реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

реферат

Интенсивные школы - это специализированные образовательные учреждения - это

специализированные образовательные учреждения, работающие в форме

выездного лагеря и осуществляющие социализацию подростков.

Они предоставляют школьникам как дополнительное образование (в форме

учебной деятельности, наиболее знакомой любому подростку, пусть даже и

трудному), так и право на ошибку без каких-либо опасных последствий.

Действительно, школьник имеет возможность совершить промах, нарушить какую-

либо норму, осознать и исправить это свое нарушение без чрезмерной

концентрации внимания на его проступке и, что самое главное - без

непереносимой ответственности за последствия своего поступка (выбора).

Подчеркнем, что характерной чертой криминализированных подростковых

объединений как раз является неадекватность уровня ответственности за

некоторые слова, либо действия; именно эта неадекватность служит одним из

механизмов вовлечения новых подростков в такие сообщества (принцип

необратимости). В условиях интенсивной школы подросток может

экспериментировать, реализовывать различные стили поведения, заниматься

различной деятельностью, приобретая тем самым некий социальный опыт и не

получая при этом “ тумаков” в реальной жизни. Зачастую подростки лишены

такой возможности в обычном социальном окружении, как это указывалось выше.

При разработке данной технологии возникла проблема, которую следует

иметь в виду и при разработке других подобных технологий социализации

трудных подростков. Проблема эта заключается в том, что значительная часть

обследованных подростков не считает себя трудными, т.е. не осознает (по

ряду причин) собственные недостатки, некомпетентность и не видит девиации в

своем поведении. Поэтому одна из первых задач технологии - демонстрация

клиенту его недостатков, отклонений от нормы. Указанный способ работы

открывает для клиента поле деятельности (ведь не зная ошибки, нельзя ее

исправить), предоставляя ему при этом возможность выбора новых образцов,

демонтсрируя преимущества нового образа. Следует подчеркнуть, что любая

технология социализации подростков должна обеспечивать ему поддержку (

защиту) от стигматизации

( накладывания ярлыков, меток), по крайней мере, на первых порах.

Описываемая здесь технология называется “ Дамский клуб”.[12,с.37] Она

предназначена для работы с девочками-подростками по формированию и

совершенствованию их внешнего облика, форм поведения, стиля общения и

прочих атрибутов женственности. Все элементы этой технологии направлены на

изменение ценностей, жизненных ориентиров, паттернов поведения, которыми

руководствуются такие девочки. Следует подчеркнуть, что изложенный здесь

вариант технологии применим только для работы с девочками, поскольку его

основу составляет изменение внешнего облика (это чрезвычайно важно для

девушек подростков); для работы с мальчиками потребуется создание иного

варианта этой или даже разработка принципиально иной технологии.

Поскольку отклоняющееся поведение проявляется в самых различных видах и

формах, то и социально-профилактические меры также разнообразны и

специфичны. В учебно-методических целях их можно сгруппировать, как это

делает, например, В.Н. Кудрявцев, по видам возможных отклонений и характеру

социальной нормы, а именно: правовые, нравственные, организационные,

технические и др.; или же по стадии (этапу) профилактического воздействия:

контрольно-надзорные, воздействие на сложившуюся ситуацию, индивидуально-

профилактические (воспитательные) и др. Среди профилактических мероприятий,

осуществляемых сейчас в Российской Федерации, обращает на себя внимание,

например то, что в МВД РФ действует специальное подразделение по борьбе с

незаконным производством наркотиков. Принимаются меры по ликвидации их

сырьевой базы. Медицинскими учреждениями страны создаются условия для

анонимного лечения от алкоголизма. В Москве, где сложилась особенно

неблагополучная криминогенная обстановка, осуществляются организационно-

профилактические мероприятия по совершенствованию структуры органов

милиции, ее техническому оснащению, что должно способствовать улучшению

профилактической работы по предупреждению преступных проявлений среди

населения столицы.

Реализация описываемой технологии происходит в несколько этапов.

