реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формирование воли дошкольников

реферат

личностей, особенно с выраженным истерическим радикалом. Пациенты поясняют,

что у них возникает "настойчивая потребность делать все наперекор" они не в

силах сделать иначе, хотя сознательно понимают свою неправоту и осознают

необходимость упорядочить свое поведение.

6. Роль детских учреждений в формировании воли дошкольников

В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок

достигает 3 лет, становятся не игрушки, не сказки и даже не укрепление

здоровья, а ...его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того,

чтобы ребенка приняли в хорошую школу, ему уже в 6 лет нужно выдержать

ответственный экзамен на "готовность". Следовательно, нужно как можно

раньше начать обучение. В результате родители ищут такой детский сад, в

котором как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до

100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике,

математике и пр. В результате система дошкольного воспитания все более

превращается в начальную ступень школьного обучения. Несмотря на

прогрессивные и гуманистические концепции ученых, несмотря на политику

Отдела дошкольного образования Министерства образования РФ и его призывы

сохранить детство, страх перед будущим берет свое, и "готовность к школе"

ребенка становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов,

работающих в детских садах. Такая тенденция является не только

неоправданной ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и

весьма опасной: она может вызвать непредсказуемые социальные последствия.

Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного

возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной

деятельности. Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий и

не включенные в контекст жизненных интересов детей, не имеют для

дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и, естественно, не

дают развивающего эффекта. Заучив какие-либо термины и формулировки, дети

не понимают их и не могут использовать на практике. Так, например, зазубрив

названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое в данный

период время года, или, запомнив на занятиях названия предлогов (над, под,

сверху и пр.), не используют их в своих действиях. Такие знания остаются

"мертвыми", бессмысленными речевыми штампами. Несмотря на огромные усилия

педагогов и дошкольников, готовность последних к школе остается весьма

сомнительной. Дети не могут учиться только потому, что этого хотят

взрослые. И не могут не потому, что они ленивые и непослушные, а потому,

что они — дети.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и

большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас

дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по

количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Дошкольники

практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве

главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру.

Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен

различными занятиями, что на свободную игру остается не более часа. В

результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само

детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается

на общем психическом и личностном развитии детей. Уход игры может

свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть

"школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для

ребенка 3—6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность — это

не только действия по правилам, это осознанность, независимость,

ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не

приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным,

непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых и в этом случае процесс

формирования воли приобретает или неправильное направление, ил же вообще

затрудняется. К сожалению, и родителей, и воспитателей, как правило, мало

волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского

сада и благополучия ребенка считается степень готовности его к школе, что

выражается в умении ребенка считать, читать, писать и выполнять инструкции

взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует

нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными

занятиями в детском саду, дети часто не хотят идти в школу или теряют

интерес к учебе уже в младших классах.

Итак, из всего выше обозначенного можно сделать выводы о том, что роль

современных детских учреждений во влиянии на формирование основных

личностных качеств ребенка двояка.

Конечно же, преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2-3

месяца школьной жизни — таких "готовых" детей уже не надо учить читать и

считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность,

способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и

самостоятельности, внутренняя пустота будут иметь весьма печальные

последствия не только в школе

7. Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника

Последнее время среди практикующих психологов и педагогов большие

внимание уделяется нетрадиционным методам развития личности дошкольника.

Помимо ролевых игр лидирующее значение среди подобных методик занимает

искусство как метод формирования воли не только дошкольников, но и

школьников.

Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного,

развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать

развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля,

которая и является объектом нашего подробного изучения. психология.

Хотелось бы привести в качестве примера конкретные методические

рекомендации, разработанные на основании фундаментальных и прикладных

исследований, экспериментально-поисковой и практической деятельности,

преподавательских навыков в области изобразительного искусства, а также

опыта, накопленного самим автором. Эти рекомендации служат дополнительным

методом для повседневной деятельности педагогов, работающих с детьми

дошкольного возрастов.

Итак, рассмотрим подробно развитие чувств в дошкольном возрасте при

помощи вышеописанной методики.

В дошкольном и младшем школьном возрасте детям свойственна наивность и

непосредственность, так как их поведение и деятельность, желания и

выражения желаний представляют недостаточную дифференцированность их

внутренней и внешней жизни.

Внешне ребенок такой же, как и внутри. У него нет настоящей

самооценки, самолюбия и симптомов кризиса (манерничанье, кривляние, то есть

того, что возникает к семилетнему возрасту). В школьном возрасте возникает

смысловое переживание, обобщение чувств.

Поэтому очень важно иметь в дошкольном возрасте развитие таких чувств,

как чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д.

