порядке, наедине, скажем, в беседе, в которой анализируются достигнутые
результаты, так и в присутствии группы. Никогда не стоит преуменьшать роль
положительного подкрепления, даже незначительного, особенно в случаях,
когда оно применяется оперативно и связано с решением текущих практических
ситуаций.
При использовании обратной связи в мотивационном процессе важно не
упустить из виду именно воздействие достигнутых результатов на практическую
деятельность. Подкрепление обращается не на личные качества человека, а на
его достижения. К примеру, менеджер может строить свое обращение к
подчиненному следующим образом: «В течение прошлого года вы замечательно
освоили вопросы предварительной подготовки к выполнению работы, но в
последующем можно уделить больше внимания точности в реализации намеченного
и лучше распределять работу во времени». Используя положительное или
отрицательное воздействие на подчиненных не следует забывать, что за
определенный период времени реально полностью воспринять только
ограниченное количество информации. В этой связи целесообразно давать
отдельному работнику или группе больше информации, чем может быть хорошо
усвоено. Во всех случаях наиболее эффективной формой контактов с
подчиненными является личное взаимовлияние. Менеджер призван подумать о
том, что он способен разъяснить свои мысли максимально эффективно. В беседе
он может эффективно, естественно использовать мимику, жесты, эмоциональную
окраску речи и даже различные наглядные пособия. Беседа по личным вопросам
и обратная связь выступают действенными способами мотивации. Вместе с тем
индивидуальное подкрепление нужно применять соответственно ситуации, в
нужный момент, иначе и положительное подкрепление может быть сведено на
нет, а по своему воздействию даже превратится в отрицательное.
Важно стремиться к тому, чтобы использование отрицательного подкрепления
было максимально мотивировано. Оно всегда должно иметь четкие обоснования и
применяться в конструктивном духе. В первую очередь Это касается
материальных наказаний. Штрафы — далеко не лучший инструмент побуждения к
плодотворной работе. В то же время без них не обходится ни одно
предприятие. Важно придерживаться установленных правил.
Еще одно обстоятельство. Чем раньше понесет сотрудник наказание за плохую
работу, тем оно будет действеннее. Столь же правильно и обратное: чем
быстрее награждение за успешный труд, тем эффективнее оно воспринимается,
тем больше пользы. Конечно, порой приходится мириться с отсроченной оценкой
результатов работы (например, вычетами из зарплаты). Однако информировать
провинившихся сотрудников о штрафе следует незамедлительно.
Если менеджер наказывает своего подчиненного, он призван быть с ним
выдержанным и предельно вежливым. Важно четко объяснить, в чем конкретно
его вина. Прежде чем ругать, его следует за что-то похвалить, например,
оценив его деловые качества, однако в конкретной ситуации он подвел
компанию и поэтому наказание заслуженно и неизбежно. Вести подобный
разговор нужно, естественно, без посторонних, коллектив же следует
поставить в известность о свершившемся, не разглашая сумму штрафа.
Размер штрафа за конкретные проступки, как правило, не должен
фиксироваться. Когда он колеблется, имеет верхний и нижний пределы, это
эффективнее. За проступок, совершенный впервые, сотрудника обычно штрафуют
по минимуму, а максимальный штраф получает наиболее злостный нарушитель.
Налагая взыскание за невыполнение работы в установленный срок, нужно
назначить новый срок для выполнения работы и проконтролировать исполнение.
Цель менеджера — добиться того, чтобы сотрудники выполняли работу тщательно
и в срок.
В стимулировании бывают разные неординарные ситуации. Как, например,
поступить с сотрудником, который опоздал с отчетом, но подготовил его
отлично и представленные выводы оказались очень важны для компании? Что
правильнее: штрафовать его за срыв сроков или премировать за качество
проделанной работы? Отрицательное воздействие в данном случае, видимо,
стоит использовать наравне с положительным, но чтобы в результате от
обратной связи осталось в целом благоприятное впечатление и побуждение к
активным действиям на будущее. Вместе с тем данные оценки следует развести
во времени. Штраф налагается раньше, чем определяется премия за качество
выполненной работы. Если полезный эффект от проделанной работы многократно
превышает потери от задержки в предоставлении отчета, соотношение сумм
премии и штрафа должно этому соответствовать. Система штрафов эффективна
лишь тогда, когда она дополняется системой премий. Размер эффективного
штрафа не должен превышать 30% от реального дохода сотрудника. Минимальная
граница более подвижна, но порог чувствительности премии следует учитывать.
Разумеется, сотрудники должны быть заранее поставлены в известность, какие
проступки могут повлечь за собой конкретные материальные взыскания.
