реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методы отбора персонала - (реферат)

реферат
p>Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой задачу, цель, что обуславливает выделение объектов внимания. В этом случае внимание направлено не на то, что интересно и занимательно, а на то, что связано с деятельностью, обязанностями, на то, что нужно и важно. Выполнение этой задачи требует значительных волевых усилий. Излишние усилия по поддержанию произвольного внимания могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующей развитию утомлению и ошибкам в работе. Поэтому, если у сотрудника охраны очень напряженная работа, требующая постоянной готовности к действиям, необходимо предусмотреть сменяемость, отдых.

Однако чаще условия работы сотрудника охраны приводят к снижению устойчивости внимания и развитию состояния монотонии. Отрицательное влияние монотонии можно значительно снизить и сохранить необходимый уровень внимания применением ряда организационных мер. Среди них можно выделить:

психологический отбор охранников, которым предстоит работать в условиях, способствующих развитию монотонии;

    надлежащую организацию труда и отдыха;

повышение содержательности труда таким образом, чтобы он вызывал интерес; смену участков работы;

    использование освещения и музыки;
    поручение дополнительных заданий;

поддержание постоянной готовности к действиям за счет волевого усилия.

Мышление - психический процесс получения новых знаний об окружающем мире, прогнозирования возможных событий и принятия решений. Мышление сотрудника охраны относится к практическому мышлению и направлено на решение конкретных задач, возникающих в процессе деятельности. В процессе мышления он использует данные, полученные с помощью ощущений, восприятий и, информацию, хранящуюся в его памяти.

Часто приходится слышать от людей, имеющих отношение к охране, такие высказывания: “Телохранитель должен быть преданным и сильным, здоровым и глупым”, то есть - сила есть, ума не надо. Однако, это далеко не так. Деятельность сотрудника охраны протекает в условиях планируемого конфликта, опасного для жизни и здоровья. Отсюда следует, что не думающий охранник превращается в “пулеуловителя”, который не может защитить себя и охраняемые ценности.

Особенность мышления в том, что оно связано с реальной жизнью, с ее повседневными делами и заботами. Охранник часто решает задачи, с одной стороны, привычные, повторяющиеся постоянно: следование с охраняемым лицом по привычному маршруту или проверка документов, а с другой - задачи, возникающие неожиданно и требующие быстроты мышления, умения в экстремальной ситуации выбрать наиболее целесообразный порядок действий. Для таких решений и действий необходимы профессиональные знания, умения и навыки.

Мышление человека связано с его потребностями, мотивами деятельности и целями, достижения которых позволяет удовлетворять те или иные потребности. Если охранник не может достичь новых целей и решить возникшую задачу, используя старые тактические приемы и имеющиеся в наличии знания, его мышление активизируется. Необходимо менять тактику, приобретать новые знания. Такая ситуация называется проблемной.

Проблемные ситуации могут возникнуть в связи с изменением обстановки, указаниями руководства. Проблемные ситуации разделяют на два типа: очевидные и неочевидные.

Мимо очевидных ситуаций сотрудник охраны пройти не может. Так, например, нельзя не заметить пожар на объекте или нападение.

Сложнее обстоит дело со вторым типом. Если эта проблемная ситуация осознается, то включается мышление и принимается соответствующее решение. Если она не осознается, то охрана действует в привычном, в неизменном тактическом плане и не замечает, что обстановка уже изменилась и отрицательно влияет на обеспечение безопасности объекта. Нередко неочевидная проблемная ситуация осознается сотрудниками охраны только тогда, когда она становится очевидной. У дома, где проживает охраняемое лицо, остановилась автомашина с тонированными стеклами. Проблемная ситуация охраной не осознается. Когда охрана с охраняемым лицом выходит из дома, то опускаются стекла и сидящие в автомобиле открывают огонь из автомата. Проблемная ситуация стала очевидной, но это уже не позволяет решить возникшую проблему положительно.

Из этого следует, что все звенья охранных структур должны реагировать не только на очевидную, но и искать и разрешать неочевидные проблемные ситуации. Мешают осознанию проблемных ситуаций две причины. Первая - отсутствие профессиональных знаний, умений и навыков. Вторая - некритично оцениваемый опыт. Человек сталкивается с ситуацией, которая встречалась в прошлом, и не делает никаких выводов. Мышление спит. Но в конфликтном взаимодействии ситуации никогда не повторяются дважды, всегда есть отличия, которые могут оказать решающее влияние на развитие событий.

Осознав проблемную ситуацию, сотрудник собирает информацию, позволяющую принять правильное решение. Информация должна быть полной, точной и своевременной. Сотрудник охраны, принимающий решение, должен заинтересован в получении как можно более полной информации о конкретном явлении, условиях и факторах, отрицательно и положительно влияющих на выполнение задачи, о вероятном противнике, его силах методах, средствах и т. п. Реализовать это правило трудно. На точность информации влияет экстремальность ситуации, ошибки при передаче, неопределенность, противоречивость, а в некоторых случаях намеренное дезинформация. Очевидно, что полная, точная, но запоздалая никому не нужна. После сбора необходимой информации следует этап выдвижения версий. Предполагается, что сотрудник определяет различные варианты собственных действий и ситуацию в целом. Выдвигает и контролирует версии сам человек. Поэтому их качество и количество зависят от личных качеств сотрудника. Его отношение к труду, предприятию, руководству и т. п. Выбор одной из версий, когда человек говорит себе, что я буду действовать так, а обстановка будет развиваться следующим образом, означает принятие решения действовать. Наиболее сложный для принятия решения является экстремальная ситуация, поскольку сотруднику не хватает времени для сбора информации, выдвижения и контроля версий. Вместе с тем такая информация, как правило, неожиданна и приводит к возникновению дистресса, который дезорганизует деятельность, в том числе и мыслительную. Можно предположить, что в подобных условиях решения не принимаются или они ошибочны. Выходом из создавшегося положения является вероятностное прогнозирование.

