1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция,
П…);
2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра
системы);
3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой
системы;
Хар-ка структуры:
По степени сложности
формализации
централизации
Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы
организаций:
- формальная;
- неформальная.
В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:
- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей,
прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции
ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.
Принципы такой орг-ции:
- общая цель деят-ти;
- устойчивая нормативная связь м\у членами орг-ции, установл. правила,
сложившаяся орг стр-ра;
- взаимодействие с внешней средой;
- использование ресурсов для достижения цели.
Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью
должностей, порядком использования рес-в.
Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.
Орг отнош-я разделяются на:
- координационные
- контрольные
- субординационные (связь м\у рук-лем и подчинен.) субординация бывает
линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.
Выводы:
1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг.
отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.
2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная,
неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».
3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не
только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т
стиль упр-я.
Принятие управленческих решений.
Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и
лижерских спос-тей каждого управленца.
Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель,
сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение
принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.
Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от
того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение,
различают след-е решения:
V детерминистские (реш-я уверенности);
V вероятностные (реш-я риска);
V стратегические (реш-я неуверенности).
Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е
навыки:
1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);
2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и
старается выбрать из него лучший вариант действий);
3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех
зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.
Пр.: при принятии системного реш-я);
4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно
неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по-
новому).
Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают
единоличные и коллегиальные.
В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в
принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:
1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с
сотрудниками и без последующих их информирования ;
2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием
подчиненных;
3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в
коллективе;
4) принимаемое совместно с сотрудниками;
5) полная передача подчиненным функций приема решение.
В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:
. директивный;
. директивно-коллегиальный;
. коллегиальный;
. коллегиально-либеральный;
. либеральный.
Личностные хар-ки рук-ля.:
. концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);
. спос-ть вз\дейст-ть с людьми;
. диагностические спос-ти;
. аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);
. технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.
Психологические условия:
- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение
их с реал. Условиями;
- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие
упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;
- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;
- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю,
кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;
- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в
пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;
- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.
Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой
группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств.
компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и
неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.
Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш-
й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.
В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют
типы решений:
1. Импульсивное П > К
Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.
2. Рискованное решение П ? К
Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но
незначительно.
3. Уравновешенное П = К
Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .
4. Осторожное П ? К
Проверка гипотез преобладает над ее построением.
5. Инертное П < К.
Контроль гипотез преобладает над ее построением.
Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:
V информационные;
V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш-
я);
V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в
группе, если принимается групповое реш-е);
V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур,
методов принятия упр-го реш-я).
При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:
- на дело
- на других
- на вышестоящего рук-ля
- на себя
Принципы принятия эффективных реш-й:
1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.
2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к
стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.
3) Принцип опт. информированности.
4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д.
быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.
5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.
6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е
будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не
стоит.
7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин.
реш-я.
8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются
тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена
ответ-ть не имеет прав.
9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5
стадий для творческого решения проблемы:
- изучение проблемы;
- выработка идей;
- отсев примененных идей;
- планирование нововведений;
- обратная связь, анализ.
10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для
прин. реш-я.
11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.
12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно
касается.
Стадии принятия решения:
V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в
них);
V цели;
V критерии оценки;
V информация;
V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);
V действие (практич. работа по реализации плана);
V анализ действий для их улучшения.
Методы прин-я упр реш-я:
1 гр.: общие методы
2 гр.: групповые методы
3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.
Соц. контроль и эффективность упр-я.
Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество
гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть
общественным нормам и ценностям.
Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред.
обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.
3 способа осущ-я соц. контроля:
а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд.
групп.
б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,
отд. групп.
в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не
следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.
В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и
«ответственность». Свобода не возможна без ответственности.
Формы ответственности:
- политич-я;
- юридич-я;
- нравственная;
- финансовая.
Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из
сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б.
рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает
за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты
соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-
ва.
Функции соц. контроля:
- диагностическая;
- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);
- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они
как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;
- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского
фактора);
- педагогическая
- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).
Виды контроля:
. предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);
. текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);
. последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).
Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных
задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не
правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В
обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве
кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех
остальных ср-в.
Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор
инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.
Осн. усл-е получение эф-ти:
V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития
соц. системы;
V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством
развития системы).
При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:
1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;
2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;
3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;
4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете
опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез-
ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.
Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с
учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную
жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.
Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии,
показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.
Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах:
. статистические;
. социологические.
Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.
Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:
. м/н;
. гос-ный;
. региональный;
. местный (муниципальный).
Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот.
производится оценка, классиф-я чего-либо.
Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает
Страницы: 1, 2, 3, 4
|