реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Система японского менеджмента

реферат

|индивидуальными результатами и |Долгосрочная занятость |

|производительностью | |

|Краткосрочная занятость | |

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

4.1 Система организации и управления промышленным комплексом

Промышленный комплекс Японии сегодня состоит фактически из 6 равновеликих

экономических комплектов - финансово-промышленных групп : «Мицубиси» ,

«Мицуи» , «Сумитомо» , «Даичи Кангин» , «Фуе» , «Санва» , образованных по

общим принципам ( под ФПГ следует понимать совокупность юридических лиц ,

действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично

объединивших свои материальные и нематериальные активы ( система участия )

на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической

интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов или программ ,

направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта и

услуг , повышение эффективности производства , создание новых рабочих мест

).

Согласно официальным данным , совокупный годовой объем продаж шести групп

- гигантов составляет примерно 14-15 % национального дохода . Если считать

, что общий годовой оборот достигает четырех триллионов долларов , то на

эти группы приходится более 500 миллиардов . Они контролируют ( с учетом

входящих в них компаний ) примерно 50 % , а по некоторым оценкам - и до 75

% промышленных активов страны . На торговые фирмы сюданов приходится более

половины экспортно-импортных операций, их доля в импорте отдельных товаров

достигает 90% . Коммерческие и трастовые банки групп контролируют около 40

% общего капитала всей банковской системы страны , а страховые компании -

55.5% всего страхового капитала .

Сюданы представляют собой самодостаточные , универсальные многоотраслевые

экономические комплексы , включающие в свою организационную структуру

финансовые учреждения (банки , страховые и трастовые компании ) , торговые

фирмы , а также набор производственных предприятий , составляющих полный

спектр отраслей народного хозяйства .

Верхний уровень сюданов образуют горизонтальные объединения , включающие в

среднем 21 - 50 равноправных членов ( в зависимости от количества остальных

отраслей деятельности ), представляющих собой головные фирмы крупнейших

промышленных объединений .

( ФПГ могут быть объединениями «горизонтального» , «вертикального типа» или

«конгломератами» ).

Процессы диверсификации вызвали к жизни ФПГ конгломератного типа ,

образуемые на основе объединения различных технологически не связанных

между собой предприятий , находящихся на разных стадиях производства и

оперирующих в различных отраслях народного хозяйства . Данные объединения

представляют собой формирования , ориентированные на развитие и

максимизацию прибылей . В этом случае происходит объединение целой сети

разнородных предприятий , не имеющих ни технологического , ни целевого

единства , с финансовым контролем со стороны управляющей или головной

компании . Конгломератам свойственна значительная децентрализация

управления . Их отделения пользуются большей свободой и автономией в

определении всех аспектов своей деятельности , чем аналогичные структурные

подразделения иных ФПГ. Вертикально организованная ФПГ представляет собой

объединение предприятий под единым контролем , осуществляющих разные стадии

производства того или иного товара , т.е. функционирующие по принципу

замкнутой технологической цепочки - от добычи сырья до выпуска готовой

продукции , доведения ее до потребителя через собственную транспортную и

сбытовую сеть .

Создание вертикально интегрированных групп вызвано стремлением

воздействовать на рынок посредством контроля над производственно -

распределительным циклом из одного центра . В условиях диверсификации

производства свою жизненность доказали структуры типа горизонтальных ФПГ.

Горизонтально организованные ФПГ - это объединенные под единым контролем

два и более предприятия , располагающи полным технологическим циклом

одновременно в нескольких отраслях . В качестве консолидирующего ядра

сюданов с самого их появления после второй мировой войны ( а также в их

довоенных предшественниках - «дзайбицу» )и по настоящее время выступают

компании тяжелой и химической промышленности . Широкое использование

корпорациями привлеченных средств - одна из причин японских экономических

достижений . Поэтому обязательным членом группы , а по многим оценкам и

стержнем , является крупнейший банк . Он контролирует крупную сеть филиалов

и дочерних банков . В комплексе с ними и под его контролем работают также

страховые и инвестиционные компании , траст банки ; все они для фирм

данного сюдана образуют его финансовую основу . Благодаря вхождению

кредитно-финансовых институтов в ФПГ достигаются стратегические выгоды ,

связанные в первую очередь с повышение мобильности развития и реализации

технологического потенциала всей группы . Скорость технологического

обновления производства , темпы наращивания выпуска конкурентоспособной

продукции во многом зависит от того , насколько инвестиционные возможности

корпорации превышают объемы финансирования .

Обязательным членом группы ( сюдана) является также универсальная торговая

фирма . По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых

операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную

роль в ФПГ . Они выполняют в сюдане функции универсального «сбытовика» и

«снабженца» , более того , - «своеобразного департамента внешних связей»

при освоении новых сфер деятельности , в которых фирмы сюдана практически

не имели возможностей сбыта и снабжения .

Промышленные объединения , входящие в ФПГ , построены , как правило , по

принципу вертикальной интеграции (кэйрэцу) . Под эгидой головных фирм

собрано множество подчиненных ей дочерних ( в единстве они образуют своего

рода верхний ярус вертикальной интеграции ). Всего таких ярусов

насчитывается до 4 - х , поскольку многие дочерние фирмы имеют под своим

начальством другие , включая всевозможные субподрядные . Размещение

капитала в дочерних компаниях могут быть самыми разным - от10 до 50 % .

