обратимся к определению понятия девиации Смелзера: “отклонение от групповой
нормы влечет за собой изоляцию, лечение,, тюремное наказание”. [20, С.216]
На основе данного определения мы можем выделить три компонента девиации:
человек, которому свойственно определение поведения; и некий другой
человек, группа или организация, реагирующая на поведение.
Типы девиации. Типология девиантного поведения, предложенная
Р.Мертоном, рассматривается многими специалистами как одна из наиболее
удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между
культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это
определение лежит в основе его типологии девиантных поступков.
Типология девиации (Р.Мертон)
|Способ адаптации |Одобряемые обществом |Социально одобряемые |
| |цели |средства |
|Конформизм |+ |+ |
|Инновация |+ |- |
|Ритуализм |- |+ |
|Ретритизм (бегство от |- |- |
|действительности) | | |
|Бунт |- |- |
Примечание: “ Плюс” обозначает согласие, а “минус” - отрицание. Например,
конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно
поддерживает и культурные ценности, и социально одобряемые средства их
достижения.
Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она
рассматривает конформизм и девиацию как “ две чаши одних и тех же весов”
(Н.Смелзер). В ней сделан также упор на то, что девиация не является
продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как
часто предполагают многие люди. Вор, например, не отвергает социально
одобряемую цель: достижение материального благополучия.
Конформизм - единственный тип недевиантного поведения. Инновация
предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает
социально одобряемые способы их достижения
(например, рэкет, шантаж). Ритуализм предполагает отрицание целей данной
культуры, согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально
одобряемые средства ( пример: Умрищев -герой произведения А.Платонова “
Ювенильное море”).
Ретритизм наблюдается в случае. когда человек одновременно отвергает
и цели, и социально одобряемые средства их достижения
(пример: бродяги, наркоманы).
Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то
и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые,
развивает “ новую идеалогию”.
Концепции девиации. Особое значение в них придается одному из трех
вышеупомянутых факторов: человеку, норме и группе.
Биологическая. В конце XIX в. итальянский врач Ч.Ломброзо обнаружил
связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он
считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему
биологическому складу. Криминальный тип можно определить по таким
характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и
пониженная чувствительность к боли. К этим выводам профессор судебной
медицины пришел на основе изучения 11 тыс. трупов бывших преступников.
Критики теории Ломброзо отмечали, что согласно последней, бороться с
преступностью легко: надо “взять человека, измерить его, взвесить и ...
повесить”. У.Х. Шелдон (1940) известный американский психолог и врач,
подчеркивал важность строения тела. Наиболее склонен к девиации, согласно
У.Х Шелдону, мезоморфный тип: “тяжелые”, “мускулистые”, “атлетические”.
[20,с.196] Биологические концепции, популярные в начале XX в., постепенно
вытесняются другими.
Психологические и психиатрические концепции. Акцент делают на
личностные факторы, особенно неправильную социализацию в детстве.
Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить
только лишь на основе анализа психологических факторов . В 1950г. Шуэсслер
и Крессли проделали обзор многих работ, авторы которых пытались доказать,
что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические
особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было
выявлено ни одной психологической черты, например, эмоциональная
незрелость, психическая неустойчивость. В настоящее время большинство
психологов и социологов признают, что с помощью анализа какой-то одной
психологической черты, конфликта и “комплекса” нельзя объяснить сущность
любого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате
сочетания многих психологических и социальных факторов.
Социологические концепции. Биологическое и психологическое
объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной
личности. Социологическая трактовка этого понятия учитывает социальные и
культурные факторы, влияющие на девиантность.
Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией
аномии ( от греч. anomas -беззаконный, неуправляемый) Э. Дюркгейма ( “
Самоубийство”, 1987г.). Под аномией классик социологии понимал состояние
общества, при котором отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция
поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и
ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не
утвердились. Аномия чаще всего происходит в быстро меняющемся обществе,
общинах и группах, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных
обществах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей,
которые ставились ранее. Главное дело Э.Дюркгейма в общественной жизни -
солидарность, а всякие отклонения от нее -проявление социальной
дезорганизации. Хотя теория Э.Дюркгейма подвергалась критике, основная
мысль о том, что социальная дезорганизация - причина девиантного поведения
и в наши дни считается общепризнанной.
Р.Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. Он
считает, что причина девиации – “разрыв между культурными ценностями
общества и социально одобряемыми средствами их достижения”. [№20, с. 123-
124] Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения
таких целей, как например, образование, богатство, недостаточны для
большинства населения. Возникают девиации.
Существуют глубокие различия между многочисленными теориями
девиациями.
Теории девиации. [20, с.216-218]
|Тип объяснения |Теория |Автор |Основная идея |
|Биологическое |Физические черты|Лоброзо |Физические |
| |связаны с | |особенности |
| |преступными | |-причина |
| | | |девиации |
| |Определенное |Шелдон | |
| |строение тела, | | |
| |наиболее часто | | |
| |встречающееся | | |
| |среди девиантов.| | |
|Психологическое |Психоаналитическ|Фрейд |Конфликты, |
| |ая теория | |свойственные |
| | | |личности, |
| | | |вызывают |
| | | |девиацию |
|Социологическое |Аномия |Дюркгейм |Девиация |
| | | |происходит |
| | | |вследствие |
| | | |нарушения или |
| | | |отсутствия ясных|
| | | |соц. норм |
| | |Мертон |Девиация |
| | | |нарастает при |
| | | |разрыве между |
| | | |одобряемыми в |
| | | |данной культуре |
| | | |целями и соц. |
| | | |способами их |
| | | |достижения |
| | | | |
| |Культорогичес-ки|Селлин, Миллер, |Причина |
| |е теории |Сутер-Ленд, др. |девиации-конфлик|
| | | |ты между нормами|
| | | |субкультуры и |
| | | |господствующей |
| | | |культуры |
| | | | |
| | |Беккер |Девиации- |
| |Теория | |“клеймо”, |
| |сигматизации | |которое группы, |
| |/клеймения | |обладающие |
| | | |властью, ставят |
| | | |на поведение |
| | | |менее защищенных|
| | | |групп. |
| | | | |
| | | |Девиация- |
| | |Турк, Квини, |результат |
| |Радикальная |Янг,Тэйлор |противодействия |
| |криминология | |нормам |
| | | |капиталистичес-к|
| | | |ого общества. |
Новейшие из них делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в
какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации , доказывают
необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.
В бывшем СССР длительное время изучение девиации осуществлялось в
рамках частнонаучных дисциплин (криминологии, суицитологии, др.). Нельзя не
назвать М.Н. Гернета (1874-1953) -специалиста в области уголовного и
пенитенциарного права, но начатая им работа была прервана в 30-х г.г.
Социологическое исследование проблемы началось в конце 60-х начале 70-х
г.г. XX в. Сложились исследовательские центры, например, в Ленинграде
( В.Афанасьев, Я. Гилинский), Москва - (Г.Заиграев, Б.Леви, др.).
Значительны заслуги в развитии и институционализации социологии
девиантного поведения академика В.Н.Кудрявцева. Отклоняющееся поведение до
начала 70-х г.г. изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин:
криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические исследования,
ориентированные на изучение девиантного поведения, как социального явления,
впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х г.г. У
истоков нового направления стояли В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, и
др. Считается, что наибольший вклад в его развитие внесли В. Н. Кудрявцев и
Я. И. Гилинский.
Я. И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный
характер девиации. “Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в
живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а
следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы”.[23,с.24]
“Под девиантным поведением ученый понимает: 1) поступок, действия человека,
не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в
данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление,
выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|