разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих
правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми
предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий.
Кроме того, необходимо сформировать систему управления» обеспечивающую
скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в
итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных
механизмов поддержки малого предпринимательства.
При решении проблем доступа малых предприятий к имуществу
реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по
обязательному привлечению малых предприятий к торгам, создать перечень
малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным
показателям участвовать в размещении заказов на поставки продукции для
государственных нужд. А введение аккредитации позволит выделить
определенное количество добросовестных партнеров и закрепить их в этом
качестве официально.
Для обеспечения определенного уровня защиты интересов работников малых
предприятий необходимо разработать и внести изменения и дополнения в
трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в
деятельности малых предприятий.
В рамках подготовки предложений по преодолению административных
барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо
предусмотреть:
составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к
осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды
проверок деятельности субъектов малого предпринимательства;
разработку соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих
порядок проведения проверок (право доступа в помещение малого предприятия,
ознакомление с документами и получение информации; обязанности вручения
предписания, ордера или иного документа, удостоверяющего право на
осуществление контрольных функций);
ознакомление с результатами проверки;
обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки;
установление четких полномочий должностных лиц.
Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов
малого предпринимательства, поскольку представители малого бизнеса слабо
владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового
анализа, правовой культуры.
Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства,
формирования гибкой системы государственной поддержки малого
предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие федеральных
и региональных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение
этих целей:
открытость как при формировании государственной политики поддержки
малого предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и
гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки,
установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность
об использовании, выделенных на поддержку малого предпринимательства
средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
учет национальных, региональных и исторических особенностей;
поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм
организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов
деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через
предпринимательские союзы и объединения;
значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки
малого предпринимательства при сохранении единства стратегических целей,
правовой базы и информационного пространства;
ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов —
лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов
венчурного инвестирования; развитие схем кредитования малых предприятий с
обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а
также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий,
заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями;
использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в
качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и
создания объектов его инфраструктуры;
формирование информационной сети, расширение информационного поля для
предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной
информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах,
налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
организация систематических исследований по проблемам малого
предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора
экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по
корректировке государственной поддержки малого предпринимательства;
существенное улучшение системы учета и государственной статистики малого
предпринимательства;
обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных
структур;
организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на
стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства, подготовку
населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по
отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование
соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
2. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы рассчитана на 2000—2001 годы и предполагает два
этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы,
например по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты и после
окончания периода ее реализации.
Первый этап предусматривает создание всех организационных структур и
отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных
мероприятий.
Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе результатов
первого этапа с учетом отраслевых,, социальных и территориальных
приоритетов.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий представлена шестью направлениями
(разделами).
Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся
системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся
свои внутренние задачи.
Направление I содержит перечень мероприятий по совершенствованию
нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого
предпринимательства, и анализу регионального законодательства.
Направление и определяет условия, источники, участников и технологии
реализации приоритетных мероприятий, предусмотренных в рамках направления
III. Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, основной акцент в данном
разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения
внебюджетных ресурсов. Таким образом закладывается основа, позволяющая
после 2001 года создать условия для ресурсного обеспечения малого
предпринимательства за счет внебюджетных источников. В качестве
приоритетных направлений в данном разделе выделены:
новые (посткризисные) схемы работы с кредитно-финансовыми организациями,
предусматривающие содействие реструктуризации банковской системы с целью
создания специализированных кредитных организаций для работы с малым
бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий
для удешевления кредитных ресурсов;
гарантийные механизмы кредитно-инвестиционной поддержки малых
предприятий, предусматривающие создание национальной системы гарантирования
частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту;
различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых
операций;
системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества
взаимного страхования) и микрокредитование;
франчайзинг;
участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд
и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из Бюджета развития Российской
Федерации.
Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и сферы
деятельности, в которых на период реализации Программы будет
стимулироваться развитие малого предпринимательства:
агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции;
малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров
народного потребления;
малая строительная индустрия;
транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность;
дорожное хозяйство и придорожный сервис;
почтово-ииформационный сервис;
инновационная сфера;
общественное питание и сфера услуг.
Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых,
статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого' бизнеса
как в России, так и во веем мире представлена именно этими отраслями
(торговля, общественное питание, строительство, промышленность, сельское
хозяйство, транспорт, наука и связь), в то время как в других сферах
экономики малый бизнес не так привлекателен. Во-вторых, предлагаемая
структура хорошо согласуется со структурой платежеспособного спроса
населения. В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать
наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и ресурсов. Каждое
из представленных направлений подлежит уточнению в процессе планирования и
согласования с государственными заказчиками соответствующих федеральных
целевых программ. По своей сути настоящее направление Программы носит
межпрограммный и межведомственный характер, так как представленные
мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства могут
осуществляться в качестве составных частей федеральных целевых и
межведомственных программ.
Направление IV нацелено на пересмотр существующей институциональной
системы: мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности
государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов
инфраструктуры, их перепрофилирование с целью более рационального
использования. В этой связи становится актуальным распространение в
регионах Российской Федерации наиболее передового регионального опыта по
развитию системы поддержки малого предпринимательства (гг. Москва, Санкт-
Петербург, Нижний Новгород, Великий Новгород, Екатеринбург, Самара, Томск,
Казань и др.).
Кроме того, реализация мероприятий предусматривает интеграцию и
взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения малого
предпринимательства.
Направлением V предусмотрены мероприятия по научно-методическому и
кадровому обеспечению, а также взаимодействие со средствами массовой
информации и пропаганда Предпринимательской деятельности. Помимо
мероприятий, носящих адресный характер (в соответствии с приоритетными
направлениями), предусмотрены мероприятия, имеющие межведомственный
иразличные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых
операций;
системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества
взаимного страхования) и микрокредитование;
франчайзинг;
участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд
и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из Бюджета развития Российской
Федерации.
Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и сферы
деятельности, в которых на период реализации Программы будет
стимулироваться развитие малого предпринимательства:
агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции;
малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров
народного потребления;
малая строительная индустрия;
транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность;
дорожное хозяйство и придорожный сервис;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|