Теория государства и права
Предмет ТГиП. ТГиП в системе юр. науки и практики ТГП имеет своим предметом основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь. Главным является изучение категорий и понятий правовой науки. Важным является также рассмотрение правотворческой правоприменительной практики и толкование права. Элементами данного предмета являются сущность и социальное назначение политико-правовых явлений, закономерности возникновения, развития и функционирования государства, система категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции, формы и т.п.), принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории права и государства, правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика, прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права. Функциями теории государства и права являются: 1. Онтологическая (онтология - философское учение о бытии), решающая вопросы о природе государства и права, причинах их возникновения и сущности, познавательно-констатирующая, которая вырабатывает приемы и теоретические конструкции, способствующие познанию государства и права. 2. Интерпретационная (объяснительная). 3. Эвристическая, в ходе которой открывается новое. 4. Методологическая, которая проявляется в разработке коренных теоретических положений, они направляют решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках. 5. Организационно-управленческая (или практически-организаторская), которая сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов, применения норм права и укрепления законности, образования и строения органов государства. 6. Мировоззренческая (идеологическая), которая состоит в разработке обобщенных взглядов на право и государства, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании. 7. прогностическая сводится к предвидению. В системе юр. наук ТГиП относится к историко-правовым наукам. Место ТГиП в системе юр. наук. Общность ТГиП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юр. наукам ТГиП выступает как обобщающая. 1. ТГиП изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. 2. ТГиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). 3. ТГиП играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем ТГиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же ТГиП с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности ТГиП как науки состоят в том, что она является: 1. Гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); 2. Политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); 3. Теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юр. наук). Методология теории государства и права Метод представляет собой своего рода средство, способ познания исследуемой государственно-правовой материи. Совокупность методов научного познания действительности формирует методологию исследования. Методология ТГиП - система особых приёмов, принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемой материи, а так же от их специфики и характера все методы классифицируются на несколько групп: 1. Всеобщий диалектико-материалистический метод - распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Затрагивает и помогает решать научные, академические вопросы. Его использование ведёт от менее ёмкого и глубокого знания к более широкому и глубокому знанию о ГиП, к быстрому накоплению теоретически и практически значимой о них и для них информации. 2. Общие методы - как и предыдущий, широко востребованы во всех без исключения конкретных науках, но охватывают собой не все стадии научного познания. Сфера их применения ограничивается решением лишь определённых познавательных задач. Они делятся на : а) системный метод - «открытие» которого для юр. науки, включая ТГиП, и широкое, интенсивное использование неразрывно связаны с разработкой системных исследований в различных сферах жизни общества лишь в послевоенный период. б) сравнительный метод - использование началось в 19-20 веке, когда стала формироваться относительно самостоятельная отрасль правовых знаний под названием «сравнительное право». 3. Специальные методы - разрабатываются в рамках отдельных спец. наук и широко используются для изучения ГиП. К ним относятся: математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и др. Их значимость - они вместе с другими методами позволяют взглянуть на ГиП с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о ГиП. 4. Частные методы - вырабатыватся самой ТГиП и др. юр. науками и используются только в пределах этих наук. Имеют не только сугубо академический, но и практических характер. К ним относятся: методы выработки правовых решений, методы толкования норм права, формально-юрид. метод и др. Типология государства Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: а) Рабовладельческий - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности раб. гос-во - это организация власти господствующего класса в рабовладельческой общественно- экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. б) Феодальный - результат гибели рабовл-го строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу гос-ва соответствует определенный тип производственных отношений. Такое гос-во есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов угнетения и подавления зависимого крестьянства. Гос-во обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального гос-ва. в) Буржуазный - функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юр. независимости рабочих от эксплуататоров. Это последний тип эксплуататорского гос-ва. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос-ой власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа гос-ва, а затем полное отмирание государственности как таковой. г) Социалистический - возникает в результате соц. революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях гос-ую машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое гос-во создает такую систему экон-их отношений, которая базируется на общ-ой собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос-ва. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные, т.п.). В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества. Государственная власть: ее свойства и формы осуществления Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Гос-ая власть - особая разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, гос-ая власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «гос-ая власть», т.к. первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии. Гос-ая власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты гос-ой власти: 1) распространяется на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение; 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) система налогов; 6) деление населения по территориальному признаку. Государственная власть - это, прежде всего публичная власть. Она делится на: 1. Законодательная - делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, наблюдения и контроля за аппаратом исполн. власти. 2. Исполнительная - вторичная подзаконная ветвь гос. власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и др. актов законодательной власти. 3. Судебная - специфическая независимая ветвь гос. власти, осуществляемая путём гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в суд. Заседаниях споров о праве. Можно также выделить правящую элиту, управленческий аппарат, силовые структуры государства (армия, полиция, тюрьмы). Исходя из этой структуры, государство имеет функции: правоохранительную (которая сводится к творчеству, применению и охране права), в эксплуататорских государствах это сводится к защите господствующего класса от угнетенных, в современных государствах защищаются все законные интересы. Экономическая функция означает регулирование экономики и проведения общественных работ в интересах всего общества. Современное государство также берет на себя социальные функции. Это означает поддержку малообеспеченных слоев. Кроме того, социальные услуги оказываются всем. Еще одна функция - внешняя. Это защита своей территории от агрессии, в эксплуататорских государствах захват и ограбление чужих территорий. Современное государство также осуществляет международное сотрудничество в борьбе за мир, разоружение, старается разрешить по справедливость межгосударственные конфликты и глобальные проблемы современности. Можно сделать вывод, что способы осуществления функций государства различаются в эксплуататорском и современном государстве. В эксплуататорском государстве учитываются интересы только господствующего класса, в современном всех слоев населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|