всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.
2 типа эталонов:
1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);
2) гос-е (национальные).
Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:
V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …);
V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….);
V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием
гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно-
хозяйственными делами);
V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из
бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).
Основные субъекты соц системы.
Ос-ти упр-я на рубеже веков.
В наст. время надвигаются негативные тенденции:
1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического
разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового
слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);
2) резко возрастает соц. дифф-я м\у странами и внутри стран, что спос-т
возник-ю локальных и глобальных конфликтов;
3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;
4) противоречие м\у личностью и общ-вом. Это одно из главнейших
противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира,
следовательно возникают соц. конфликты.
Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью
настолько деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют
удовлетворение от жизни, не нашли своего места…, что порождает чувство
неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег.
Осознание этого противоречия способствовало менеджерской революции (вторая
половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез-
в.
Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает рац.
Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы
научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского
фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ
перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех
ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.
Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание
того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и
дух. факторов.
Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые
требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено
делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их
объединениям, тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы
органов самоупр-я, разгружает верхний эшелон власти, позволяет им
сосредоточиться на реш-и перспективных задач. Под воздействием этих
факторов происх. процесс становления упр. культуры, формируется концепт.
мышление снизу до верху.
Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что
многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие м\у
глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).
Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:
1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено рамками
отд. регионов;
2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;
3) кризис глобального упр-я (высказано на м\нар конференции в 1992 году в
Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми странами
мира не м.б. рекомендована другим странам, поскольку это м. усилить
глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается кризисом духовности.
Это выражается в том, что насаждаются ложные ценности. Например, вместо
истинной ценности самой жизни – гуманизм, творчество, насаждается
потребительство, стремление к наживе.
Для решения соц. проблем создаются мировые общественные орг-ции (ООН,
ЮНЕСКО, м\нар академия информатизаций –91г….). Гл. усл-е выживания мира –
ускорение темпов соц. прогресса (подключение коллективн. разума, инновац.
рес-в, упр. ресурс). Упр. ресурс – осн. ресурс выживания чел-ва.
Осн. субъекты упр. в соврем. мире: полит. институты, полит. лидеры,… Однако
их развитие происходит не в едином инф. пространстве.
Необходимо развивать мировое инф. пространство, на основе которого можно
было бы учитывать разл. геополит. факторы (геополитика – наука о методах
воздействия политич., эк. физ. географии не внутр. и внешн. политику гос-
ва). Геополитика дает возм-ть анализировать настоящие и моделировать
будущее и вырабатывать инф-ю.
Глобалистика – наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных
процессов. Глобалистика и геополитика помогают выявить воздействие, кот.
испытывают все страны мира под влиянием революции.
Гос-во – осн. субъект СУ.
Гос-во выступает как форма общества, кот. делегировано право распоряжаться
обществ. делами. Гос-во явл-ся гос-вом, потому что в нем сосредоточена и
реализуется гос. власть.
Власть – вз\связь, в процессе кот. люди в силу разных причин (соц., матер.,
инф.,…) добровольно (осознано) или по принуждению признают верховенство
воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их требованиями
совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи гос. упр-е
хоз. делами хар-ся только ему присущими свойствами. Гос. воздействие:
властное, политическое, кот. имеет в основе правовую обусловленность. А в
реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами принуждения.
Гос-во будучи сложным обществ. явлением и выступает как субъект упр-я
придает упр-ю общественными делами свойство системности. Только при помощи
гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой согласованности,
координации, субординации, целеустремленности, а следовательно и
рациональности и эф-ти упр-я.
Гос-во реализует свое полит. воздействие посредством законодательства
устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей во всех сферах
обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой власти, но
и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными. Их
роль по мере развития гос-ва повышается.
Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и гос-
ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого зависит
нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл.
правовое демократическое гос-во. Если этого не происходит, то гос-во
отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не
создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар-
р. Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение
граждан от власти.
Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом: поставить д-ть Гос-ва
под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии народа,
развитии народного самоупр-я.
Формы реализации власти народа:
1) непосредственно через местное самоупр-е;
2) через органы гос власти.
В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный
хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах
власти.
Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить пирамиду
власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а не
владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из работодателя
и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и рез-в
труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального
власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет
сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных
полномочий, разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса,
нахождение места гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.-
аналитической р-ты, что способствовало бы нац. и личной безопасности
граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя опред. функции гражданам на
разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так и
больших соц. групп, наций, народностей,.. Достижения такого баланса
интересов явл. искусством соврем. политич. системы. Это будет залогом
прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в балансе интересов были и остаются
отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и защищает
гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм собст-ти, но
мех-м пока не работает. На смену монополии гос. собст-ти приходит другая
монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего гос-
ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации собст-ти и
власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме собст-ти: владение,
распоряжение, пользование, а власть сделать публичной (принадлежащей
гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот.
контролирует гос-во.
Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:
1. Законы природы.
2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.
3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой,
нравствен. культурой населения.
4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.
Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:
- важность и значимость для общества обществ. отношений;
- возм-ть саморегуляции.
Мех-мы и аппарат гос-ва.
В гос. аппарат входят:
- законодательные орг.;
- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);
- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);
- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).
В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как
совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком
смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие
функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не
обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).
Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.
1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):
- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)
- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х интересов
граждан…)
- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)
2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):
- разделение властей;
- компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности,
сочетание коллегиальности и единоначалия).
Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот. осущ-т
опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.
К гос. органам относятся:
- мин-ва;
- ведомства;
- местное самоуправление;
- суды.
Признаки органа гос-ва:
1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);
2) состоит из гос. служащих;
3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;
4) нах. на бюджетном финансир-и;
5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой
компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для
исполнения.
Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с
учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.
Особенности объекта соц. упр-я.
Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.
О упр-я выступают:
. общественные отношения;
. обществ. процессы;
. соц. организации;
. соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).
Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие
в О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре
этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те
кот. происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти
отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы
развития.
Связи м\у событиями и явлениями м.б.:
- устойчивыми;
- неустойчивыми;
- закономерными;
- случайными.
Когда связь м\у событиями и явлениями выражает опред. тенденции к
сохранению или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б.
охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).
Классификация общественных процессов:
1. По формам общественной жизни:
- экономическая;
- соц-я;
- политическая;
- духовно-культурная;
- личностная.
2. По общественному содержания.
3. По хар-ру осуществления:
- массовые;
- системные;
- эпизодические.
4. По уровню участие людей в решении общественных вопросов (активность
граждан):
- низкий;
- средний;
- высокий.
5. По направленности действий:
- конструктивными (на развитие обществен. связей);
- деструктивные антисоц-е).
6. По ур-ню орг-ции общества:
- внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);
- внешние (межличностные, межгрупповые).
7. По содержанию и длительности.
Ресурс – запасы, средства, используемые при необходимости.
= предельное значение какого-то средства.
Соц. рес-сы – запасы творческой энергии личности, любой вид д-ти –
творчество.
Формы творчества – социальная, познавательная, деятельностная, соц. орг-
ции, общество в целом.
В наст. время перед Укр. Стоит задача раскрыть возм-ть проявления
творчества личности. Без этого мы не сможем осущ. преобразовательных
процессов. В наст. время перед управленцами стоит проблема найти мех-мы
более полного исп-я соц. рес-в. С этой целью мех-мы необх-мо разделить на:
. мотивационные;
. интеллектуальные;
. информационные;
. социально-психологические;
. демографические;
. соревновательные;
. инновационные;
. стратегические;
. научные…
Особенности соц. рес-в:
- они творческие неисчерпаемы ( отличие от природные рес-в);
- целиком возобновляемые рес-сы.
- в процессе исп-я они имеют тенденцию к увеличению;
- прир-е рес-сы м. хранится долго, то соц. в случае невостребованности
деградируют;
- в отношении соц. рес-в критерий «достаточно» – «недостаточно» явл.
неоднозначным и неразработанным;
- соц. рес-сы обладают не только большим разнообразием, но и
взаимозаменяемостью.
Все объекты упр. воздействия в какой-то мере явл их субъектами (пр.: соц.
орг-ции, кот. сами создаются, проектируются, но возникнув оказ-т обратное
влияние на развитие общественных процессов).
Закономерности (факторы), влияющие на усложнение объекта:
1) НТП;
2) Усиление м\нар интеграц-х процессов на осн. инф. технологий;
3) Процессы демократизации всех сфер обществ. жизни - это приводит к
усложнению внутри стр-ры О упр-я.
Отношения в СУ:
V м\у ступенями (вертик-е связи);
V м\у звеньями упр-я каждой системы (горизонт-е связи);
V м\у звеньями на разл. ступенях;
V отношения м\у рук-ми и подчиненными в каждом звене упр-я (отнош-я
субординации);
V отношения м\у рук-ми и подчиненными в разных звеньях упр-я (отнош.
