реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">2. Англо-саксонская (общего права) (Англия, США, Канада) (её признаки): а) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); б) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер: в) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; г) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; д) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; е) отсутствуют кодифицированные отрасли права; ж) отсутствуют классическое деление права на частное и публичное; з) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; и) юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

3. Семья религиозного права (Иран, Ирак, Индия, Пакистан) (её признаки): а) главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юр. предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; в) весьма тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; г) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; - отсутствует деление права на частное и публичное; д) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; е) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; ж) во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

4. Семья традиционного права (Мадагаскар, Африка, Дальний Восток) (её признаки): а) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; б) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; в) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; г) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; д) судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; ж) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; з) юр. доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; и) архаичность многих ее обычаев и традиций.

Эффективность права: критерии и пути ее повышения

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Цель является началом правореализующей деятельности. Здесь отражается уровень правового развития общества и одновременно его недостаточность. Кроме цели необходимы средства ее достижения. Такими средствами выступают нормы права и правоприменительные акты. Важнейшим вопросом эффективности права является механизм его реализации.

Результат зачастую бывает вовсе не такой, как предполагалось. Чтобы достигнуть желаемого результата надо либо предварительно апробировать юр. средства на определенном регионе, либо использовать опыт других государств, которые уже использовали эти средства. Сами по себе юридические средства не могут привести к реальному результату. Для этого необходимы реальные (материальные) средства, скрывающиеся за юр-ми. Абсолютизация юр. средств, воздействующих на общественные отношения через поведение людей, недопустима.

Путями повышения эффективности сегодня являются: совершенствование правотворчества, правоприменения и правовой культуры субъектов права.

Правотворчество должно включать высокий уровень законодательной техники, выражать общественные интересы и закономерности общества. Юр. и информационные средства должны создавать положение, когда соблюдать закон выгоднее, чем нарушать.

Важными являются правовые гарантии механизма правового регулирования. Нужно поднять вероятность законных действий и запланированных общественных результатов.

Вероятность воспрепятствования позитивным действиям надлежит снизить. Все это дополняется действенностью применения права, реального правового регулирования. При этом совершенная нормативная регламентация обеспечивает стабильность и единообразие в правовом регулировании, а правоприменение учитывает индивидуальные особенности данного случая. Правотворчество и правоприменение должны оптимально сочетаться для гибкости и универсальности правового регулирования. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также способствует качеству правового регулирования, укрепляет законность и правопорядок. Окончательным критерием целесообразности, результативности и эффективности права может служить только практика, которая является критерием истины.

Система права: понятие и элементы

Системой права называется внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Признаками системы права является то, что она складывается в соответствии с потребностями общественного развития, состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей, характеризуется наличием прямых и обратный связей, должна быть внутренне не противоречивой, согласованной. Элементами системы права являются такие вещи, как норма права, правовой институт, подотрасль и отрасль права.

Норма права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, структурно организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения. Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений. Отрасль - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования. Обыкновенно отрасли права делятся на: 1. Профилирующие (конституционное, уголовное гражданское, административное уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное. Профилирующим отраслям соответствуют конституция и отраслевые кодексы). 2. Специальные земельное, семейное, финансовое, трудовое, уголовно-исполнительное (тюремное). Данные отрасли по объему регулирования гораздо уже. Это ставшие самостоятельными бывшие подотрасли права. Все они регулируются кодексами). 3. Комплексные (экологическое, жилищное). Их характеризует разнородность методов правового регулирования при наличии определенного предмета.

Важным разделением отраслей является деление на материальное (состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское и др.) и процессуальное (состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное).

Черты, системы права:

а) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли; б) ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; в) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; г) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Система права и система законодательства, их соотношение

Система права - это объективное правовое явление, она формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм Право не существует вне законодательства. В законодательстве правовые нормы получают внешнее проявление. Первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы (указание на условия, при наличии которых эта норма должна действовать), диспозиции (собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн. или простые и сложные) и санкции (меры ответственности за нарушение диспозиции). Первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Она не всегда содержит гипотезу, диспозицию и санкцию. Диспозиция может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта или в совершенно другом акте. В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права. Если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы. Если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя. Если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй). Если система нрава имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое). Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства: Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношении, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство). Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства). Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, военное законодательство). Они регулируют не вид, а сферу общественных отношений, где есть разные виды отношений.

Норма права: понятие и признаки. Виды норм права

Норма права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, структурно организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Логической нормой называется выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную структуру. Логическая норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - часть нормы, указывающая на конкретные (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма. Диспозиция - часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права. Санкция - часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие вследствие нарушения диспозиции. Виды норм права классифицируются на отправные и нормы - правила поведения. Отправными нормами права являются нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные, нормы-дефиниции и коллизионные нормы Нормы-правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.