реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Радиофобия

реферат

энергетикой стражей окружающей среды в получении денег от нефтяных и

газовых концернов, заинтересованных в ликвидации существующих АЭС и

приостановлении строительства новых. В распоряжении экологической

организации Greenpeace имеются суммы, превышающие бюджеты некоторых

африканских стран. Откуда эти деньги? Профессор Земовид Суйковский,

директор Института ядерных проблем из Варшавы, говорит: "Greenpeace

является одной из самых активных организаций, борющихся против ядерной

энергетики. Данная организация известна проведением ряда позитивных акций

ради охраны окружающей среды. Но в отношении ядерных электростанций она

глубоко ошибается. Может, этими людьми манипулируют… Люди, которые называют

себя экологами, не могут не слышать рациональных аргументов. Ядерная

энергетика является наименее опасной для окружающей среды в отличие от

энергетики, основанной на сжигании. Страх перед радиацией возникает прежде

всего из-за незнания. Радиация ассоциируется с чем-то таинственным и

чрезмерно опасным".

Говоря о катастрофе на Украине, экологические организации неохотно

вспоминают подобную аварию, произошедшую в 1979г. на расположенной в

Пенсильвании электростанции Three mile Island. Благодаря соответствующей

системе безопасности радиоактивные вещества не попали в атмосферу, никто из

жителей не пострадал, и лишь несколько работников получили дозы радиации,

не представляющие опасности для жизни. Как оказалось, проблема не в

радиоактивном топливе, а в адекватной системе безопасности.

Данные, которые проводят ученые, не подтверждают тезис о том, что атомные

электростанции представляют собой смертельную опасность для людей и

окружающей природы. Во время сжигания миллиона тонн каменного угля при

отсутствии фильтров в атмосферу выбрасывается 20 тыс. тонн пыли, 25 тыс.

тонн оксида серы, 6 тыс. тонн оксидов азота, а также 2 тыс. тонн оксида

углерода. Легко представить, какие последствия для здоровья может иметь

такой способ получения энергии. Для сравнения АЭС мощностью 1.000 мегаватт

в течение года вырабатывает только 30 тонн высокорадиоактивных отходов.

"Если бы все электроэнергия производилась в Британии на атомных станциях,

то радиационные отходы поместились бы на футбольном поле", - говорит

профессор Турски из центра теоретической физики и школы точных наук в

Варшаве. По его мнению, проблема с отходами - очередной миф, который

используется для того, чтобы убедить, что атомная энергетика - это плохо.

КАКИЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ ДОЗЫ РАДИАЦИИ

Рентгеновский снимок легких Около 0,82 мЗв

Курение двух пачек сигарет

в день (не импортных) 0,47 мЗв в год

Компьютерная

томография головы 2,6 мЗв

Среднегодовая доза радиации,

которую получает средний

некурящий поляк на все тело 3,3 mЗв

Доза, которую в течение

всей жизни получали поляки

(на все тело)

от чернобыльской аварии 0,9 мЗв

Психологическое загрязнение

Психологическое загрязнение- информационный фактор, приводящий к деградации

(упрощению) "ПСИХО" , "ЭЙКОСА" или системы "ПСИХО- ЭЙКОС" .

Пример. В 70–х годах журналист газеты "Комсомольская правда" Василий

Песков в своих путешествиях обнаружил в Тайге семью Лыковых, прожившую

десятки лет в полной изоляции от других людей, в соответствии со своими

религиозными убеждениями. Они принадлежали к так называемым “бегунам”,

одному из направлений старообрядчества. Намерения журналиста были вполне

благими, однако открытие этих людей для мира, особенно открытие мира для

них, привело к трагедии. Большинство членов семьи погибло, не выдержав,

вероятно, обрушившегося на них информационного потока. В этом смысле

происшедшее открытие "большого" мира явилось психологическим загрязнением

для обитаемого ими "малого" мира, причем настолько сильным, что привело к

физической гибели. Нельзя сказать, что подобный эффект уникален.

Деструктивные последствия межцивилизационных контактов известны давно,

как и влияние осознания новых фактов теми, кто к этому оказался не готов.

Тем не менее научный анализ подобных явлений только начинается, в

частности - в экологической психологии.

Рассмотрим каналы поступления информации с позиции возможного

деструктурирующего воздействия ее на психику человека.

Канал A ® y

Повреждение или упрощение картины мира само по себе есть повреждение и

деградация психики. Например, выпадение из картины мира природных объектов,

замена их искусственными суррогатами достаточно характерное явление для

современного городского жителя. Необходимо отметить, что картина мира среди

остальных каналов "работает" в потенциальном режиме, актуализируясь при

обработке поступающей информации. Картина мира содержит в себе набор

образов (в данном случае образцов, шаблонов), с помощью которых

осуществляется процесс восприятия (перцепции). Информация, поступающая по

чувственным каналам (кинестетика, обоняние, вкус, осязание, слух, зрение),

преобразуется с помощью априорной информации, то есть с помощью того, что

уже хранится в памяти. Вот почему слепой от рождения человек, которому

вернули зрение, далеко не сразу научается различать предметы. Для этого

необходим специальный тренинг. Иными словами, человек не в состоянии

воспринимать нечто такое, что он никогда прежде не видел, нечто абсолютно

новое и чуждое. Это нечто может находиться в непосредственной близости, но

механизм избирательности внимания будет работать таким образом, что

информация от принципиально неизвестного объекта будет блокироваться.

Следовательно, способность человеческой психики к ориентации в окружающем

непосредственно зависит от полученной ранее априорной информации: чем

большим опытом обладает человек, чем более наполнена и организована его

картина мира, тем лучше и тоньше работают механизмы перцепции и мышления.

