской эстетики.
Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно
поздно: в конце XIX — начале XX вв., когда увидели свет первые, достаточно
полные историко-философские исследования отечественной культуры.
Зарождение русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком.
Древнерусская эстетическая мысль имела два главных источника: материально-
художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику,
проникшую на Русь в связи с принятием христианства в его православной
разновидности. Для данного периода русской эстетики характерным является
активное освоение византийского художественно-эстетического наследия на
основе восточнославянского мировосприятия. Характерными моментами этого
эстетическом периода являются повышенная эмоциональность, наделение
прекрасного осязательной предметностью, особенное внимание к чувственному
восприятию духовной красоты. На более позднем этапе развития древнерусской
культуры (XIV-XVII вв.) в эстетическом сознании видное место занимает
нравственная красота. В литературе и искусстве складываются идеальные
образы народного героя и духовного пастыря. Первый образ строится на
единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства, у второго
преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится не меньше
мужества и отваги.
В этот период русской эстетики общая концепция мироздания выражалась в
гораздо большей степени в художественно-пластической, нежели в
теоретической форме. Синкретизм русской культуры в целом на многие века
определяет слитность философского и эстетического содержания предметов
живописи, мелкой пластики, шитья и зодчества. Значительную роль
древнерусская эстетика уделяет понятию "красота». С одной стороны, эта
эстетическая категория служила определенным руководством к действию в
творчестве народных Умельцев, с другой — она выступает как идеал,
формирующий духовную культуру в целом.
XVII век в России характеризуется развитием различных видов искусств
как самостоятельных форм индивидуальной творческой деятельности. Ярким
памятником формирования эстетической теории Руси явился трактат Симона
Ушакова «Слово к любителю иконного писания» (около 60-х годов XVII в.).
Таким образом, XVII век включает в русскую культуру вопросы эстетического
характера: задачи художника, его отношение к природным объектам, правда и
правдоподобие в живописи.
XVIII столетие характеризуется теоретическим осмыслением вопросов
искусства и художественного творчества. Феофан Прокопович (1681-1736),
определяет «красоту физическую» как «величайшее тела благо. По его мнению,
красота «людская» многообразна и субъективна. Интересны эстетические поиски
ученика Прокоповича Григория Николаевича Теплова (1717-1779). Теплов
рассматривает эстетику как теорию художественного творчества — «философию
стиховедческую», которая имеет своим предметом «поэтические искусства»,
соединяющие с чувственным познанием философско-логическое.
Для Михаила Васильевича Ломоносова красота существует во множестве форм
— в природе, в человеческом труде, в самом человеческом теле. Ломоносов
находит красоту «в свойствах и причинах самих вещей», она характеризует
продукты человеческой деятельности Красота приносит пользу «через
увеселение». Но превыше всего Ломоносов ценит красоту просвещенного
человеческого разума. Отсюда и функции искусства, среди которых особенно
подчеркивается функция воспитательная.
В 80-е годы XVIII века в России впервые употребляется слово «эстетика»
для обозначения самостоятельной дисциплины. В анонимной статье 1784 года
(авторство приписывается выдающемуся русскому просветителю Николаю
Ивановичу Новикову (1744-1818) под красноречивым названием «Об эстетическом
воспитании» утверждается, что эстетика формируется как наука, начиная «с
положений вкуса» и включая в себя учение «всех изящных искусств». Н. И.
Новиков пишет о том, что образованный и просвещенный человек должен знать
основы эстетики, высказывает надежду на развитие этой науки в России.
XVIII век эстетику рассматривал как подчиненную нравственному
воспитанию, когда единый процесс воспитания делили на три части –
физическое, нравственное и умственное.
Екатерина II интересовалась вопросами педагогики. Её педагогические
труды не были оригинальными, она много заимствовала у Локка и Монтень. Но
ее понятия о существе воспитания говорят об основательности и
самостоятельности суждений. Основным в воспитании, по мнению императрицы,
было развитие нравственности и выработка манеры поведения. Говоря о целях
воспитания, Екатерина главным считала становление нравственности,
основанной на истинном Богопознании, т.е. выполнении ветхозаветных
заповедей и заповедей блаженства, приближавших человека к Абсолюту. Вся
нравственность, по ее мнению, базируется на разуме, который должен
сдерживать «горячность сердца», т.е. воспитывать и контролировать чувства.
Эта подчиненность чувств разуму воспитывается привычкой ребенка к
послушанию. Главный метод обучения – возбуждение интереса к знаниям. Часто
обучение у нее сводилось просто к игре. Довольно своеобразно, с современной
точки зрения, ее отношение к искусству. «Виршам и музыке учить не для чего,
тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства». Знания и
красота нужны, по мнению императрицы, для нравственного воспитания.
Екатерина мало, а иногда и просто отрицательно говорит о художественном
образовании. Тем не менее, она, безусловно, видит силу искусства, его
мощное воздействие на человека. Недаром именно ее перу принадлежат первые у
нас литературные сказки. Согласно эстетике XVIII века красота нравственная
преобладает над внешней. Но соотношение внешней и внутренней красоты у
Екатерины уже иное, чем это было в XVII веке, когда красота внешняя
считалась наградой за нравственное совершенство. Вся ее система воспитания
в какой-то мере проникнута созданием у ребенка эстетического отношения к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|