Система японского менеджмента
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Менеджмент внешнеэкономической деятельности
На тему: «Система японского менеджмента»
Выполнил студент группы М-82
Васильев М. Ю.
Проверил преподаватель Васильева Т. А.
Сумы 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Принципы японского управления
1.1 Поведение в организации
1.2 Система контроля
1.3 Система управления качеством
2. Управление персоналом в Японии
2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих
2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»
2.3 Система принятия решений «рингисэй»
2.4 Организационные структуры управления
2.5 Подготовка кадров
3. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента
4. Практические аспекты японского менеджмента
4.1 Система организации и управления промышленным комплексом
4.2 менеджмент корпорации SONY
4.3 Условия и практика “трансплантации” японского опыта.
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её
исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские
методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не
значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что
основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных
плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-
психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство
долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно
чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение
доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-
фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию,
и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально
эффективно.
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в
большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью:
основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель,
которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность
работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда
работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной
целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды
с наименьшими усилиями.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть
характерных признаков японского управления.
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии
ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство
корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с
руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для
укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует
улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и
рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для
улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность
количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и
сознательного направления вектора их активности на цели более значимые,
чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает
система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для
европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности
фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает
взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и
совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации,
дают существенные результаты. Японская система управления старается также
создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных
ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для
потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и
взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и
поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения экономической эффективности производства и
качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих
фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при
которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за
исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только
виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и
принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители
ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую
выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы
увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости
контроля качества. При управлении производственным процессом их главная
забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя
заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в
работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится
с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения
японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных
помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие
нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии
для содействия дополнительным нововведениям широко используется система
новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого
качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок,
который может служить гарантией качества продукции и способен повысить
производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих
отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества
служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и
управляющими.
1. Принципы японского управления
Мы любим людей и землю.
Лозунг фирмы «Sanyo electric»
Современные методы управления сложились в Японии в условиях
послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу
восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием
американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры
познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом.
Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную
ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 19945 года в Японии не было эффективной системы
управления произодством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска
модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932
года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии
называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об
управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь.
Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль
производителя в том, чтобы преодолеть бедность».
Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала
применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью
усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не
только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь
полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский
путь развития.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд
концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются
система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда
мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена
группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого.
Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с
исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая
деятельность.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того,
чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения
общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других
стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже
кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования
личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу
развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня
характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания
оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не
забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным
духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного
из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:
«Тот, кто является руководителем организации, должен прежде всего
сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен
прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее
политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом,
чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и
получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать такой образ
мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных
целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и
практически применимой концепцией».
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция
непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к
постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного
обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к
саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С
другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной
работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к
управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании
мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены,
что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное
удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и
извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим
в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и
быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие
не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|