И, наоборот, если картина мира подвергается разрушению, из нее либо

вычленяются объекты, либо рвутся связи, это приводит к нарушению мышления и

восприятия.

Вышесказанное дает основания для разработки психо-диагностических процедур

оценки "экологичности" личности. В частности, такие достаточно легко

измеряемые параметры, как словарный запас или общий уровень культуры, а

также многочисленные тесты на интеллект должны положительно коррелировать с

фактором экологической установки. Их модификация, например сравнительный

качественный анализ словарного запаса в плане различения “искусственное -

естественное”, “природное - человеческое”, может позволить дифференциально

подойти к данной задаче. Это открывает принципиальную возможность

экспериментального изучения повреждений картины мира, то есть степени ее

психологической загрязненности. Кстати, упрощение картины мира, наступающее

в результате городского образа жизни, возможно объясняет тот факт, что

коэффициент интеллекта у сельских детей оказывается в среднем выше, чем у

городских.

Кроме того, есть возможность дифференциально подойти к самой картине мира;

в частности, можно выделить: архетипический слой, сформированный актуальным

массовым сознанием; систему слоев, обусловленных социальной ролью;

индивидуально-личностный слой и т.п. Каждый из них подвержен различным

воздействиям и в разной степени изменяем. Между ними могут возникать

конфликты, что отражается на психологическом состоянии. Так, например,

человек, оказавшийся в другой национальной или социально-культурной среде,

неизбежно будет ощущать дискомфорт из-за того, что его личностная

архетипическая картина мира будет противоречить картине мира, принятой в

обществе, в котором он вынужден жить.

Канал B ® y

Информация об окружающей естественной среде поступает по всем чувственным

каналам и воспринимается как на уровне чувствительности, так и на

перцептивном уровне. Если условия окружающей природной среды достаточно

приемлемы для человека (приемлемый диапазон температур, давления,

освещенности, шума и т.п.), то окружающая среда воспринимается как

комфортная. Ухудшение условий (понижение температуры) включает

адаптационные механизмы, а при невозможности быстро адаптироваться

провоцирует стресс. Косвенно об этом факторе как о психологическом

загрязнении можно говорить в том случае, когда вызванный некомфортными

условиями стресс развивается на фоне другой деятельности и мешает ее

осуществлению, иными словами, в композиции с каналом C ® y .

Но, если изменение условий носит экстремальный характер, то информация,

поступающая по чувственным каналам, сама по себе может нести разрушительный

характер, то есть приводить к упрощению системы “ПСИХО - ЭЙКОС”. Так,

например, может действовать раздражитель, вызывающий сильную болевую

реакцию, практически блокируя все другие каналы и сосредотачивая внимание

на себе. Другой пример: у людей, живущих в зонах экологического бедствия,

наблюдается не только рост тех или иных заболеваний, но и глубокие

личностные изменения, затрагивающие эмоционально-волевую и ценностные сферы

психики. Дети, выросшие в чернобыльских зонах, совсем по-другому

воспринимают свежий воздух, дождь, траву, грибы и т.п., чем их сверстники

из “чистых” районов. Для этих детей все смертоносно и опасно. Безопасны

лишь закрытые помещения и пища, привозимая в контейнерах. Трудно сказать,

что здесь приносит больший вред: радиация или образ окружающего мира,

искаженный условиями жизни.

Иными словами, экстремальные условия существования приводят к искажению

процессов восприятия и, как следствие, - к формированию искаженной картины

мира. Ситуация с радиационным заражением интересна еще и тем, что радиация

не ощущается непосредственно органами чувств, а поступает по другим, в

основном социокультурным каналам. Следовательно, существует принципиальная

возможность управления процессами формирования такого образа окружающей

действительности, который будет помогать человеку максимально использовать

свои резервы в процессе адаптации к резко ухудшающимся условиям

существования. К сожалению, несмотря на то, что чрезвычайные ситуации и

локальные экологические катастрофы учащаются, к психологам и экологическим

психологам пока прислушиваются редко.

Интересным эффектом, проявляющимся на перцептивном уровне обработки

информации из окружающей среды, является наличие так называемых релизеров

(releaser). Этот термин был введен К. Лоренцом.

Релизер- ключевой стимул, на который животное или человек отвечает

однозначной, генетически обусловленной реакцией.

Например, обезъяны, выращенные в лаборатории, впадают в страх при виде

куска шланга, похожего на змею. Релизеры играют важнейшую роль в поведении

животных. Они выступают как средство ориентации в жизненном пространстве,

средство коммуникации, в том числе межвидовой, средство обеспечения

безопасности и т.п. Система релизеров это и есть книга природы, чтение

которой - жизнь. Релизеры являются одним из ключевых понятий в науке о

поведении животных - этологии.

В экологической психологии, наряду с естественными релизерами, используется

понятие "психологических релизеров" (Дерябо. С.Д., Ясвин В.А., 1996).

Авторы термина определяют в соответствии со своим подходом к экопсихологии

как к психологии экологического сознания.

"Психологический релизер- это специфический стимул, связанный с природным

объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного

отношения к нему". (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1996, с. 111.)

Между релизером и психологическим релизером отмечаются следующие

принципиальные отличия: 1) условнорефлекторная реакция на релизер и сложная

реакция на психологический релизер, опосредованная внутренним миром

человека; 2) работа первой сигнальной системы для релизера; 3) включение

второй сигнальной системы при формировании реакции на психологический

релизер.

Признавая безусловную перспективность для экологической психологии

исследования релизеров, необходимо отметить, что сам термин несколько

неточен, а его определение сужено.

Во–первых, естественный релизер в той же степени психологичен, как и

"психологический релизер, так как и тот и другой включает именно

психологические процессы и механизмы при обработке стимула. Во-вторых,

ограничение того, что именуется психологическим релизером функцией

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.