Первый этап заключается в “инвентаризации”, создании наиболее полного

перечня девиаций внешнего облика девушек. Он включает в себя обобщенные

вероятные недостатки в прическе, макияже, стиле одежды, неверный уход за

кожей и волосами, некорректные формы поведения и речи, вульгарность,

распущенность, нечистоплотность и пр. Список девиаций более или менее

постоянен; однако он будет подвержен постоянным изменениям, будет

пополняться новыми элементами, из него будут выпадать некоторые устаревшие,

в зависимости от тех конкретных жизненных условий (малой социокультурной

ситуации), которые существуют в обществе в данный момент времени. Кроме

того, такой перечень был бы слишком велик. Поэтому нет возможности привести

его здесь полностью.

Второй этап состоит из нескольких элементов. Это, во-первых,

представление, демонстрация указанного перечня группе девочек, с которой

идет работа. При этом девочки, как правило, идентифицируют демонстрируемые

признаки как девиацию, но не замечают этих девиаций у себя, даже при явном

их наличии. Эта проблема обсуждалась выше. Во-вторых, это представление,

демонстрация девочкам нормы, идеала, общепринятых традиций, образцов такого

поведения, которое считается нормальным, социально одобряемым,

положительным. Отметим, что эта часть технологии существенно опирается на

специфику работу интенсивных школ - ее изолированность. Именно

изолированность позволяет (хотя бы на время) сотрудникам интенсивной школы

стать единственной референтной группой для девочек. Здесь хочется

заметить, что девушки всегда принимали предлагаемые нами нормы как некое

качество, атрибут в жизни сообщества, стоящее несомненно выше тех норм,

которые они реализовывали в обыденной, повседневной жизни, что

свидетельствует и о их лабильности, и о невысокой оценке ими самими

подростковых норм. Следует подчеркнуть, что мы не располагаем средствами

автоматического установления собственной референтности у девочек-

подростков, во многом эта часть технологии является искусством.

В третьих - это процедура диагностики отклонений от нормы среди

девочек. Процедура диагностики проводится двумя взаимодополняющими

способами. Первый - наши собственные визуальные наблюдения за девочками и

выявление явных, внешне представленных девиаций. Здесь средствами

диагностики являются собственно сотрудники интенсивной школы, явно и

отчетливо демонстрирующие свое отношение к тем или иным поведенческим

паттернам. Второй - замечания самих девушек по поводу невозможности

достижения каждой конкретно какого-либо из представленных идеалов ( Ну, я

так никогда не смогу!...”, “ У меня это не так получается, а правильно не

получиться никогда...” и пр.). Все эти наблюдения суммируются для каждой

конкретной девочки, а затем конкретно каждой представляется перечень ее

собственных недостатков. Очень важно, что такое перечисление недостатков

осуществляется либо непосредственно в группе, либо в личной беседе, в

зависимости от сплоченности, степени знакомства в группе, особенностей

характера девочки и прочих факторов.

Следующий (третий) этап технологии заключается в выяснении источника,

породившего отклонение ( метку). Референтность источника определяет степень

прочности отклонения. На наш взгляд, референтность различных источников

можно расположить по убывающей: “родители -друзья-воспитатели (учителя)

-СМИ -знакомые-незнакомые”.

Четвертый этап- один из самых сложных и важных. Основу этого этапа

составляет демонстрация наличия и формирование общественно одобряемых и,

что немаловажно, одобряемых самими девочками, ее качеств и признаков. Речь

идет вот о чем. Зачастую девочки пользуются девиантными признаками,

поскольку, во-первых, не подозревают о том, что эти признаки девиантны и,

во-вторых, не располагают другими вариантами, способами предъявить себя.

После того, как им указана дефициентность прежних вариантов поведения,

необходимо предложить им для самостоятельного выбора новые способы

взаимодействия с окружающим миром. Предпочтительно, чтобы эти способы были

представлены как актуально присутствующие в поведении, внешнем облике и

т.п. подростков, но не замечаемые ими до сих пор и, следовательно, не

реализуемые в полной мере. Ключевым моментом здесь является создание у

девочек чувства того, что эти новые признаки не привнесены к ним извне, а

существовали у них изначально, и наша работа с ними лишь развила их. Такой

подход необходим для того, чтобы у девочек не возникало чувства отчуждения

и недоверия к этому новому признаку.