1.4 Мотивация, как процесс управления персоналом
Участие человека в хозяйственной деятельности обусловливается его
потребностями и возможностями их удовлетворения, которые базируются на
характеристиках человеческого потенциала (здоровье, нравственность),
творческие способности, образование и профессионализм. Человек в рыночной
экономике выступает как потребитель экономических благ, производимых
предприятиями, и в то же время — как обладатель потенциалов, способностей,
знаний, навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным
организациям.
Главной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее
эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями
предприятия и общества. При этом важно сохранение здоровья каждого человека
и установление отношений конструктивного сотрудничества между членами
коллектива, различными социальными группами. В любом бизнесе, каждом его
элементе присутствует фактор взаимодействия менеджера с коллективом фирмы,
которое так или иначе, прямо или косвенно связано с мотивацией.
Безусловно, что одним из эффективнейших типов современного управления
является мотивационный менеджмент. Это не только объясняется значительным
повышением роли человеческого фактора в управлении, но и тем, что отражает
одну из главных тенденций развития производства и общества. Мотивационный
менеджмент представляет управление, в котором ключевые приоритеты отдаются
мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной
деятельности человека.
Существует множество моделей мотивирования. Каждый менеджер призван
построить свою собственную концепцию мотивационного менеджмента, которая
должна опираться на отличное знание мотивов поведения и деятельности
человека. Мотивирование зависит от предмета (качество, производительность и
пр.), целей, учета особенностей и знания персонала.
Мотивирование наиболее ярко проявляется в механизме управления, но
возможности эффективного мотивирования должны быть заложены и в
методологии, и в организации управления. Все модели мотивации в практике
российского менеджмента призваны учитывать межличностную культуру, семейное
положение, социальную обстановку, политические факторы, российский
менталитет, склонность к патриотизму и энтузиазму, терпеливость.
Следует иметь в виду, что существует мотивация на уровне топ менеджмента и
мотивация на уровне непосредственного управления. Они различаются
масштабами деятельности менеджера и управления в целом.
Приведем следующую схему (схема 2).
Мотивационный менеджмент представляет управление, построенное на
приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий
заинтересованности в результате и стремлении к его достижению.
Мотивационный менеджмент
База мотивации Результат
мотивации
Поиск альтернативных Экономия
времени
подходов
Исследование Экономия ресурсов
возможности
мотивации Эффективность
Инструментарий
мотивации Качество
(мех. Управления)
Тип организации Ритмичность
Интересы и
ценности Образование
(мотивы поведения)
Стимулы Творчества,
инновации
Образование и
квалификация
Развитие
коллектива
оценка результатов
Социально- Производительность
психологическая
атмосфера
схема 2 - мотивационное управление
Менеджеру приходится разрабатывать мотивацию отдельных коллективов, групп,
но для мотивации непосредственного управления главным является каждый
человек в отдельности. В топ-менеджменте также существует индивидуальное
мотивирование, которое осуществляется относительно непосредственно
подчиненных менеджеру служащих, его заместителей.
Оттолкнемся от общих подходов. Управление человеческими ресурсами
предприятия, как известно, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных
видов деятельности:
— Определение потребности в рабочих, инженерах, других сотрудниках,
менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.
— Анализ рынка труда и управление занятостью.
— Отбор и адаптация персонала.
— Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и
административного роста.
— Обеспечение оптимальных условий труда, в том числе благоприятной для
каждого человека социально-психологической атмосферы.
— Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов
труда, установление необходимых соотношений между количеством оборудования
и численностью персонала различных групп.
— Управление производительностью труда.
— Разработка систем мотивации эффективной деятельности.
— Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование
систем оплаты труда.
— Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.
Участие в проведении переговоров об оплате труда между представителями
работодателей и работополучателей.
— Разработка и практическая реализация социальной политики предприятия.
— Профилактика и ликвидация конфликтов. Объем работ по каждому из этих
направлений зависит от размеров предприятия, характеристик производимой
продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени
автоматизации производства, социально-психологической обстановки на
предприятии и за его пределами, и целым рядом других факторов. В целях
обеспечения эффективной работы персонала необходимо создание атмосферы
конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива
заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. Создание
подобной социально-психологической атмосферы является наиболее сложной
задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки систем
мотивации, объективной оценки результатов труда, выбора стиля управления,
соответствующего конкретной ситуации.
Управление персоналом и обеспечение нормальных условий труда базируется:
— на социально-психологической диагностике;
— анализе и регулировании групповых и личных взаимоотношений руководства;
— управлении производственными и социальными конфликтами и стрессами;
— информационном обеспечении системы кадрового управления;
— управлении занятостью;
— оценке и подборе кандидатов на вакантные должности;
— анализе кадрового потенциала и потребности в персонале;
маркетинге кадров;
_ планировании и контроле деловой карьеры;
— профессиональной и социально-психологической адаптации работников;
— управлении трудовой мотивацией;
— правовых основах трудовых отношений;
— психофизиологии, эргономике и эстетике
труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|