реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формирование воли дошкольников

реферат

предметы на плоскость (горизонтальную), передать плановость, т. е.

разместить предметы в том порядке, в котором они находятся. Можно

схематично расчертить плоскость стола, получится фигура, в которую

вписываются предметы.

Один из любопытных натюрмортов - натюрморт с белым кувшином, в котором

отражаются все краски, окружающие его. Это легко пронаблюдать зрительно, и

на этом примере объяснить, что все предметы и драпировки в большей или

меньшей мере также отражают цвета, окружающие их. По мере того, как

усваивается аудиторией материал, можно усложнять задачи.

Допустим в следующей постановке, говоря о форме предметов и перспективном

изменении окружности, ввести источник света (лампу), показывая переход от

темного к светлому - объяснить цветоградацию. При последовательному

усвоении этих задач, дети делают для себя открытие, они выражают вслух и на

листе бумаги, что от предметов падают тени, имеющие различные оттенки. Это

открытие придает им уверенность в себе и своих действиях.

Следующей важным элементом личностного развития являются чувства и

воображение. Здесь изначально приоритетная роль принадлежит методам,

связанным с искусством.

Развитие чувства цвета и воображения.

Упражнение "Образ, пятно, цвет".

В нем отражен метод развития образного мышления, воображения и чувства

цвета. Здесь присутствует момент апперцепции, обеспечивающий

избирательность восприятия.

При выполнении упражнения происходи работа над цветовым пятном,

используется также опыт работы с кистью, основы знаний цветоведения. Все

эти моменты находят отражение в общем содержании психической жизни

человека. Важно также отметить, что в процессе создания из пятна образа, у

ребенка возникает зависимость от вышеперечисленных фактов. В этом легко

убедиться, предложив одно цветовое пятно аудитории. Результат будет

следующий: сколько присутствующих, столько и появится мнений - образов.

Для выполнения упражнения необходимо провести некоторые

подготовительные работы с реквизитом. Лист бумаги нужно согнуть таким

образом, чтобы получилось две равные части. На одной из сторон создаем

цветовое пятно, отпечатываем на другую сторону листа. Затем работаем над

образом. Мысленно созданный образ дополняем несколькими цветными мазками и

вновь отпечатываем.

Получаются реальные и полные фантазии пятна - образы. Это изображение

деревьев, цветов, птиц, пейзажей, портретов, масок и т. д. выполненные на

совершенно профессиональном уровне.

Для создания состояния природы, как дождь, ветер, холод можно ввести

композиции из цветных пятен выполненных в экспрессивном цвете, или в

пастельном колорите.

Поскольку абстрактное для воображения является промежуточным звеном

переходов в процессе его движения к конкретному, то появляются

удивительнейшие композиции, как книжная иллюстрация к произведению К.

Чуковского "Муха-цокотуха", где изображен праздник в желто-оранжевом

колорите с белыми летящими цветами, это и присутствие мрачных, суровых

красок с изображением замка людоеда и т. д.

Определив тему, детям задается вопрос, каким красками они напишут

небо, землю, море, в ответ однозначно прозвучало - цветными. Л. С.

Выготский считает, что воображение и творчество, требует внутренней свободы

мышления, которую достигает только тот, кто овладел определенными

графическими навыками, умениями и т. д.

Развитие чувства пространства, формы и логического мышления.

Один из предлагаемых методов развития ощущения пространства - оригами.

Необходимо отметить, что уже сейчас этот метод находит широкое

практическое применение. Свидетельством этому может служить тот факт, что

этот метод очень популярен среди вожатых летних лагерей.

Возможно, это обусловлено тем, что оригами, как метод развития

логического мышления и чувства пространства, предполагает развитие

дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области:

в моделировании одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении

интерьера и т. п.

Оригами - трансформация листа, варьирование формы, создание различных

структур.

В основе трансформированного листа лежит квадрат. Последнее достижение

- складывание листа на 3 равных части. Стиль оригами воспитывает чувство

воображения и дух современности. Дублирование фигурок классического оригами

оставляет неограниченные возможности, стимулирует к поиску. На одном из

занятий проведено упражнение-трансформация плоского листа бумаги.

На занятии внимание уделяется авторской работе, т. е. получение

совершенно новой структуры, на основе знаний классического оригами,

возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в

последующей композиции, которая заключается в создании эскизов вазы,

украшения, и т. п.

Фантазия, сближаясь с мышлением, в дальнейшем находит развитие в

объективном аспекте. Развивая логическое мышление, можно выполнить ряд

конструктивных упражнений, не отнимая от листа бумаги карандаша или кисти,

создать композицию из геометрических фигур, в основе которых лежит круг,

овал, квадрат, треугольник и т. п. Эти упражнения способствовали появлению

таких работ, как эскиз, росписи ткани, эскиз снежного городка, дачи,

гобелена.

Благодаря последовательному осуществлению методов развития чувств, у

ребенка меняется отношение к среде, наступает новый этап в развитии.

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению способов развития воли

при помощи описанной методики.

Развитие воли.

Все предложенные методы развивают не только память, но и воспитывают

волевые качества.

Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество

повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что

происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного

перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.

Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для

достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться

самостоятельно. А понимание этого является одним из важнейших характеристик

воли.

Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений

и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной

зависимости от коллективной деятельности ребенка. После посещения выставок

картин, бабочек, просмотра спектаклей, прочитанных на занятиях книг

появляется общая тема, которую можно выразить в групповой композиции. И чем

богаче познания, наблюдения, тем колоритней процесс выражения, тем глубже и

тоньше процесс взаимопонимания и уважения друг к другу, к его мысли, и его

деятельности. Только через умение слушать другого и понимать возможен

процесс коллективной работы, в которой все подчинено единому процессу

воображения и мышления.