В процессе развития этих чувств проявляются новые ощущения восприятия,

памяти, мышления, эмоций, воображения и воли, способствующие созданию новых

художественных форм и возникновению стиля.

Качественно-новый стиль в искусстве, возникший на научно-

психологической основе знаний, формирует качественно-новый стиль отношения

людей на совершенно определенном уровне развития психологической

активности, которая позволяет представить и изобразить все в новом виде. В

результате возникновения нового образа, несуществующего раньше, возникает

основа деятельности, которая называется воображением.

Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т.

к. наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного

познания действительности, ребенок освобождается от примитивной формы

мышления.

Существует несколько методов развития психологической активности на

занятиях изобразительного искусства:

V накопление знаний, эмоций и их выражение;

V развитие чувства цвета и воображения;

V развитие чувства пространства формы и логического мышления;

V развитие памяти;

V развитие воли;

V накопление знаний, эмоций и их выражение.

Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражения, т.е.

достижения конечного результата, необходим ряд последовательных занятий или

упражнений.

Таким образом для передачи осени (солнечной или дождливой, мрачной или

веселой) было проведено несколько подготовительных занятий:

1. "Магия цвета". Занятие начинается с вопроса "Что такое маг?". Далее

идет диалог с детьми: "Маг - это волшебник. А мир состоит из трех

красок - это волшебство". При этом демонстрируются произведения

художников, у детей возникает реакция удивления и заинтересованности.

Рассказывая о свойствах черного и белого цвета, можно показать белый и

черный квадрат, а также двойственные изображения, созданные М.

Борингом, котрый работал над развитием психологической активности. Эти

изображения вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых людей.

Рассказав о красках, палитре, кистях, мольберте, задать вопрос-

упраженение на смешивание красок (из 3-х основных - желтой, красной,

синей получить дополнительные цвета). Работа преимущественно на

палитре. Сам процесс смешивания красок, очень интересен детям младшего

возраста.

2. Занятие - изображение осенних листьев (гуашь, кисть). Необхоидмо:

V рассказать о преломлении солнечного луча и возникновении радуги;

V дать понятия о колере;

V проанализировать из каких красок состоит цветовая гамма осенних листьев;

V необходимо заметить, что при выполнении работы следует найти нужный

колер;

V при работе с кистью обратить внимание на постановку рук учащихся, работая

с каждым индивидуально.

3. Занятие - изображение ветвей деревьев на цветном фоне (гуашь, кисть).

Основные задачи этого занятия:

V дать понятие, что такое фон;

V необходимо пронаблюдать характер и цвет ветвей;

V в конце занятия провести просмотр, выявить удачные моменты в работах;

V для постановки подобрать ветви различных пород деревьев без листьев.

4. Занятие - первая творческая работа - композиция "Осень" (гуашь, кисть).

V дать понятие о композиции;

V на занятии необходимо создать творческое настроение. В данном случае

может прозвучать музыка П. И. Чайковского из произведения "Времена года",

стихи А. С. Пушкина и др. писателей, подготовленные самими детьми.

Для достижения эмоционального выражения характера осени, учащимся были

предложены два натюрморта. В одном из них стояли голые ветви, разбросаны

сухие листья на мрачных драпировках, в другом осенние ветви с яркими

листьями, драпировками, плодами рябины и т. д. Учащиеся безошибочно

определили состояние обоих натюрмортов. Это помогло им понять, как от цвета

зависит настроение. В данном случае цвет выступает, как метод выражения

эмоций. Происходит развитие познавательной деятельности на основе

наблюдения природы, полученных ранее навыков цветоведения, умения работать

с палитрой и умения свободно владеть кистью. В учебном процессе

значительное место уделяется натюрморту, т. к. приобретенный опыт знаний и

наблюдений в работе над натурной постановкой легко переносится на такие

темы, как портрет, пейзаж, тематические композиции и т. п.

Работая над натюрмортом не имеет смысла ставить грандиозные задачи,

так как детьми младшего возраста усваивается минимум информации.

На одном из первых занятий имеет смысл рассказать ребятам о натюрморте

и показать образцы классиков и современников (Хруцкова, Машкова, Куприна и

т. д.).

Задача для учащихся усвоение нового понятия натюрморт; разобрать

предметы по цвету, т. е. подобрать именно тот колер, краски которого

содержатся в предметах и драпировках, разобрать предметы по тону, на

примере тональной последовательности белого, желтого, красного, синего и

черного цвета.

На следующем занятии работы над натюрмортом дать понятие о двух

плоскостях, линии пересечения, о плановости. Задача для учащихся поставить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.