) формы воспитания.К формам воспитания относятся:правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний);правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей);юридическая практика (способствует передаче юридической информации);самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);49. Понятие и признаки нормы праваНорма права -- установленное или санкционированное гос-вом, обеспеченное гос.защитой, общеобязательное, формально определенное правило общего порядка, регулирующее общ-ное отношение.К признакам нормы права относятся:1. нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц);2. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);3. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);5. системность (ни одна норма права самостоятельно вне связи с другими нормами права не может регулировать общ-ные отношения);6. иерархичность - нормы права имеют разную юридическую силу.7. Принудительное обеспечение действия норм права (гос.принуждения)8. Неперсонифицированность - правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками.50. Структура нормы праваСтруктура юридической нормы -- это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.Таких частей три: гипотеза (предположение) -- элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; диспозиция (юридическое расположение сторон) -- элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; санкция -- элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -- меры наказания, так и позитивными -- меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).51. Соотношение нормы права и статьи нормативного актаНорма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права -- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта -- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного актабланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил52. Классификация норм праваВыделяют следующие основные виды правовых норм:1) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:* исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;*специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права; в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные; в зависимости от их характера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);4) в зависимости от методов правового регулирования -- на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);5) в зависимости от времени действия -- на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)6) в зависимости от функций -- на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм -- на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц-- пенсионеров);8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы -- на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);в зависимости от сферы действия -- на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия); в зависимости от юридической силы -- на правовые нормы законов и подзаконных актов; в зависимости от способа правового регулирования -- на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);12) в зависимости от субъектов правотворчества -- на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.53. Понятие и виды форм (источников) праваИсточник (форма) права -- это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.Выделяют четыре основных формы права:• нормативный акт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);• правовой обычай -- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);• юридический прецедент -- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права -- Великобритании, США, Канаде и т.д.);• нормативный договор -- соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).• правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.54. Понятие и виды нормативных актовНормативный правовой акт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются: 1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме; 2) в зависимости от сферы действия на: *общефедеральные; нормативные акты субъектов Федерации; органов местного самоуправления; локальные. 3) в зависимости от срока действия -- на: неопределенно-длительного действия; временные. 55. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие): по истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. 56. Правотворчество: понятие, принципы, виды Правотворчество -- это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчеству присущи следующие принципы: · научность (важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию); профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы); законность (подобная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов); демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе); *гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности). *оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Виды правотворчества: 1) в зависимости от субъектов на: правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования); правотворчество государственных органов (ГД, Правительства РФ); правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|