Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального закона №131 (на примере муниципальных образований Республики Башкортостан)
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра муниципального управления и социальной инженерии ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131 (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)» Студента 5 курса заочного отделения специальности 080504 Государственное и муниципальное управление ___________ (подпись) Руководитель:генерал-майор, канд. технич. наук, Начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан___________ (подпись)Рецензент:докт. техн. наук, проф., ___________ (подпись)Допустить к защите:Зав. кафедрой муниципального управления и социальной инженерии _____________________ д.с.н., проф. О.А. Уржа (подпись) У Ф А 2009г.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ«Утверждаю» Специальность 080504.65Зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление»___________О.А. Уржа«___»____________200__г.задание на разработку дипломного проектаСтудент ______________(фамилия, имя, отчество)1. Тема проекта Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального закона №131-ФЗ (на примере муниципальных образований Республики Башкортостан)______________________________________________________________________________2. Цель работы ____ Совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан________________________________________________________________________________________________________________________3. Перечень вопросов, подлежащих разработке в дипломном проекте:· теоретико-методологических:анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления (в аспекте безопасности в чрезвычайных ситуациях) _______________________________________________________________________· методических, аналитических: анализ организационной и функциональной структуры Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан___________________ _____________________________________________________________ · проектных, оценочных: разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан_______________________________________________________________ СОГЛАСОВАНО: Руководитель дипломного проекта: ______________________ () ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления 1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом 1.3 Современная организация местного самоуправления в России ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 2.1 Система гражданской обороны РФ 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА 3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ 3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ 3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ 3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ «Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан» В.В. Путин Одна из ключевых проблем, стоящих перед человечеством, - противоречие между потребностями социально-экономического развития и необходимостью сохранения среды обитания. Научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска аварий больших технических систем. Последнее связано с усложнением их конструкции, увеличением их числа, ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрацией. Кроме того, наряду с природными и антропогенными рисками возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций (ЧС) с тяжелыми последствиями нарастает угроза террористических воздействий на общество По оценкам экспертов, в США совокупные прямые издержки, связанные с авариями, катастрофами и вызываемыми ими заболеваниями, составляют 4-6% валового внутреннего продукта (ВВП). На долю техногенных катастроф приходится 15-25% преждевременной смертности. Особую роль в решении проблем обеспечения безопасности населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера играют система гражданской обороны (в соотв. с ФЗ от 12.02.1998г. №28-фз ) и Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (в соотв. с ФЗ от 21.12.1994г. №68-фз). Одним из основных постоянно действующих органов управления двух систем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). МЧС России является уникальной государственной структурой, не имеющей аналогов в мире. Его подразделения, институты и организации выполняют весьма широкий спектр работ: от оперативных, связанных с аварийно-спасательными мероприятиями, до научно-технических, обеспечивающих развитие науки о рисках и безопасности и опытно-конструкторские разработки, создание совместной специализированной техники. МЧС также занимает достойное место в общей государственной системе противодействия терроризму, являясь как главным организатором (совместно с ФСБ, МВД и МО России), так и основным исполнителем мероприятий, работ по минимизации и полной ликвидации последствий ЧС разного происхождения, в т.ч. и за счет террористических воздействий. В связи с этим постоянное совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях, ведущим органом которой является МЧС России, весьма актуально. В настоящее время Россия находится на стадии формирования системы муниципального управления, поэтому практически значимо совершенствование системы управления в ЧС при реализации Федерального закона №131-фз «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Одним из промышленно-развитых субъектов Российской Федерации является Республика Башкортостан, площадь которой составляет 143,6 тыс. км2 (0,8 % общей площади России). В республике проживает более 4 миллионов человек (около 3% населения России). Башкортостан занимает 7-е место по численности населения среди субъектов Российской Федерации. РБ входит в хорошо заселенную и освоенную зону страны. По территории проходят важнейшие железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом и Сибирью. В республике сильно развиты такие отрасли промышленности как нефтедобыча и нефтепереработка; химия и нефтехимия; электроэнергетика; деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов. Развиты также машиностроение и металлообработка. Такое промышленное развитие в республике предопределяет и повышенный риск возникновения ЧС. В связи с этим целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. Объектом исследования является система управления в чрезвычайных ситуациях, а предметом - совершенствование системы управления в ЧС в муниципальных образованиях Башкортостана. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС; - анализ особенностей функционирования системы Гражданской обороны (ГО) и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в субъекте РФ - Республике Башкортостан; - оценка информационной, организационной, социальной структуры Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, особенностей управления в чрезвычайных ситуациях; - разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной и муниципальной власти. Реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в любом правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, в т.ч. по защите в ЧС, тем самым, стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления, но ни один из периодов в истории российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. Даже в периоды наивысшего расцвета российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах. На нынешнем этапе развития общества важным условием преодоления отчуждения между государством и населением может стать широкое развитие институтов регионального и местного общественного самоуправления. В настоящее время Россия находится на стадии формирования системы муниципального управления, поэтому представляет интерес анализ и обобщение опыта зарубежных стран. Так, в последние годы во многих странах при организации систем муниципального управления используется опыт корпоративного управления, когда орган исполнительной власти возглавляет профессиональный управляющий (менеджер), работающий по контракту. В процессе реформы местного самоуправления, проводимой в настоящее время в России, целесообразно учесть многообразие организационных форм систем муниципального управления. Выбор конкретной модели должен осуществляться исходя из исторически сложившихся традиций местного самоуправления, территориальных и политических особенностей того или иного субъекта Российской Федерации. 1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ. В современной научной и учебной литературе выделяется пять основных теорий местного самоуправления [23, 24, 35]. Теория свободной общины. Теория свободной общины разработана в начале XIX в. немецкими учеными. Главная направленность ее заключается в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовала государству. Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила из признания общины как естественного сложившегося организма, независимого от государства. Идеи теории свободной общины получили отражение в законодательстве. В бельгийской конституции 1831г. наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая, «общинная» власть. Теория общественного самоуправления. Теория общественного самоуправления, пришедшая на смену теории свободной общины, также исходила из противостояния государства и общества, из признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. Эта теория выдвигала в качестве признаков самоуправления не государственный, а именно хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, усматривала сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными интересами без каких-либо вмешательств со стороны государства. При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов самоуправления. Однако на практике оказалось затруднительным выделить чисто хозяйственные дела местного значения, которые по своему существу отличались бы от дел государственного управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|