Иногда же у них нет вообще акционерного капитала , т.е. долевое участие не

присутствует вовсе . Но тем не менее , во всех случаях связи исключительно

крепки и надежны . Система иерархического контроля принимает , таким

образом , форму вертикальной пирамиды , вбирающей в себя многие тысячи фирм

. Внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ обеспечивается следующими

способами :

1. В качестве руководящего органа ФПГ выступает совещание президентов

головных фирм , одновременно являющееся и совещанием ведущих акционеров .

Это совещание принимает важнейшие решения по всем вопросам производственно

- финансовой деятельности .

2. Объединение корпораций посредством взаимоучастия в акционерном

капитале (перекрестное акционирование) . Каждая фирма , член сюдана имеет

небольшие , недостаточные для одностороннего контроля пакеты акций всех

остальных фирм ; а вместе они располагают контрольными пакетами акций

каждого из своих членов .

3. Реализация общегрупповых проектов .

4. Внутригрупповые контрактные отношения и обмены охватывают циркуляцию

финансовых и промышленных ресурсов , научно-технической информации между

участниками группы .

Внутри сюданов действует не принцип конкуренции , а целенаправленно

организуемый принцип внутренней специализации ( когда сферы деятельности

фирм не пересекаются ) . Таким образом , экономическая среда внутри сюданов

оказывается нерыночной . А существующая в японской промышленности

организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной

системы на рынке конечных продуктов . Тем не менее , интенсивная

конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивое развитие

соответствующей отрасли .

В качестве примера организационного строения японских сюданов можно

рассмотреть группу «Мицуи» .

Основу группы составляет горизонтальное объединение 29 головных фирм (

крупнейших промышленных и финансовых комплексов ) на основе перекрестного

владения акциями ( их доля составляет 28.93 % ) . Главный банк - Сакура

банк . Он занимает шестое место в списке крупнейших банков мира , владеет

сетью дочерних банков , страховой и лизинговой компаниями .

Центральная торговая фирма группы - «Мицуи Бусан»

Промышленную основу составляет 27 производственных предприятий (кэйрецу) ,

построенных по принципу вертикальной интеграции . Каждая головная компания

является материнской по отношению к находящимся под ее контролем фирмам . В

рамках «кэйрецу» лежит формула «объединенных смежников» , а иерархические

вертикали возникают из естественной направленности технологических цепочек

смежников к конечному продукту . Тот же принцип реализуется на следующих

структурных уровнях . В итоге возникает многоуровневая и иерархическая

структура .

Так , головная фирма кэйрецу «Тоета» , входящая в ФПГ «Мицуи» , объединяет

под своим началом 15 подконтрольных компаний , которые занимаются

производством компонентов для автомобилей , готовых изделий ,

фундаментальными исследованиями , экспортом и импортом сырьевых продуктов .

Годовой оборот группы «Тоета» на март 1996 г. достигал $ 68.6 млрд. .

Помимо изготовления различных компонентов к автомобилям компания «Тоета»

занимается производством стали , прецизионных станков , текстиля , товаров

и услуг . На сегодня «Тоета» имеет крупные интересы в трех японских

телекоммуникационных компаниях.

Опыт японских ФПГ на сегодняшний день стал основой для переосмысления

принципиальных вопросов , касающихся оптимальной организации оборота в

любой стране , любой экономике .

4.2 менеджмент корпорации SONY

Считается, что успехи японских компаний не зависят от политики властей

или экономических теорий. Все, что достигнуто, делается людьми.

Наиболее важной задачей японских менеджеров является создание

обстановки сотрудничества между рабочими и администрацией, сформулировать в

сознании работающих отношение к корпорации как к родной семье.

Такую систему, например, на почву России механически перенести нельзя,

ставка на людей очень рискованна.

Но как бы ни были талантливы менеджеры, судьба фирмы находится в руках

работников, которые составляют коллектив. Когда принимают на работу

молодого рабочего, то фирму вручают ему в руки.

В Японии учебный год завершается в конце марта. Все приглашенные в

конце последнего семестра на работу в компанию, собираются вместе в штаб-

квартире "Сони" в Токио. На этой встрече происходит знакомство, и

открываются перед молодыми людьми их перспективы. Молодым людям внушают,

что в процессе учебы за плохие знания получали небольшое количество очков,

за хорошие - сто. Кто-либо из высшего руководства компанией им говорит: "На

работе вы за свой труд можете получить неограниченное количество очков, или

получить очень малое количество очков из-за допущенной ошибки. Но эта

ошибка может привести к очень большим потерям в фирме. Поэтому ваши ошибки

могут стать катастрофой для компании".

Работая на предприятиях промышленности с людьми, японские менеджеры

понимают, что работники трудятся не только ради денег, работающие должны

почувствовать, что они члены семьи и с ними обращаются как с уважаемыми ее

членами, как с близкими коллегами.

Инженерно-технические работники на предприятиях "Сони" имеют униформу -

одинаковые куртки и обедают в кафе за теми же столиками, за которыми едят

рабочие. Ни один управляющий в фирме не имеет отдельного кабинета. Все

менеджеры сидят в одних помещениях со своими подчиненными.

Каждое утро мастера проводят перед началом работы беседы с рабочими,

дают им инструкции. Мастера интересуются здоровьем подчиненных и здоровьем

членов их семей. Выясняют, нет ли у людей проблем, которые можно решить с

помощью администрации. Все молодые инженеры в фирме начинают свой трудовой

путь на конвейере для того, чтобы на практике разобраться с технологией и

получить представление о своем влиянии на этот процесс. Еженедельно выходит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.