реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические последствия применения информационных технологий

реферат

котором зависимые компоненты нашего "Я" приобретают независимость.

Например, это могут быть страхи, "которые в обыденной реальности легко

контролируются и подавляются нашим Я, в сновидении гипертрофируются и

обретают зримые формы (нападение, катастрофа), выходя из-под контроля Я".

В.М.Розин в статье "Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на

человека" обращается к проблеме реальности в контексте проблем

информатизации. Он утверждает, что существует множество видов реальностей и

одно "существование". Как, по мнению В.М.Розина, в психологии утверждается

реальность человеческих сновидений, в религии - реальность Бога, святых,

так можно утверждать и реальность того мира, в который "уходят"

пользователи Интернета или игроки в компьютерные игры. Автор вводит понятие

реальности (которое отличается от "существования") - это "мир, в котором

личность (индивид) может полноценно жить". Виртуальная реальность

определяется автором как один из видов символических реальностей,

создающихся "на основе компьютерной и некомпьютерной техники и в которой

реализуются принципы обратной связи". Новизна виртуальных систем состоит в

том, что человек может активно воздействовать на происходящие в них

события, выбирать линию поведения. Виртуальная реальность, по мнению

В.М.Розина, является чувственной, жизненной, представляет собой реальность

события "здесь и сейчас".

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негативных

последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах

человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а

что иллюзорно". С другой стороны, Н.А.Носов подчеркивает, что компьютерные

виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант

символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым

сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркотических

средств.

В настоящее время трудно говорить об этих проблемах в широком масштабе, так

как виртуальные реальности еще не получили столь широкого распространения,

однако есть частные области, в которых остро стоит проблема "ухода" от

реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными

областями являются исследования изменений личности под влиянием

информационных технологий - это: увлечение компьютерными играми ,

путешествиями (т.н. "навигацией") по компьютерным сетям и т.н. хакерство.

Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете,

которая имеет множество особенностей по сравнению с любым другим

применением информационных технологий. Деятельность пользователей в

компьютерной сети Интернет можно разделить на несколько видов:

познавательную, игровую и коммуникативную.

Познавательная деятельность в Интернете представляет собой поиск информации

как по ключевым словам, так и через переход от одной гипертекстовой ссылки

к другой - такое "хождение" по ссылкам получило название "навигации". Как

правило, каждый, кто помещает на своей web-страничке какую-либо информацию,

ссылается на другие страницы в Интернете; таким образом, у пользователя,

даже если он искал какую-то конкретную информацию, есть возможность

переходить от одной ссылки к другой практически бесконечно. При этом в

Интернете можно найти информацию совершенно разного рода и качества: от

научных статей, исследований и библиотек до домашних страничек школьников и

домашних хозяек.

Коммуникативная деятельность в Интернете довольно разнообразна. Кроме

общения посредством электронной почты, когда сообщения к адресату приходят

через некоторое время после отправки, Интернет предоставляет пользователям

возможность общаться в режиме реального времени (т.н. "чат"): для этого

существуют специальные виртуальные "комнаты" и каналы. Здесь пользователю

предоставляется возможность общаться в реальном времени как с большим

количеством людей, так и настраиваться на разговор с отдельным человеком.

Интересным представляется мнение М.Бэнкса, автора "Руководства по выживанию

в киберпространстве", который считает, что в основном люди пользуются

Интернетом для того, чтобы иметь возможность общаться. "Если бы мы могли

учесть все, что происходит в Интернете, общение возобладало бы", пишет

М.Бэнкс (Бэнкс, 1998, с.21). Автор считает, что основная притягательная ила

общения в реальном времени в Интернете состоит в анонимности (впрочем,

кажущейся, как считает М.Бэнкс).

При появлении компьютерных сетей стали возможными совместные компьютерные

игры, где количество играющих часто не ограничено двумя. Необходимо

отметить, что если обычная компьютерная игра имеет ограниченное количество

вариантов развития сюжета, но при большом количестве участников - живых

людей, игровое взаимодействие кажется более реальным.

Как было показано в статье Ю.Д.Бабаевой и А.Е.Войскунского, психологические

последствия применения информационных технологий носят амбивалентный

характер. С одной стороны, можно указать большое количество положительных

влияний на пользователей сети Интернет в связи с видом деятельности в ней.

Так, поиск информации по ключевым словам позволит любому пользователю найти

много разных материалов по интересующему его вопросу, познакомиться с

разными точками зрения на данную проблему, самому задуматься над

возникающими противоречиями, стимулирует его собственную активность и

творческий потенциал. В статье "Психологические последствия информатизации"

можно найти указание на то, что компьютеризация способствует смене

авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся

знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое

мнение.

Коммуникативная деятельность в сети Интернет может способствовать появлению

мотивации овладения письмом у детей, а в случае переписки с помощью

электронной почты пользователями усваиваются новые формы и своеобразные

правила общения. Авторы статьи "Психологические последствия информатизации"

указывают и на то, что новые формы письменного общения могут в будущем

обогатить традиционное письменное общение. Так, при общении посредством

электронной почты большое внимание уделяется словам собеседника, конкретным

формулировкам - при ответе на письмо принято цитировать фрагмент

предыдущего сообщения. В качестве других положительных эффектов

опосредствованного общения авторы указывают интенсификацию изучения

иностранных языков, актуализацию культурных и географических знаний.

