p align="left">Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру -- государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. 11. Основные положения психологической теории происхождения гос-ва Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возникает власть государственная. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Государство - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. 12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя 1. Территория - пространство, в рамках кот. действует суверенная гос.власть. Гос.граница - плоскость, определяющая пределы действия гос.власти как суверенной. Структурные элементы территории гос-ва: сухопутная часть, водная, подземная территория, воздушная, иные объекты) 2. Население - совокупность индивидов, объединенных территориально и гражданством (подданством), а также общностью языка, религий, традиций. Гражданство - устойчивое правоотношение между индивидом и гос-вом, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. 3. Гос.аппарат - органы управления и принуждения. 4. Суверенитет включает 2 аспекта: внешний суверенитет - независимость гос-ва и международных отношений и внутренний суверенитет - верховенство гос.власти внутри страны. 5. Денежная система 6. Налоги 7. Национальное законодательство - система установленных или санкционированных гос-вом общеобязательных, формально определенных правил общего хар-ра, соблюдение которых обеспечивается и гарантируется гос-вом. 8. Гос.символика - включает официальное наименование гос-ва, столицу, флаг, герб, гимн, гос.язык, ритуалы, церемонии, награды. 13. Особенности возникновения права Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Возникновение права -- весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права -- его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может. Право -- более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права -- следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше. 14. Общая хар-ка государственной власти как особой разновидности социальной власти Социальная власть - присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Государственная власть -- это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); действует система налогов; население делится по территориальному признаку; ей присущи легитимность, легальность и т.п. 15. Понятие, сущность и назначение государства Государство - единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом. Сущность как философская категория означает основное, необходимое в том или ином явлении. Сущность - наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, соц. назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства -- его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация представляет. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал. 16. Понятие и классификация основных функций российского гос-ва в настоящее время Функции государства -- это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в хар-ных для данного гос-ва формах и свойственными ему методами. Признаки: 1. Содержание функции учитывает соц., групповые, национальные и иные интересы членов общества. 2. В функциях гос-ва воплощается, раскрывается, реализуется его разносторонняя деят-ть внутри страны и на международной арене 3. Функции гос-ва возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами и целями. 4. Функции гос-ва различных истор. типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика соц.-эконом, духовных и полит. преобразований жизни общ-ва Классификация основных функций: · По времени действия - постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); · По особенностям объекта гос.воздействия и специфике содержания: политические, экономические, социальные, экологические, научные, правоохранительные; · По соц. значимости: общие и отдельные; По сфере деят-ти: внешние и внутренние 17. Общая характеристика основных внутренних функций российского государства Внутренние функции государства -- это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка-- это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества; эконом. - в выработке и гос. координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме; налогообложения - выступает самостоятельной основной функцией Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления; 4) социальная защита - есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности; 5) эколог. - разработка природоохранного законодат-ва, с помощью кот. устанав-ется правовой режим природопользования; 6) культурная призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан. 18. Общая характеристика основных внешних функций российского государства Внешние функции гос-ва - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним ф-циям современного Российского гос-ва относятся следующие: 1. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. 2. Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. 3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. 19. Понятие и основные элементы формы государства Форма государства -- это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Элементами формы государства выступают: форма правления (это структура высших органов гос.власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними; различают монархию и республику); форма государственного устройства (это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями; по форме делятся на унитарные и федеративные); политический (государственный) режим (это система методов, способов и средств осуществления политической власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|