p>К сожалению, в ближайшие годы восстановление легковой автомобильной промышленности, а также рост объемов производства будут идти не за счет инновационных усилий и других радикальных, но капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а главным образом за счет возможностей самой отрасли. Основная часть предприятий уже проанализировала свои возможности и пути восстановления прежних объемов выпуска продукции, сохранения рабочих мест в новых, исключительно неблагоприятных условиях (живой пример – успешная работа ‘‘АвтоВАЗа’‘ и ‘‘АвтоГАЗа’‘). Гарантия тому – опыт и знания руководства, накопленные десятилетие работы в сложнейших условиях, без поблажек и льгот по финансированию, материально–техническому обеспечению, уровню вознаграждения и тому подобное. Направления приложения усилий по восстановлению отрасли могут быть следующие: Во–первых, частичная модернизация изделий – ‘‘рестайлинг’‘. Она, в принципе, требует сравнительно небольших глубин изменений и затрат. Однако характер изменений должен быть достаточным, чтобы обеспечить устойчивый сбыт изделия, и в целом экономически целесообразным. В этом случае у производителя и поставщиков сохраняется неизменными большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы подготовки производства, остается клиентура, привыкшая к изделию, и тому подобное. Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь дизайнеров, ибо, если ограничиться только улучшением технических характеристик при малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в итоге можно получить при старых внешних формах новую высокую цену. Сигналом к переходу на модернизированное изделие могут служить выявившиеся дефекты, а также статистика рынка. Примером модернизации изделия может служить модель ‘‘ВАЗ’‘ 2115 ‘‘Самара – 2’‘ как частично модернизированная ‘‘ВАЗ’‘ 21099 ‘‘Самара’‘. Во–вторых, коренная модернизация изделий (по существу, их обновление). Здесь используются технологические возможности производителя и поставщиков, но, как правило, требуется значительное дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в меньшей серийности) целесообразно организовывать при помощи уже имеющегося агрегатного или специального оборудования, обрабатывающих центров и тому подобное. Но, естественно, с использованием новой оснастки. Прием этот достаточно широко известен. Самые интересные результаты были в свое время получены на ‘‘ВАЗе’‘. Там при создании автомобиля ‘‘ВАЗ’‘–2121 ‘‘Нива’‘ в ее конструкцию вошло свыше 90% из числа наиболее фондоемких механических элементов серийных автомобилей. И при новом кузове (‘‘Нива’‘ в то время была первым в мире внедорожником с несущим кузовом), тоже унифицированном по ряду дорогостоящих элементов интерьера с серийными моделями. В результате при относительно небольшой модернизации производства ‘‘ВАЗ’‘ начал выпускать, по сути, машину, не имевшую в ту пору аналогов в мировой практике. Поэтому на западных рынках она шла вне конкуренции, пользовалась большим и все возрастающим спросом: требования дилеров увеличить поставки шли непрерывно. В третьих, это создание суверенными государствами – бывшими республиками СССР акционерных обществ, которые могли бы взять на себя ряд функций по сохранению и развитию легковой автомобильной отрасли. К таким функциям относятся разработка программ национального развития автомобилестроения, определение номенклатуры автотранспортных средств и потребности в них, оценка экономической целесообразности создания их производства, сохранение и развитие кооперационных связей, организация совместных производств и совместных научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, поиск инвесторов для проведения разработок и организации выпуска отдельных изделий. Такая работа уже началась на Волжском автозаводе и успешно работает. Серьезной возможностью оживления производственно–коммерческой деятельности для производителей автомобилей могут быть, в четвертых, кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их поставщиками, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, то есть главной задачей автомобилестроения России. Причем здесь не только не исключается, а наоборот, даже приветствуется взаимодействие и в форме совместных предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции, которые ‘‘хлынут’‘ к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров, оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, совершенно противоестественного для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность). Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он – удовольствие недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо высокой организационной четкости. Должны получить развитие мелкие отечественные производственные подразделения, отделившиеся от основного предприятия в самостоятельные (производство мелких серий экспериментальных моделей, некоторых комплектующих, проведение ‘‘тюнинга’‘ (доработки) отечественных автомобилей). Причем обязательным условием их самостоятельности и долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще говоря, работа на чистоплотных началах). Примеры таких фирм уже есть – фирма ПСА ‘‘Бронто’‘ является дочерним предприятием Волжского автозавода, занимается выпуском мелких партий длиннообразной ‘‘Нивы’‘, фирма ‘‘Лада Инжиниринг’‘, занимающаяся доводкой вазовских переднеприводных автомобилей (семейство ‘‘Самар’‘ – ‘‘ВАЗ’‘ 2108, 2109, 21099 и 2115, а также ‘‘десятое’‘ семейство – ‘‘ВАЗ’‘ 2110, 2111, 2112), фирма ‘‘НижегородсМоторс’‘, которая занимается установкой на автомобили ‘‘Волга’‘ трансмиссии, ходовой части и двигателей ‘‘Тойота’‘. В городе Энгельсе Саратовской области работает фирма ‘‘РТКЦ ГАЗ АТО’‘, которая помимо осуществления функций дилера Горьковского автозавода и технического центра по ремонту газовских автомобилей также занимается установкой на автомобили ‘‘Волга’‘ силовые агрегаты ‘‘Ровер’‘. Автозаводы России располагают вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец, значительным парком демонтированного специального и агрегатного оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того, практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное – собственные силы. Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможных. Но они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для последующего роста. Однако требуемых темпов развития производства автомобилей они не обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. Список основных информационных источников При написании дипломной работы были использованы следующие информационные источники: 1. Синцеров ЛМ /Отечественная автомобильная промышленность в эпоху перемен/ газета География №8/1998 год 2. Синцеров ЛМ /История отечественной автомобильной промышленности/ газета География в школе №1/1995 год 3. Периодическое издание Авто Ревю №1/1996 год – №4/2001 год: www. autorev. ru и www. autoreview. ru 4. Периодическое издание Пятое Колесо №1/1996 год – №3/2000 год: www. 5koleso. spb. ru 5. Периодическое издание За Рулем №1/1993 год – №2/2001 год: www. auto. zr. ru 6. Периодическое издание Клаксон №1/1995 год – №1/2001 год: E-Mail: Klaxon@Dol. ru 7. Периодическое издание Авто Мир №1/1995 год – №8/2001 год 8. Периодическое издание БМВ Мэгэзин №3/1999 год:
