энергетикой стражей окружающей среды в получении денег от нефтяных и
газовых концернов, заинтересованных в ликвидации существующих АЭС и
приостановлении строительства новых. В распоряжении экологической
организации Greenpeace имеются суммы, превышающие бюджеты некоторых
африканских стран. Откуда эти деньги? Профессор Земовид Суйковский,
директор Института ядерных проблем из Варшавы, говорит: "Greenpeace
является одной из самых активных организаций, борющихся против ядерной
энергетики. Данная организация известна проведением ряда позитивных акций
ради охраны окружающей среды. Но в отношении ядерных электростанций она
глубоко ошибается. Может, этими людьми манипулируют… Люди, которые называют
себя экологами, не могут не слышать рациональных аргументов. Ядерная
энергетика является наименее опасной для окружающей среды в отличие от
энергетики, основанной на сжигании. Страх перед радиацией возникает прежде
всего из-за незнания. Радиация ассоциируется с чем-то таинственным и
чрезмерно опасным".
Говоря о катастрофе на Украине, экологические организации неохотно
вспоминают подобную аварию, произошедшую в 1979г. на расположенной в
Пенсильвании электростанции Three mile Island. Благодаря соответствующей
системе безопасности радиоактивные вещества не попали в атмосферу, никто из
жителей не пострадал, и лишь несколько работников получили дозы радиации,
не представляющие опасности для жизни. Как оказалось, проблема не в
радиоактивном топливе, а в адекватной системе безопасности.
Данные, которые проводят ученые, не подтверждают тезис о том, что атомные
электростанции представляют собой смертельную опасность для людей и
окружающей природы. Во время сжигания миллиона тонн каменного угля при
отсутствии фильтров в атмосферу выбрасывается 20 тыс. тонн пыли, 25 тыс.
тонн оксида серы, 6 тыс. тонн оксидов азота, а также 2 тыс. тонн оксида
углерода. Легко представить, какие последствия для здоровья может иметь
такой способ получения энергии. Для сравнения АЭС мощностью 1.000 мегаватт
в течение года вырабатывает только 30 тонн высокорадиоактивных отходов.
"Если бы все электроэнергия производилась в Британии на атомных станциях,
то радиационные отходы поместились бы на футбольном поле", - говорит
профессор Турски из центра теоретической физики и школы точных наук в
Варшаве. По его мнению, проблема с отходами - очередной миф, который
используется для того, чтобы убедить, что атомная энергетика - это плохо.
КАКИЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ ДОЗЫ РАДИАЦИИ
Рентгеновский снимок легких Около 0,82 мЗв
Курение двух пачек сигарет
в день (не импортных) 0,47 мЗв в год
Компьютерная
томография головы 2,6 мЗв
Среднегодовая доза радиации,
которую получает средний
некурящий поляк на все тело 3,3 mЗв
Доза, которую в течение
всей жизни получали поляки
(на все тело)
от чернобыльской аварии 0,9 мЗв
Психологическое загрязнение
Психологическое загрязнение- информационный фактор, приводящий к деградации
(упрощению) "ПСИХО" , "ЭЙКОСА" или системы "ПСИХО- ЭЙКОС" .
Пример. В 70–х годах журналист газеты "Комсомольская правда" Василий
Песков в своих путешествиях обнаружил в Тайге семью Лыковых, прожившую
десятки лет в полной изоляции от других людей, в соответствии со своими
религиозными убеждениями. Они принадлежали к так называемым “бегунам”,
одному из направлений старообрядчества. Намерения журналиста были вполне
благими, однако открытие этих людей для мира, особенно открытие мира для
них, привело к трагедии. Большинство членов семьи погибло, не выдержав,
вероятно, обрушившегося на них информационного потока. В этом смысле
происшедшее открытие "большого" мира явилось психологическим загрязнением
для обитаемого ими "малого" мира, причем настолько сильным, что привело к
физической гибели. Нельзя сказать, что подобный эффект уникален.
Деструктивные последствия межцивилизационных контактов известны давно,
как и влияние осознания новых фактов теми, кто к этому оказался не готов.
Тем не менее научный анализ подобных явлений только начинается, в
частности - в экологической психологии.
Рассмотрим каналы поступления информации с позиции возможного
деструктурирующего воздействия ее на психику человека.
Канал A ® y
Повреждение или упрощение картины мира само по себе есть повреждение и
деградация психики. Например, выпадение из картины мира природных объектов,
замена их искусственными суррогатами достаточно характерное явление для
современного городского жителя. Необходимо отметить, что картина мира среди
остальных каналов "работает" в потенциальном режиме, актуализируясь при
обработке поступающей информации. Картина мира содержит в себе набор
образов (в данном случае образцов, шаблонов), с помощью которых
осуществляется процесс восприятия (перцепции). Информация, поступающая по
чувственным каналам (кинестетика, обоняние, вкус, осязание, слух, зрение),
преобразуется с помощью априорной информации, то есть с помощью того, что
уже хранится в памяти. Вот почему слепой от рождения человек, которому
вернули зрение, далеко не сразу научается различать предметы. Для этого
необходим специальный тренинг. Иными словами, человек не в состоянии
воспринимать нечто такое, что он никогда прежде не видел, нечто абсолютно
новое и чуждое. Это нечто может находиться в непосредственной близости, но
механизм избирательности внимания будет работать таким образом, что
информация от принципиально неизвестного объекта будет блокироваться.
Следовательно, способность человеческой психики к ориентации в окружающем
непосредственно зависит от полученной ранее априорной информации: чем
большим опытом обладает человек, чем более наполнена и организована его
картина мира, тем лучше и тоньше работают механизмы перцепции и мышления.
