реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

реферат
) формы воспитания.

К формам воспитания относятся:

правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний);

правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей);

юридическая практика (способствует передаче юридической информации);

самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

49. Понятие и признаки нормы права

Норма права -- установленное или санкционированное гос-вом, обеспеченное гос.защитой, общеобязательное, формально определенное правило общего порядка, регулирующее общ-ное отношение.

К признакам нормы права относятся:

1. нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц);

2. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

3. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5. системность (ни одна норма права самостоятельно вне связи с другими нормами права не может регулировать общ-ные отношения);

6. иерархичность - нормы права имеют разную юридическую силу.

7. Принудительное обеспечение действия норм права (гос.принуждения)

8. Неперсонифицированность - правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками.

50. Структура нормы права

Структура юридической нормы -- это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

гипотеза (предположение) -- элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

диспозиция (юридическое расположение сторон) -- элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

санкция -- элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -- меры наказания, так и позитивными -- меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

51. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права -- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта -- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта

бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил

52. Классификация норм права

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

* исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;

• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;

*специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;

в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные;

в зависимости от их характера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);

4) в зависимости от методов правового регулирования -- на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия -- на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)

6) в зависимости от функций -- на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм -- на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц-- пенсионеров);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы -- на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);

в зависимости от сферы действия -- на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);

в зависимости от юридической силы -- на правовые нормы законов и подзаконных актов;

в зависимости от способа правового регулирования -- на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

12) в зависимости от субъектов правотворчества -- на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.

53. Понятие и виды форм (источников) права

Источник (форма) права -- это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основных формы права:

нормативный акт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

правовой обычай -- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент -- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права -- Великобритании, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор -- соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

54. Понятие и виды нормативных актов

Нормативный правовой акт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются:

1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия на:

*общефедеральные; нормативные акты субъектов Федерации; органов местного самоуправления; локальные.

3) в зависимости от срока действия -- на:

неопределенно-длительного действия; временные.

55. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):

по истечении срока действия акта, на который он был принят;

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

56. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Правотворчество -- это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчеству присущи следующие принципы:

· научность (важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию);

профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы);

законность (подобная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов);

демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе);

*гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности).

*оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Виды правотворчества:

1) в зависимости от субъектов на:

правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования);

правотворчество государственных органов (ГД, Правительства РФ);

правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.