Теория социального менеджмента
Бабичев Николай Петрович
Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.
3 вида систем:
- технические
- биологические
- социальные
Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие
человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления.
Разделение труда – это специализация.
Этапы развития науки управления:
1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд:
изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.
2. Школа чел-ских отношений. Мейо.
3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)
4. Количественная школа.
5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему.
Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это
синергический эффект.
6. Ситуационный.
Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.
Содержание, особенности и виды ТСУ.
СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр-
я.
Предмет ТСУ – теория и методология их вз\действия, основанные на системной
связи всех общественных явлений в процессе их вз\действия и вз\влияния.
В ТСУ исследуются:
- осн понятия
- законы
- принципы
- методы вз\действия разных соц систем, сохранения их целостности, создания
новых соц образований на основан целесообразности и совокупного
интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.
Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вз\действии сложных соц
систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на
другую, о специф отношениях, кот складываются м\у объектом и субъектом упр-
я.
Наличие устойчивого равновесия м\у С и О упр-ских явлений одной из
важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и
принципы.
Нарушение равновесия м\у С и О упр-я приводит к возникновению кризисных
ситуаций.
Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими
отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.
Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит),
она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка,
социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог.
законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн.
развитием, кибернетика, теория систем).
Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений
общественной жизни.
Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.
В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения
поставленных целей.
В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.
Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах
гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа
развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.
В любой группе сущ 2 вида разделения труда:
- горизонтальное
- вертикальное
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В
соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью
поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе
м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.
В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».
Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного
воздействия.
Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания
целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его
организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.
Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в
соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух.,
осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы
посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.
Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески
активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа
упр-я как было ранее.
Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна,
поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка
имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели
и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-
й.
Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов,
средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.
В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское
отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием,
анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.
Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся
особенностями соц-эк-кой системы.
Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в
которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации,
координации и ответственности.
Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и
неформальные.
В процессе орг-ции отнош-й при вз\действии с людьми имеет место
специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует
кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности
создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б.
соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на
успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф-
ть упр-я снижается.
Система упр-я:
V управляемая
V управляющая
Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную
иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные
связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.
Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я
деят-ти).
Функции упр-я по своим предназначением делятся на:
- целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн.
уровни ур-ни соц орг-ции).
Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот
будут происходить по мере развития самой системы.
- организационные.
Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее
функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.
Закономерности и принципы СУ.
Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса
упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не
зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных
законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями
реальной жизни.
Законы упр-я:
1. З-н необходимого разнообразия.
Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем
сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.
2. З-н специализации управления.
Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их
проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях.
Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я.
Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях
и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках
данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи,
интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы
в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени
Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем.
потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости
реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От
этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей.
Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв.,
не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов
общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е
тенденции:
- формир-е соц-ориенитр-го рынка;
- построение соц гос-ва;
- соц партнерство;
осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва
жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.
Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку
упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти –
неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-
субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.
Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность
закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит.,
технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют
единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при
доминировании ген. цели над целями подсистемы.
В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач.
стадия формирования закона.
Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной
закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот.
опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае
она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации,
содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….). Соц
доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц
политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для
выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает
анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта,
изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в
соц доктрине выделяют:
1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;
2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.
Безопасность, осущ-е независ. развития.
3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения
стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.
Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население
городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-
ций.
В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами
развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что
предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого
этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ.
Принципы СУ.
Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются
органы упр-я в сложившихся соц усл-х.
Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.
Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих
законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся
общим началом совмест. д-ти.
Вз\связь принципов, законов, закономерностей.
Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц
развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а
те в свою очередь поражают принципы СУ.
Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.
Принципы:
1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его
обсуждении.
2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.
3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.
4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.
5. Научности СУ.
6. Прогнозирования СУ.
7. Мотивации труда.
8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.
9. Экономичности и эффективности упр-я.
10. Системности.
11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).
12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект
Страницы: 1, 2, 3, 4
|