И, наоборот, если картина мира подвергается разрушению, из нее либо
вычленяются объекты, либо рвутся связи, это приводит к нарушению мышления и
восприятия.
Вышесказанное дает основания для разработки психо-диагностических процедур
оценки "экологичности" личности. В частности, такие достаточно легко
измеряемые параметры, как словарный запас или общий уровень культуры, а
также многочисленные тесты на интеллект должны положительно коррелировать с
фактором экологической установки. Их модификация, например сравнительный
качественный анализ словарного запаса в плане различения “искусственное -
естественное”, “природное - человеческое”, может позволить дифференциально
подойти к данной задаче. Это открывает принципиальную возможность
экспериментального изучения повреждений картины мира, то есть степени ее
психологической загрязненности. Кстати, упрощение картины мира, наступающее
в результате городского образа жизни, возможно объясняет тот факт, что
коэффициент интеллекта у сельских детей оказывается в среднем выше, чем у
городских.
Кроме того, есть возможность дифференциально подойти к самой картине мира;
в частности, можно выделить: архетипический слой, сформированный актуальным
массовым сознанием; систему слоев, обусловленных социальной ролью;
индивидуально-личностный слой и т.п. Каждый из них подвержен различным
воздействиям и в разной степени изменяем. Между ними могут возникать
конфликты, что отражается на психологическом состоянии. Так, например,
человек, оказавшийся в другой национальной или социально-культурной среде,
неизбежно будет ощущать дискомфорт из-за того, что его личностная
архетипическая картина мира будет противоречить картине мира, принятой в
обществе, в котором он вынужден жить.
Канал B ® y
Информация об окружающей естественной среде поступает по всем чувственным
каналам и воспринимается как на уровне чувствительности, так и на
перцептивном уровне. Если условия окружающей природной среды достаточно
приемлемы для человека (приемлемый диапазон температур, давления,
освещенности, шума и т.п.), то окружающая среда воспринимается как
комфортная. Ухудшение условий (понижение температуры) включает
адаптационные механизмы, а при невозможности быстро адаптироваться
провоцирует стресс. Косвенно об этом факторе как о психологическом
загрязнении можно говорить в том случае, когда вызванный некомфортными
условиями стресс развивается на фоне другой деятельности и мешает ее
осуществлению, иными словами, в композиции с каналом C ® y .
Но, если изменение условий носит экстремальный характер, то информация,
поступающая по чувственным каналам, сама по себе может нести разрушительный
характер, то есть приводить к упрощению системы “ПСИХО - ЭЙКОС”. Так,
например, может действовать раздражитель, вызывающий сильную болевую
реакцию, практически блокируя все другие каналы и сосредотачивая внимание
на себе. Другой пример: у людей, живущих в зонах экологического бедствия,
наблюдается не только рост тех или иных заболеваний, но и глубокие
личностные изменения, затрагивающие эмоционально-волевую и ценностные сферы
психики. Дети, выросшие в чернобыльских зонах, совсем по-другому
воспринимают свежий воздух, дождь, траву, грибы и т.п., чем их сверстники
из “чистых” районов. Для этих детей все смертоносно и опасно. Безопасны
лишь закрытые помещения и пища, привозимая в контейнерах. Трудно сказать,
что здесь приносит больший вред: радиация или образ окружающего мира,
искаженный условиями жизни.
Иными словами, экстремальные условия существования приводят к искажению
процессов восприятия и, как следствие, - к формированию искаженной картины
мира. Ситуация с радиационным заражением интересна еще и тем, что радиация
не ощущается непосредственно органами чувств, а поступает по другим, в
основном социокультурным каналам. Следовательно, существует принципиальная
возможность управления процессами формирования такого образа окружающей
действительности, который будет помогать человеку максимально использовать
свои резервы в процессе адаптации к резко ухудшающимся условиям
существования. К сожалению, несмотря на то, что чрезвычайные ситуации и
локальные экологические катастрофы учащаются, к психологам и экологическим
психологам пока прислушиваются редко.
Интересным эффектом, проявляющимся на перцептивном уровне обработки
информации из окружающей среды, является наличие так называемых релизеров
(releaser). Этот термин был введен К. Лоренцом.
Релизер- ключевой стимул, на который животное или человек отвечает
однозначной, генетически обусловленной реакцией.
Например, обезъяны, выращенные в лаборатории, впадают в страх при виде
куска шланга, похожего на змею. Релизеры играют важнейшую роль в поведении
животных. Они выступают как средство ориентации в жизненном пространстве,
средство коммуникации, в том числе межвидовой, средство обеспечения
безопасности и т.п. Система релизеров это и есть книга природы, чтение
которой - жизнь. Релизеры являются одним из ключевых понятий в науке о
поведении животных - этологии.
В экологической психологии, наряду с естественными релизерами, используется
понятие "психологических релизеров" (Дерябо. С.Д., Ясвин В.А., 1996).
Авторы термина определяют в соответствии со своим подходом к экопсихологии
как к психологии экологического сознания.
"Психологический релизер- это специфический стимул, связанный с природным
объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного
отношения к нему". (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1996, с. 111.)
Между релизером и психологическим релизером отмечаются следующие
принципиальные отличия: 1) условнорефлекторная реакция на релизер и сложная
реакция на психологический релизер, опосредованная внутренним миром
человека; 2) работа первой сигнальной системы для релизера; 3) включение
второй сигнальной системы при формировании реакции на психологический
релизер.
Признавая безусловную перспективность для экологической психологии
исследования релизеров, необходимо отметить, что сам термин несколько
неточен, а его определение сужено.
Во–первых, естественный релизер в той же степени психологичен, как и
"психологический релизер, так как и тот и другой включает именно
психологические процессы и механизмы при обработке стимула. Во-вторых,
ограничение того, что именуется психологическим релизером функцией
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|