координации);
V отраслевые;
V региональные;
V межотраслевые;
V внешние;
V внутренние;
V межсистемные;
V межличностные;
V коллективные;
V индивидуальные;
V линейные;
V функциональные;
V смешанные,…
Управленческие, орг-ционные отнош-я реализ-ся в упр-ской д-ти. Упр-ские и
орг-ционные отношения не м. существовать друг без друга.
Осн. функции СУ.
Содержание любого вида упр-ской деят-ти находит свое конкретное воплощение
в выполняемых функциях.
Функции упр-я бывают:
. общие;
. конкретные.
Общие:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) контроль.
Они присущи всем сферам упр-я.
Конкретные функции упр-я явл-ся специфическими для каждой сферы упр-я.
Пример: эк. упр-е производством складывается из таких конкретных функций
как:
- МА исследования и сбыт продукции;
- Финансовая деят-ть ;
- Метариально-технич-е снабжение.
Все конкретные функции упр-я обществом делятся на 3 группы:
1. Изменение в условиях жизни людей:
V функция обеспечения условий безопасности граждан (ее вып-т гос-во);
V создание условий, гарантирующих права и свободы граждан;
V функция помощи людям в обеспечении источниками средств к сущ-ю и создание
благоприятных возм-тей для повыш-я их дохода;
V охрана труда, его облегчение, улучшение условий;
V обесп-е охраны здоровья граждан;
V обесп-е опт. адаптации людей к меняющейся соц. обстановке;
V развитие соц-бытовой инфраструктуры, улучшение матер-бытовых условий
жизни людей;
V создание, совершенствование участия граждан в управлении делами гос-ва
произ-ва.
2. Формирование развития соц. качеств людей и обусловленные этим изменения
в их образе жизни.
V обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;
V орг-ция инст. деят-ти, формирующая обществ. нравы;
V помощь людям в адаптации к меняющимся соц.-эк. условиям;
V обеспечение дисциплины и правопорядка;
V формирование у людей восприимчивости к инновациям;
V развитие трудовой , соц-полит, творческой и др. видов обществ.
активности.
3. Формирование, функционирование и развитие соц. систем как целостных
образований.
V формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров;
V формирование и развитие соц. орг-ции и коллектива;
V развитие соц. стр-ры коллектива;
V создание, развитие, изменение содержания деят-ти соц. институтов
(администрации, профсоюзы, совет акционеров…)
Современные технологии СУ.
Понятие и сущность технологий СУ.
Упр-я технология – осуществление систематического упр-я, последовательных
действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них
информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных такому классу
технология. Ситуаций.
Выполнение этих процессов обеспечит преобразование, переход соц. системы в
желаемое состояние. Упр-я технология выступает средством разрешения
проблемных ситуаций в соц. системах.
Методы реш-я проблемн. ситуаций соц. технологии:
1) реагирование на ситуацию;
2) поиск аналогов состояния;
3) исследование состояния;
4) выбор процедур преобразования в данной ситуации.
Упорядоченность системы в упр-я - это непрерывность деят-ти ее подсистем и
элементов. Непротиворечивость системы зависит от того, насколько в ней
частные функции не противоречат др. другу. В соц. системе степень
упорядоченности в конечном счете зависит от хар-ки направленности, взаимной
непротиворечивости особых интересов с общими. Повышение степени
упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но н понижает способность
к эволюции.
Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и функциональной
взаимосвязи процесса упр-я с конкретными соц. технологиями. В теории упр-я
нет единого пока мнения о сущн-ти соц. технологии.
Соц технологии:
1) опред. способ достижения соц. целей;
2) сущность этого способа – пооперационное осущ-е деят-ти;
3) операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно;
4) эта разработка проводится с использованием научн. знаний;
5) при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть;
6) соц. технологии выступают в 2-х формах:
- как проект, содержащий процедуры и операции;
- как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом;
7) соц. технология – элемент чел-ской культуры.
Соц. технология возникает двумя путями:
- вырастает в культуре, эволюционно;
- строится как искусственное образование.
Как явление соц. практики, соц. технология – комплекс приемов достижения
соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Появление соц. технологий связано с потребностью быстрого и
крупномасштабного «тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов.
Использование тех или иных соц технологий определяется эф-ть соц. упр-я.
Соц. технологии в известной мере опред-ся типом общественного развития,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|