p align="left">20. Формы государственного правления Форма государственного правления -- это структура высших органов гос.власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия -- это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства -- монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.). Виды монархий: 1. Децентрализованная. Хар-рна для периода феодальной раздр-сти. Гос. власть рассредот. между монархом и феодалами. 2. Сословно-представительная. Власть монарха ограничена сословно-представительным органом. 3. Абсолютная (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело ограничений принадлежит монарху (Бруней). 4. Конституционная. Бывает двух видов: дуалистическая - верховная гос. власть разделена между монархом и парламентом. Иордании, Кувейте, Марокко; парламентская. Власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом. Испания, Япония, Великобритания, Швеция. Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик: 1. Президентская. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. США, Мексика, Бразилия, Аргентина. 2. Парламентарная. Президент - глава государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Австрия, ФРГ, Швейцария, 3. Смешанная. Характеризуется сочетанием различных элементов. Франция, Россия, Югославия. 21. Форма государственного устройства Форма государственного устройства -- это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями. Различают следующие формы государствейного устройства: унитарную простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (на местах - представители из центра) -- Швеция, Дания, и децентрализованными, в которых избираются органы местного самоуправления -- Испания, Франция; федеративную - объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство. Виды: а) в зависимости от принципа формирования субъектов: - административно--территориальная; - национально--государственная; - смешанная; б) в зависимости от юридической основы: - договорная; - конституционная; конфедерацию (союз суверенных гос-в, созданный для достижения опр.целей - полит., эконом.). СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация. империя - государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти. 22. Политический (государственно-правовой) режим: понятие, виды Политический режим -- это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Признаки демократического режима: провозглашаются и реально обеспечиваются права человека; население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии; центральные и местные органы власти выборны, сменяемы и подотчетны избирателям; государственная власть легитимна; реально действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.Авторитарный режим можно рассматривать как переходное звено между демократическим и тоталитарным режимом.Признаки: на всех уровнях власти происходит концентрация власти; разделения властей реально не происходит; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные методы принуждения; существует частичная цензура; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всем своем объеме не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере).Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки: права и свободы человека и гражданина носят формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации; государство стремится к глобальному контролю над всеми сферами общественной жизни; очень подробная регламентация (урегулированность) общественных отношений; отсутствует контроль со стороны общества за государственными органами. Разновидностями тоталитарного режима являются фашистский и расистский режимы.23. Понятие и структура механизма государстваМеханизм государства -- это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Структура механизма государства включает в себя:1) гос. органы - находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осущ-нии своих непосред. властных функций.2) гос. организации --призваны осуществлять охранительную деятельность данного гос-ва (вооруженные силы); гос. учреждения -- осущ-ют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства; гос. предприятия -- осущ-ют хоз.-экон. деят-ть, производят продукцию либо обеспечивают произ-во, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; гос. служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;6) организационные и финансовые средства.24. Органы государства: понятие, признаки, видыОрган государства -- это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:представляет собой самостоятельный элемент механизма государства; действует от имени государства и по его поручению; образован и действует на основе нормативно-правовых документов; выполняет св-венные только ему задачи и ф-ции; наделен в этой связи властными полномочиями; состоит из гос. служащих и соответствующих подразделений; имеет соответств. материальную базу и финансовые ср-ва; осуществляют свою компетенцию тремя способами: путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера); путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); путем конкретно-организационной деятельности; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; осуществляет свою деятельность на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).Виды. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:· по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом и органы, формируемые другими гос. органами;· по форме реализации государственной деятельности -- на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;· по принципу разделения властей -- на законодательные, исполнительные и судебные;· по иерархии -- на федеральные, республиканские, местные;· по хар-ру подчиненности -- на органы «вертик.» подчинения (прокуратура, суд) и органы «двойного» подчинения;· по срокам полномочий -- на постоянные (прокуратура) и временные (временная администрация);· по способу принятия решений -- на коллегиальные (ГД РФ) и единоначальные (Президент РФ);· по правовым формам деятельности -- на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;· по характеру компетенции -- на органы общей компетенции и специальной компетенции25. Основные принципы организации и деятельности государственного аппаратаАппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы -- это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Такими принципами могут выступать: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина принцип демократизма - участие народа в формировании и организации деятельности государственных органов принцип разделения властей принцип законности принцип гласности, который обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кот. обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос. аппарата; принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос. управлении; принцип иерархичности - органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.26. Политическая система общества: понятие и структураПолитическая система общества -- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.Выделяют такие компоненты политической системы, как: полит. орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общ-ные орг-ции и объединения; полит. сознание, хар-ющее психологические и идеологические стороны полит. власти и политической системы;соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.27. Место и роль государства в политической системе обществаГосударство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;является единственным носителем суверенитета;обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);обладает, как правило, монополией на правотворчество;обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);определяет главные направления развития общества;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|