В охранной деятельности суть вероятностного прогнозирования заключается в предварительном моделировании охранником, телохранителем проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в местах несения службы. При этом оценивается имеющаяся информация, выдвигаются версии и принимаются решения. Иными словами, для каждой ситуации отрабатываются возможные действия противника или чрезвычайных ситуаций и варианты собственных действий. Поэтому возникшая экстремальная ситуация будет ожидаема сотрудником, и он не попадет в состояние дистресса. Охранник сможет использовать один из вариантов разработанных действий, внося определенные коррективы, и не лишится возможности ясно мыслить.

Мышление, особенно в экстремальных ситуациях, протекает в условиях быстроменяющейся обстановки, дефицита времени и информации, эмоционально-волевого напряжения, связанного с опасностью, необходимостью быстрого принятия и реализации решения. Учитывая двусторонний характер конфликта, успеха добивается тот, кто в минуту опасности проявляет собранность и ясность мышления, способность оценить обстановку, принять нужное решение и реализовать свой план.

    Г Л А В А 2. Постановка проблемы исследования
    2. 1. Актуальность проблемы

Рост напряженности в нашем обществе и его криминализация привел к необходимости создания системы охранных предприятий и подготовки персонала для работы в этой сфере. При этом, очень часто охранниками работают люди, совершенно профессионально не подготовленные. Такое положение вещей является нетерпимым, особенно принимая во внимание тот факт, что охранник имеет дело с оружием. Актуальным в связи с этим является изучение профессиональной культуры лиц, обучающихся на курсах охранников. Психологическая оценка их личных и деловых качеств позволяет не только оценить профессиональную культуру современных работников охранных предприятий, но и выявить “слабые места” в их подготовке. Эти данные позволят не только сделать обучение охранников более эффективным, но и выработать рекомендации по индивидуальной работе для конкретных лиц.

    2. 2. Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования являются психологическая оценка профессионально значимых личных и деловых качеств у будущих работников охранных предприятий. Конкретные задачи исследования:

    Изучение литературы по темам:
    Личность;
    Мотивация личности;

Психология и культура личности работников охранных предприятий. Подбор психологических методик для исследований.

    Формирование выборки испытуемых.
    Диагностика основных свойств темперамента.
    Оценка потребности в достижении и потребности в общении.

Определение нервно-психической устойчивости личности и риска дезадаптации в стрессе “ПРОГНОЗ”.

    Выявление профессиональной направленности личности.
    Обобщение результатов.
    2. 3. Объект и предмет исследования

В исследовании приняли участие 30 мужчин и одна женщина в возрасте от 18 до 72 лет (средний возраст 28 лет). На момент исследования все они обучались в Негосударственном образовательном учреждении “Учебно-методический центр по подготовке частных охранников”. 5 слушателей имеют высшее образование, 11 слушателей - среднее специальное и 14 - среднее. Только 15% испытуемых до поступления на курсы имели опыт охранной деятельности. На курсы могут поступить все желающие, специальный отбор они не проходят. Только в процессе обучение осуществляется психологическое сопровождение слушателей (диагностика, коррекция, развития).

Таким образом, в качестве объекта исследования выступили 31 слушатель центра по подготовке охранников.

Предметом исследования являются основные свойства темперамента, особенности мотивации и профессиональной направленности этих лиц.

    2. 4. Методы и процедуры исследования

В нашем исследовании были использованы 5 психологических методик. Приводим краткое описание этих методик.

1. Методика “ОСТ” для диагностики основных свойств темперамента. Цель: Методика предназначается для изучения ряда свойств темперамента, имеющих презентацию в поведении человека. Опросник включает в себя 105 вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и контрольную шкалу (9 вопросов).

Обработка результатов. С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:

“Эргичность” - потребность в деятельности, уровень активации и жизненного тонуса;

“Социальная эргичность” - потребность в социальном контакте, социальная активность:

“Пластичность” - переключение с одного вида деятельности на другой, выбор форм предметной деятельности;

“Социальная пластичность” - включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакты;

“Темп” - скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности; “Социальный темп” - скорость вербализации, быстрота говорения; “Эмоциональность” - эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности;

“Социальная эмоциональность” - эмоциональность в коммуникативной сфере.

2. Опросник Ю. М. Орлова для определения уровня потребности достижения. Потребности в достижениях - это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации деятельности, соревнование с самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, к переживанию успехов любой значимой или незначимой ситуации, стремление при включении в деятельность закончить ее. Потребность в достижениях связана с уровнем притязания: после успеха уровень притязаний повышается, а после неудачи остается на прежнем уровне.

    Цель: Оценка потребности в достижении.
    Интерпретация результатов:
    Менее 9 баллов - низкая потребность в достижениях.

10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях. Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.

3. Опросник Ю. М. Орлова для попределения уровня потребности в общении. Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками. Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия. Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению.

    Цель: Определение уровня потребности в общении.
    Интерпретация результатов:
    Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.

14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении. 20 баллов и выше - высокая потребность в общении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.