Говоря о положительных сторонах компьютерных игр, необходимо отметить, что

они могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль

своеобразного психологического тренинга. В целом, компьютерные игры

представляют собой социально приемлемый вид символического опыта, важного

для развития личности.

Однако, ко всем положительным последствиям применения информационных

технологий добавляются и отрицательные. Так, навигация по сети Интернет

(связанная с любым видом деятельности), может способствовать появлению

своеобразного ухода от реальности, синдрома (нарко)зависимости от

Интернета, при котором процесс навигации "затягивает" субъекта настолько,

что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном

мире. Так, в самой сети Интернет уже существуют неофициальные консультации,

оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы специальные

программы, ограничивающие время пребывания в сети. Важным представляется и

тот факт, что в пятую редакцию официальной классификации психических

заболеваний в США "DSM-5" предложено включить раздел "Кибернетические

расстройства". В операциональном плане описание данного феномена больше

похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят

такие "симптомы", как толерантность к навигации в Интернете, появление

психомоторного беспокойства, настойчивых размышлений о происходящем к

киберпространстве, сокращение участия в значимых видах общественной

деятельности или полный отказ от нее.

В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации

пользователей ИТ при увлечении "моделированием, проигрыванием" различных

ситуаций при помощи компьютера. В Информационном письме Министерства

образования "Об информационной культуре в семейном образовании" А.Г.Асмолов

отмечает, что информационные технологии способствуют уходу детей и

подростков от действительности. Ю.Д.Бабаева и А.Е.Войскунский считают, что

у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение

интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий,

следования моде в этой области".

История "хакерства"

Необходимо отметить, что противоречия и разногласия в определениях хакеров

имеют историческую природу: вместе с изменениями компьютерных технологий за

последние 30-40 лет изменялись и представления о хакерах, и сами хакеры.

Так, можно говорить о двух поколениях хакеров на основании внешнего,

объективного критерия - работе на ЭВМ или на персональном компьютере.

Различие между ними заключается в самом образе деятельности. Программисты,

работавшие на ЭВМ, должны были тщательно продумывать всю свою программу

перед тем, как работать с машиной (так как в то время существовал огромный

дефицит "машинного времени"), они даже могли "перепоручить" кому-либо

непосредственно "техническую" работу с машиной). Сегодняшний программист

работает с компьютером один на один, у него есть возможность вести

"пошаговый" диалог с машиной. С другой стороны, раньше существовал огромный

разрыв между знаниями программиста и других людей - персональных

компьютеров еще не было, и программисты были единственными, кто работал на

ЭВМ.

При появлении персональных компьютеров круг пользователей компьютеров

сильно расширился, появились пользователи разного уровня квалификации, а

само выражение "работать на компьютере" стало совсем обыденным. Профессия

программиста становится более приближенной к обычной жизни. В соответствии

с изменениями в работе программистов изменилось и представление о хакерах -

многие авторы отмечают, что раньше хакерами называли самых высоких

профессионалов, своеобразных "магов" в области компьютеров. До появления

компьютерных сетей для совершения преступления необходимо было добраться до

конкретного компьютера, получить разрешение работать за ним. В настоящий

момент компьютерные преступления совершаются в основном через сети и

преступник может находиться в другом городе или стране.

Таким образом, можно выделить по крайней мере два периода "хакерства" - до

появления персональных компьютеров и после. В литературе можно найти и

более дробное разделение хакеров на группы, связанное с появлением новых

технологий: больших ЭВМ, персональных компьютеров, компьютерных сетей.

Многие авторы полагают, что важным этапом в истории хакерства является

появление так называемых "фрикеров", основным занятием которых были

эксперименты с телефонными сетями, (в основном направленные на то, чтобы не

платить за телефонные разговоры) используя для этого специальные

устройства. В некотором смысле фрикеры были предшественниками хакеров и не

уступали им ни по квалификации (которая была намного выше, чем у

сотрудников телефонных компаний), ни по любым другим параметрам.

У фрикеров были свои "средства массовой информации" (например, бюллетень

"ТАР" -"Программа технической помощи",- подписка на который к 1975 г.

составляла более 30 тысяч человек), специальные конференции и общества

фрикеров. Телефонные конференции в дальнейшем превратились в современные

ВВS (электронные доски объявлений), а многие из хакеров в прошлом

увлекались экспериментами с телефонными сетями. Первым статью о телефонных

конференциях и фрикерах написал журналист Эдди Ривер, которому довелось

принять участие в сборищах фрикеров. Ривер отметил, что эти люди имеют

определенные трудности в общении: "На их встречах царило угнетающее

молчание: люди были слишком смущены, чтобы общаться напрямую, без телефона"

(цит. по Маркоф и Хефнер, 1996, с.18).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.