И, наконец, последний (пятый) этап данной технологии является

закрепляющим. Он заключается в демонстрации и подтверждении длительного

реального существования новых качеств и признаков. На этом этапе

подросток убеждается в эффективности и возможности многократного применения

нового качества (признака), что побуждает его использовать новые

возможности взамен предшествующих (девиантных). Осуществлению данного этапа

способствует сама жизнь в интенсивной школе, где есть возможность

эксперимента, возможность проявить себя с разных сторон, если девушка

действительно освоила новую форму поведения, либо новый внешний облик. Она

получает поддержку при демонстрации этого как у сотрудников интенсивной

школы, так и у школьников. Важное отличие этой технологии заключается в

том, что она не требует полной изоляции подростка от внешнего мира; ее

можно реализовать в рамках социально-реабилитационного центра.

Список используемой литературы:

1.Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова ,

Зайнышева, М-1995 г.

2. РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.(2 ТОМА)/ Под ред. Гусляковой

Я.Г., Катульского Г.Д., М. 1997г.

3. Брошюра “Реабилитация социально -дезадаптированных детей и

подростков”,М. 1999год.

4.Брошюра “Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации

социально дезадаптированных детей и подростков

“ Президентская программа “ Дети России”, М.-1999год.

Федеральная целевая программа “ Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних”.

а) М.Н.Мирсагатова Роль и место специализированных социально-

реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

б)А.И. Шевцов. Управление социальной защиты населения Саратовской области.

“Социальная реабилитация: своевременность и результативность.”

5.Брошюра. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с

девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “

Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

6.Брошюра “Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних:содержание и организация деятельности” Президентская

программа “ Дети России” Ре-р Иващенко Г.М. Государственный НИИ семьи.

Научно-методическое издание И-99год.

7.Справочное пособие по социальной работе. Отв. редакторы А.М.Панов и

Е.И.Холостова.

8.Журнал “ Социологические исследования” 1999 год № 5 Л.А.Журавлева “

Факторы и условия наркотизации молодежи”.

9. Журнал “ Социологические исследования” 2000 год № 4 С.А.Быков “

Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности”

10.Журнал “ Социологические исследования”1998год № 8 Т.В.Ковалева, О.К.

Степанова “ Подростки смутного времени”.

11. Журнал “ Социологические исследования” № 8 1998год, О.С.Осипова “

Девиантное поведение: благо или зло”.

12. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2000 год № 4

М.В.Цилуйко “ Влияние средств массовой информации на формирование

противоправного поведения подростков”.

13. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2000 год №3

Л.К. Чаусова, А.В. Солтовец “ Организация психолого-педагогической и медико-

социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях, в Ростовской

области”.

14. “ Социальная работа”/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000

г.

15. Лекции по технологии соц. Работы. В 3-х частях / Под ред.

Е.И.Холостовой. Часть 1, М: Социально технологический институт, 1998 год.

16. Социология / Под редакцией В.И.Курбатова, Ростов – на –Дону, 1998год.

17. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. ,

Москва – Белгород, 1995год.

18. Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М.-98год.

19 Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО,

Ульяновск, 2000 год.

20. Н.Дж. Смелзер, Социология, М.,1994год.

21. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д.

Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.

22. Федеральный закон “ Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений” № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.

23. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная

социологическая теория / Соц. исследования –1999 г.№ 4.

24. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ

преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и

зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.

25.Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних,

утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года.

26. Толковый словарь / Под ред. Ожегова С.И., М-1998год.

27. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы” 2001 год № 3

Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. статья “Основные направления

социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации

подростков-девиантов”.

28. “Забота о семье и детях - забота о будущем” (материалы областной научно

–практической конференции 21.09.01г.) / сост. В.И.Балыбердин,

Н.М.Драничникова, Н.И.Осокина.

29.Программа деятельности “Добрый дом”/авт. Логинова М.В., Гончарова И.В.,

Смирнова В.Ю., Ярославцева Н.В.

30. Закон Костромской области “ О гарантиях прав ребенка в Костромской

области”.

31. Концепция семейной политики Костромской области.

32. Областная целевая программа “Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних”

33. Областная целевая программа “ Развитие социального обслуживания семьи и

детей”.

34.Устав Областного реабилитационного центра для несовершеннолетних ( с

приютом).

35. Журнал “ Семья в России” №1 –1997год, М.М. Плоткин, В.И.Ширинский

“Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей” стр. 90-

102.

36. Журнал “ Семья в России” №1 –1997год, В.А.Горхова, “Комплексная

диагностика в реабилитационном центре”. Стр. 74-83.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.