Рассмотрим еще один конкретный пример. Для выполнения групповой

композиции на тему "Другая галактическая система", детям необходимы знания

о прошлом, наблюдения настоящего и воображения о будущем, а также

приобретенные графические навыки при выполнении упражнений на развитие

чувства пятна, линии цвета, пространства, формы, движения. Данной задание

осуществляется посредством нескольких занятий.

1. Занятие. Посещение зоопарка. Зарисовки зверей и птиц (блокнот,

карандаш, цветные мелки и т п.).

2. Занятие. Тема "Фантастический зверь" (ватман, гуашь, кисть).

3. Занятие. Посещение краеведческого музея (блокнот, наброски).

Изучение материалов о земле, вселенной. Чтение книг о

палеонтологии, о солнечной системе и т. п.

4. Занятие. Посещение планетария. Прослушивание лекций на

космологические темы.

5. Занятие. "Тема другая галактика" Группе детей, работающих на одном

листе, предложен ряд тем: "Жизнь на другой планете", "Обитатели

другой планеты" и т. д. Задача детей - определить конкретную тему

композиции. Обратить их внимание на то, что рисующий должен видеть

не только свой цветной кусок, но и рисующего слева и справа.

Завершающим процессом в результате первого года обучения, может быть

выполнена роспись стены "Диалог с вещами". Диалог с вещами - это фантазия

ребенка, который не отличает еще своей фантазии от вещей с которыми он

играет. На стене появилась игра воображения, мысли - линии, пятна, цвета.

это изображения цветов, деревьев, птиц и розовый слон, как мечта и море в

разрезе. Все то, что требует творческого переосоздания действительности,

все то, что нуждается в непременной участии фантазии и построения нового,

так как с помощью фантазии созданы не только художественные, но и научные

изобретения, все технические конструкции.

Роспись стены - доказательство того, что при последовательном методично

изложенном материале, при развитии различных чувств, на основе которых

возникает новое ощущение, рождается идея, происходит реализация

дизайнерской мысли, и так же складываются новые отношения людей. В детском

возрасте память является господствующей функцией, которая определяет

известный тип мышления, переход к абстрактному мышлению приводить к иному

типу запоминания.

На начальном этапе обучения, типичным примером может послужить работа

над натюрмортом. Рисуя с натуры синий кувшин на розовом фоне, дети

изображают его красным или желтым, а фон - зеленым или черным, с узорами и

т. п. В данном случае натуральная постановка служит толчком для

воспроизведения в памяти увиденных прежде предметов и красок, что говорит о

неумении наблюдать и мыслить. А рисуя натюрморт по памяти или воображению,

не используют ни ярких красок, ни орнаментов, ни листьев, в результате

получается цветовая грязь, что говорит о неумении мыслить в цвете и

фантазировать. Эта зависимость определила комплексный характер мышления,

который меняется с приобретением новых ощущений.

Проведен эксперимент: двум группам предложены пятна, совершенно одинаковые

по форме, но разные по цвету. Задача для детей состояла в создании образа

из этого пятна. В аудитории, не занимающейся в студии изобразительного

искусства, пятна ассоциировались с ранее известными предметами.

Ассоциативность вызвана вероятно, цветом, т. к. из красного пятна

получилось изображение свеклы или редиса, из голубого - фонтан, из желтого

- солнце и т. д. В аудитории детей, занимающихся в студии изобразительного

искусства появились совершенно иного характера изображения. Красное пятно

оказалось частью модели платья, желтое превратилось в фантастический,

праздничный дом, а коричневое пятно превратилось в кувшин, с вылетающим из

него джином. В этом случае наблюдалось не только психологическое

воздействие цвета, но и умение мыслить, фантазировать и выражать. В памяти

возникли сказочные образы, модели одежды и т. п., на основе приобретенных

знаний и ощущений.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз

подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего

весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данной

периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.

Особенности процесса формирования этого элемента были подробнейшим образом

изучены в предлагаемой работе.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного

воспитания в современной системе образования в связи с повышенным вниманием

к этой проблеме со стороны не только теоретиков психологии, но и

практикующих психологов. В современной обстановке можно констатировать

положительную тенденцию увеличения количества специальных детских

учреждений, деятельность которых направлена на стимулирование личностного,

а также эстетического развития дошкольников.

Однако даже при столь благоприятной обстановке в системе дошкольного

образования, в школе есть множество минусов, которые сводят на нет уже в

первый год обучения благоприятные результаты, достигнутые правильным

дошкольным образованием. Хочется надеяться, что данная тенденция будет

ликвидирована и качество школьного образования не только будет продолжением

адекватного дошкольного развития, но и будет стимулировать ребенка к

дальнейшему успешному личностному развитию.

Библиографический список

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,

педагогическая поддержка. М., 1997.

Битянова М.Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, № 12, 1999.

Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай интеллектуальные возможности своего ребенка.

М.: Когито-центр, 1998.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 тт. Т.2. М., 1982.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я.Л.

Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под

ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Захаров А.И. Эмоциональный мир дошкольника. М., 1988.

Сильвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте.

Новые исследования в психологии, № 2, 1978, с. 80—84.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.

Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.

Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.

Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983.

Высоцкий А.И. Волевая активность ребенка и методы ее изучения: Учеб.

пособие. Челябинск, 1979.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев,

1971.

Общая психология. М., 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

Страхов И.В. Психология характера. Саратов, 1970.

Хрестоматия по психологии/Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.