E-Mail: BMW-Magazin@hcis. de
9. Периодическое издание Авто Калейдоскоп №1/1994 год – №1/1999 год 10. Российский статистический ежегодник, Москва, 1996 год 11. Интернет–сайт АО АвтоВАЗ: www. autovaz. ru и www. vaz. ru
12. Интернет–сайт АО АвтоГАЗ: www. gaz. ru 13. Интернет–сайт АО ИжМашАвто: www. izhmash. ru 14. Интернет–сайт АО Москвич: www. azlk. ru 15. Интернет–сайт АО АвтоУАЗ: www. uaz. ru
16. Интернет–сайт агенства АСМ–Холдинг: www. asm–holding. ru 17. Интернет–сайт агенства РосБизнесКонсалтинг: www. rbc. ru
18. Интернет–сервер автомобильной газеты Авто Город: www. autocity. com 19. Интернет–автосалон: http: //www. cars. whattodo. ru
20. Автомобильная страница глобальной поисковой интернет–системы Яндекс: www. yandex. ru/yaca/c348–0–0–0–0=3. html
21. Сервер агентства интернет–обозрений: www. obzor. ru Приложение А Производство легковых автомобилей в России за 1999 и 2000 годы Предприятие–изготовитель, модель 2000 1999 Темп (%) Российская Федерация (всего) 968955 954020 101. 6 АМО ‘‘ЗИЛ’‘, Москва 8 11 72. 7 ОАО ‘‘АвтоГАЗ’‘, Нижний Новгород 116319 125468 92. 7 В том числе: ‘‘ГАЗ’‘ 3102 11432 14668 77. 9 ‘‘ГАЗ’‘ 3110 104834 110818 94. 6 ‘‘ГАЗ’‘ 3111 53 – – ОАО ‘‘КамАЗ’‘, Набережные Челны (‘‘ЗМА’‘) 33561 28002 119. 9 ОАО ‘‘АвтоВАЗ’‘, Тольятти 705561 677687 104. 1 В том числе: ‘‘ВАЗ’‘ 21043 54646 53153 102. 8 ‘‘ВАЗ’‘ 21053 35123 56029 62. 7 ‘‘ВАЗ’‘ 2106 63491 82547 76. 9 ‘‘ВАЗ’‘ 2107 108302 92131 117. 6 ‘‘ВАЗ’‘ 2108 14673 18305 80. 2 ‘‘ВАЗ’‘ 2109 69861 85560 81. 7 ‘‘ВАЗ’‘ 21099 105336 97100 108. 5 ‘‘ВАЗ’‘ 2110 91002 100700 90. 4 ‘‘ВАЗ’‘ 21213 66566 65065 102. 3 ‘‘ВАЗ’‘ 2103 21335 – – ‘‘ВАЗ’‘ 2111 35960 14997 239. 8 Продолжение таблицы Предприятие–изготовитель, модель 2000 1999 Темп (%) ‘‘ВАЗ’‘ 2112 13581 – – ‘‘ВАЗ’‘ 2115 14225 – –
Опытное производство ‘‘АвтоВАЗа’‘ с роторно – поршневыми двигателями 40
44 90. 9 ‘‘ВАЗ’‘ 2131 3480 5246 66. 3 ‘‘ВАЗ’‘ 2112 50 26 192. 3 ‘‘ВАЗ’‘ 21103 – 169 – ‘‘ВАЗ’‘ 1706 33 35 94. 3 ‘‘ВАЗ’‘ 2114 14 – – ‘‘ВАЗ’‘ 2111 2 481 0. 4 ‘‘ВАЗ’‘ 21111 – 503 – ‘‘ВАЗ’‘ 2115 3725 5091 73. 2 ‘‘ВАЗ’‘ 2120 1131 251 450. 6 ‘‘ВАЗ’‘ 21045 683 254 268. 9 ‘‘ВАЗ’‘ 21213 1 – – ‘‘ВАЗ’‘ 21312 2293 – – ‘‘ВАЗ’‘ 2123 5 – – ‘‘ВАЗ’‘ 21314 3 – – ОАО ПСА ‘‘Бронто’‘, Тольятти 1000 814 122. 9 В том числе: ‘‘ВАЗ’‘ 212182 121 188 64. 4 ‘‘ВАЗ’‘ 212180 748 505 148. 1 ‘‘ВАЗ’‘ 212183 21 4 525. 0 ‘‘ВАЗ’‘ 1922 102 69 147. 8 ‘‘ВАЗ’‘ 212180–И 8 48 16. 7 ОАО ‘‘АвтоУАЗ’‘, Ульяновск 40250 38686 104. 0 Продолжение таблицы Предприятие–изготовитель, модель 2000 1999 Темп (%) В том числе: ‘‘УАЗ’‘ 31512 11542 12102 95. 4 ‘‘УАЗ’‘ 31514 20620 15096 136. 6 ‘‘УАЗ’‘ 31519 4815 9431 51. 5 ‘‘УАЗ’‘ 3153 826 833 99. 2 ‘‘УАЗ’‘ 31601 1765 1026 172. 0 ‘‘УАЗ’‘ 3151 586 189 310. 1 ‘‘УАЗ’‘ 3159 ‘‘Барс’‘ 95 8 1187. 5 ‘‘УАЗ’‘ 31517 1 1 100 ОАО ‘‘СеАЗ’‘, Серпухов 16304 14000 116. 5 В том числе: ‘‘ВАЗ’‘ 11113 ‘‘Ока’‘ 8166 9858 82. 8 ‘‘СеАЗ’‘ 11113–01 ‘‘Ока’‘ для инвалидов 818 665 122. 7 ‘‘СеАЗ’‘ 11113–02 ‘‘Ока’‘ для инвалидов 7322 3477 210. 6 АО ‘‘ИжМашАвто’‘, Ижевск 13702 4756 288. 1 В том числе: ‘‘ИЖ’‘ 21412 1 151 0. 7 ‘‘ИЖ’‘ 2126 13149 4470 294. 2 ‘‘ИЖ’‘ 27156 552 83 665. 1 ‘‘ИЖ’‘ 21251 ‘‘Комби’‘ – 2 – ‘‘ИЖ’‘ 21213 – 50 – АО ‘‘Москвич’‘ 5543 30000 18. 5 ЗАО ‘‘АвтоТОР’‘, Калининград 2814 977 288. 0 ООО ‘‘РосЛада’‘, Самарская обл. 31941 24159 132. 2 АОЗТ ‘‘Химэксмаш’‘, Саратовская обл. – 73 – ООО ‘‘ЕлАЗ’‘, Елабуга 192 277 69. 3 Продолжение таблицы Предприятие–изготовитель, модель 2000 1999 Темп (%) ОАО ‘‘ТагАЗ’‘, Ростовская обл. 298 9034 3. 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|